[<10>] ====== Толкования на Лк. 23:35 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий** См. Толкование на [[new:lk:23:32#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 23:32]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И стояху людие зряще. Ругахуся же и князи с ними, глаголюще: иныя спасе, да спасет и Себе, аще Той есть Христос Божий избранный** **И стояху людие зряще** (стоял народ и смотрел). Какой контраст! Господь в ужасных страданиях молится за врагов, а народ стоит и смотрит на казнь своего невинного Учителя, как на какое зрелище! Мало этого, народ по всей вероятности, подучаемый или возбуждаемый злейшими врагами Его, начальниками, книжниками и фарисеями, и сами начальники (**князи**) издевались (**насмехались** – ругахуся) над Ним, хулили Его, **говоря** (глаголюще): **других спасал** (иные спасе) от разных бед и страданий, **пусть** (да) **спасет Себя Самого** (Себе) и пр. т. е. какой же Он Мессия? Если Он действительно Мессия, Сын Божий, всесильный чудотворец, то пусть покажет теперь всемогущество над Самим Собою, избавит Себя от крестной смерти: для Него должно быть все возможно. Тогда, как говорится в Евангелии Матфея, мы признаем Его за Мессию и сейчас же уверуем в Него. «Синедрион искушает Бога, требуя чуда, пишет святит. Черниговский Филарет, после того, как видел столько чудес и смеялся над чудесами. Гораздо более значило восстать из гроба, и однако Каиафы не переменились. Нет, Сын Божий тем то и даст познать Себя, что не снидет со креста, доколе не //положит душу Свою// [[new:in:15:13|(Ин. 15:13)]] за спасение мира. Еще Давидом предсказано было о Мессии: //пронзили руки Мои и ноги Мои// [[old:ps:021:17|(Пс.21:17)]]. Вот это и сбылось теперь над Искупителем мира.» «Оскверненные и пребеззаконные! восклицает св. Златоуст. Пророки разве не были пророками, или праведники праведниками оттого, что их Бог не исхитил от напасти? И они также страдали. Что может сравниться с вашим безумием?». У еванг. Матфея прибавлено: //Упова// (уповал) //на// Бога, //да избавит// ныне (пусть спасет теперь) //Его//, аще хощет Ему (//если Он угоден Ему//). Это – слова из 21 псалма, где пророк за 1000 лет изобразил крестные страдания Спасителя с удивительною точностию, как бы писал его у самого креста. По всей вероятности, Господь в Своих беседах изъяснял этот псалом в отношении к Себе, как объяснял и другие пророчества, и иудеи теперь воспользовались этим, чтобы насмеяться над Господом, как воспользовались словами о разрушении храма тела Его. Конечно, все эти насмешки над Господом еще более увеличивали Его страдания. – Чем объяснить эти ужасные, бесчеловечные поругания и насмешки над страждущим Господом? Павел, епископ Кишиневский, так пишет об этом: «В глумлениях над Богочеловеком злоба с особенною силою обнаружила свой сатанинский характер, здесь она явилась вполне достойною своего изобретателя – духа злобы, всегда с торжеством и радостию взирающего на человеческие бедствия. Потому присутствие духа адского, сатанинского с особенною силою чувствуется в этих хулах и поношениях, и трепет и ужас невольно объемлют душу при размышлении о них и приводит ее в содрагание. Ужасно было состояние врагов Иисусовых, имевших полную возможность соделаться сынами Божиими и добровольно соделавшихся чадами диавола, вполне послушными орудиями его. Какими путями дошли они до такого состояния? вопрошает сей же святитель и объясняет, что в высшей степени зависть и злоба со стороны первосвященников и старейшин, из которых многие были заражены фарисескою и саддукейскою ересью [[new:mf:09:07|(Мф. 9:7,]] [[new:mf:26:03|26:3,]] [[new:mf:26:04|4,]] [[new:mf:27:20|27:20)]], противоположность совершенного учения и жизни Господа их учению, а особенно жизни, со стороны же народа неисполнение его надежды на открытие Господом земного царства, – все это возбуждало врагов Господа, особенно при участии духа злобы». А между тем тут исполнилось предсказание царя Давида о Мессии: //все видящие Меня ругаются надо Мною, говоря устами, кивая головою: Он уповал на// Бога и пр. [[old:ps:021:08|(Пс. 21:8)]] //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий** См. Толкование на [[new:lk:23:33#lopuxin_ap|Лк. 23:33]] [<10>]