[<10>] ====== Толкования на Лк. 23:28 ====== ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших** Такое дивное запрещение плакать о Нем, когда Он, изнемогая под крестом, шел на очевидную и мучительную смерть, могло быть совершенно понято лишь после Воскресения Иисуса Христа; но совет плакать о себе и о чадах своих и теперь давал понять женам и каждому, какое великое различие между чувствами Иисуса Христа, в таком положении не оставляющего мысли и заботы не только о настоящей, но и о будущей судьбе чад Иерусалима, и бесчувствием первосвященников, которые перед Пилатом с таким безрассудством призывали на своих соотечественников кровь Праведника. **//Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших** Не знаю, как назвать тебя, чтобы приветствовать достойно, но есть опасность, что не следуешь ты даже самому обыкновенному разуму. Ибо этот вопрос: "По какой причине Христос сострадающих Ему жен не только не похвалил, но даже укорил?" - служит самым великим признаком того, что не принято тобою даже общее всем понимание. Сострадание оскорбительно было для Того, Чье страдание было не невольное. Ибо невольно страждущие справедливо оплакиваются, а терпящие добровольно - ублажаются. То или другое возбуждает не совершающееся видимым образом, но подвергаемая испытанию воля страждущих. Разбойники и мученики терпят одно и то же, но не от одного начала это происходит и впереди у них не один конец. //**Письма. Книга I.**// ---- Не должно плакать о мужественном борце, который вступает в борьбу, покрывается пылью и принимает на себя удары, потому что труды для него оканчиваются венцами. Не должно сетовать и о доблестном воине, который идет на брань и может подвергнуться ранам и поражению, потому что он возвратится победителем и заслужит победные венцы и провозглашения. Плакать же должно о тех, которые идут на разбои и человекоубийства, и особенно тогда, когда делают они зло, а потом и тогда, когда подвергаются наказанию. Если это так, почему пытался ты узнать, по какой причине Христос, когда шел на Крест как Победитель, не только не одобрил плачущих женщин, но даже запретил им? Явно, что страждущему невольно сострадание приносит утешение, а для страждущего добровольно оно обращается в обиду; ибо обидна сострадательность тому, чье страдание не непроизвольное. Итак, поскольку и Христос шел на страдание добровольно, чтобы истребить смерть и привести в бессилие диавола, а жены плакали о Том, Кого справедливо было восхвалить и прославить, то посему самому, как думают иные, обрек Он их на бедствие, а как по истине должно разуметь, предсказал, какие постигнут их беды. Ибо позволительно плакать не о Том, Кто победил грех и шел умертвить смерть, связать диавола, но о тех, которые в плену у греха, смерти и диавола. //**Письма. Книга II.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 28-31 **Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет** Женщины, эти создания, удобоподвижные на рыдания и плач, плачут так, как бы Господа постигла какая напасть, и тем выражают свою сострадательность и сетование о человеческой неправде. А Он не только этим недоволен, но даже возбраняет им. Ибо Он страдал добровольно, а страждущему добровольно, и притом за спасение всего рода человеческого, приличествуют не слезы, а одобрение и прославление. Крестом и смерть разрушена, и ад пленен. Слезы приносят утешение не тем, кои страждут добровольно, но тем, кои страждут невольно. Поэтому Он возбраняет им плакать о Нем, а убеждает их обратить внимание на будущие бедствия и плакать об этих бедствиях, когда женщины без жалости будут варить собственных детей, и чрево носившее, к сожалению, само опять в себя примет родившееся из него. Ибо если римляне так поступили со Мной, деревом влажным, плодоносным, вечно зеленеющим и вечно живущим силой Божества, и плодами учения своего всех питающих, то чего не причинят они вам, то есть народу, дереву сухому, лишенному всякой животворной праведности и не приносящему никакого плода? Если бы вы имели сколько-нибудь живительной силы добра, быть может, вы удостоились бы, по крайней мере, некоторой пощады; а теперь, как сухое дерево, вы подвергнетесь сожжению и погибели. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 28-29 **Обращься же к ним Иисус рече: дщери Иерусалимски, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших: яко се, дние грядут, в няже рекут: блажены неплоды, и утробы, яже не родиша, и сосцы, иже не доиша** **Дщери Иерусалимские** – тоже, что женщины, жены. **Не плачитеся о Мне** и пр. По видимому, Господь долженствовал обратиться к женщинам с словом благодарности за их сочувствие к Его положению; но Он забывает здесь о Самом Себе, о предстоящих Ему страданиях; Он представляет то, что ожидает народ Еврейский за отвержение Его, своего Мессии, и за причиненные Ему страдания и смерть: **себе** (о себе) **плачите и чад** (о детях) **ваших**. Не имел ли в виду, – замечает при сем еписк. Михаил, – Господь той страшной клятвы, которую так легкомысленно призывали иудеи на себя и детей своих: //кровь Его на нас и на детях наших// [[new:mf:27:25|(Мф.27:25)]]? Эти слова Господа плачущим женщинам значат, что наступает, и уже близко (дние грядут, **приходят**) время ужасных бедствий для всего еврейского народа. Несомненно, Господь разумеет здесь время скорбей и бедствий для Еврейского народа, имеющих быть при разрушении Иерусалима. Великость сих бедствий Господь выражает тем, что в то время будут считать счастливыми женщин бездетных: **блаженны неплодные** (неплоды) **и утробы, не родившия** (яже не родиша), **и сосцы непитавшие** (иже не доиша). Таким образом то, что почиталось за несчастие, наказание за грехи, сочтется за счастие, за милость Божию: потому что, если придется страдать, то страдать одним родителям, самим по себе, а не страдать еще за детей, как то будет с людьми, имеющими семьи. Вот как рассуждает по поводу сего плача один из духовных писателей. «Почему Спаситель запрещает дщерям Иерусалимским плакать о Нем? Божественным учением, святостию жизни и чудесами Он прославил на земле Отца небесного, – и Его осудили, как богохульника. Он пришел на землю, чтобы исполнить всякую правду и смиренно подчинился человеческой власти, – и Его приговорили к позорной смерти, как возмутителя. Почему же не плакать о Нем, когда невинно проливается Его драгоценная кровь? Потому, что пострадать и умереть было непременным и пламенным желанием Спасителя. Цель пришествия Его была на земле та, чтобы искупить род человеческий от греха, диавола и смерти – и вот Он идет на Голгофу, дабы совершить это величайшее дело божественной любви. **О себе плачьте и о детях ваших**, прибавляет Спаситель. Ибо причиною страданий и смерти Его, нашего Искупителя, были грехи рода человеческого, за которые правосудие небесное требовало жертвы. Зависть книжников и фарисеев, корыстолюбие Иуды, легкомыслие народа, грубость воинов и подобные сим явления, о которых говорит нам история страданий Спасителя, – суть плоды того греховного семени, которое получаем мы от родителей и передаем чадам. Об этом-то ужасном развращении рода нашего мы должны плакать. Плачь о себе, завистливый, ибо твой грех присутствовал в нечестивом совете врагов Христовых. Плачь о себе, корыстолюбец, ибо ты в лице Иисуса продал Христа своего! Плачь о себе, легкомысленный, ибо ты вместе с народом взывал прежде //осанна//, а потом //распни Его//! Плачь каждый о своем грехе. Слезы необходимы для грешника. И кто не плачет о грехах своих, тот будет плакать от наказания за грехи. Но какое бесконечное различие между тем и другим плачем! Это будет не то раскаяние, которое трогает сердце Отца Небесного и располагает Его к прощению. Но – плачь безутешный, на который никто не отзовется: ибо сказано о грешниках, что они напрасно будут взывать //горам: падите на нас и холмам: покройте нас// [[new:lk:23:30|(Лк. 23:30;]] [[old:os:10:08|Ос. 10:8)]]. Плачь же, грешник, этими сладкими слезами, чтобы не плакать после горькими слезами отчаяния! О, как часто мы стоим в глубокой скорби у ложа больного и плачем горькими слезами у гробов наших ближних. Почему же мы не плачем о своей смертельной болезни? Не плачем при мысли о той духовной смерти, которая уготовляется нераскаянному грешнику? Почему другие слезы так нередки, а редки слезы Петра и подобных кающихся!» (Воскр. Чт. 21 г.) **Блаженны неплодные** и пр. «Нельзя было сильнее изобразить бедствий, угрожающих Иерусалиму, пишет архиеп. Иннокентий Херс. Бесчадство почиталось у иудеев самым тяжким несчастием и наказанием Божиим, а посему дойти до того, чтобы завидовать бесчадным, значило придти в отчаянное состояние. Так выражались и пророки, когда от имени Бога Израилева угрожали Израилю за его преступления. Но – что замечательно – сия угроза произнесена Сыном Человеческим без всякого чувства личного негодования на неблагодарность их соотечественников. Он не говорит, что наступают дни, когда вы, испросившие Меня на казнь, скажете, а говорит просто **скажут**, нимало не касаясь личных врагов своих. Величайшее чувство самоотвержения заставляет Его забыть все собственные страдания, и Он запрещает плакать о Себе; но истинное чувство любви к бедному отечеству побуждает не скрывать ужасных зол, его окружающих, в предостережение тем, кои еще могли внимать истине. Это была последняя проповедь покаяния, которую народ слышал из уст своего Мессии, произнесенная с самым нежным чувством любви к ближним. Войны, глады, язвы и прочие бедствия, имевшие предшествовать разрушению Иерусалима, действительно должны были оказать всю свою свирепость особенно над женами, не праздными и матерями, имеющими грудных детей. Так и прежде, изображая Своим ученикам сии бедствия, Господь представлял особенно участь жен не праздных: **горе же доящим в тыя дни**. И в то время – продолжает этот же Святитель, – когда Иисус Христос в последний раз предостерегал таким образом Своих соотечественников, слова Его, вероятно, были приняты с любовию немногими. Но во время разрушения Иерусалима, самые упорные враги Господа должны были привести их себе на память. Нельзя без содрагания читать описания тогдашних бедствий народа Иудейского. Состояние матерей было таково, что некоторые из них решались заколоть собственных детей для снеди. Тогда скалы и пещеры Палестинские, служившие во время войны обыкновенным убежищем иудеев, сделались, как предрек теперь Господь, гробами для многих тысяч несчастных, кои действительно призывали сами на себя смерть, как последнюю отраду. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших** См. Толкование на [[new:lk:23:26#lopuxin_ap|Лк. 23:26]] [<10>]