[<10>] ====== Толкования на Лк. 23:40 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Отвещавъ же другий преща­ше ему, глаголя: ни ли ты бо­ишися Бога, яко въ томже осужденъ еси?** Видишь ли дерзновение разбойника? Видишь ли, как и на кресте он не забывает своего собственного ремесла, но самым исповеданием похищает царство? **Ни ли ты боишися Бога**, говорит он. Видишь ли дерзновение (его) на кресте? Видишь ли любомудрие, видишь ли благоговение? Он был при своем сознании, сохранил здравомыслие, хотя был прибит гвоздями и терпел невыносимые страдания от гвоздей; не достоин ли он удивления за такое благородное мужество? Я сказал бы, что он не только достоин удивления, но и по справедливости должен быть ублажаем, так как он не только не обращал внимания на свои страдания, но, оставив себя, заботился и о другом, старался избавить его от заблуждения и сделаться учителем на кресте. **Ни ли ты**, говорит, **боишися Бога**? Он как бы так говорит ему: не смотри на то судилище, которое здесь внизу, не суди по виду, не взирай только на происходящее; есть другой Судия — невидимый и неподкупное судилище, не могущее ошибаться. Итак, не смотри на то, что Он осужден внизу, вверху — не то. Здесь в нижнем судилище часто и невинные осуждаются, а виновные освобождаются, праведные приговариваются к наказаниям, а неправедные избегают их, потому что многие из людей частью добровольно, частью невольно извращают дела судимых, — или, не зная правды и обманываясь, или же зная, но будучи подкуплены деньгами, изменяют истине и осуждают невинных. Но там вверху нет ничего подобного, потому что Бог есть Судия праведный, и суд Его изыдет, как свет: не имеет тьмы, не имеет прикровенности, не допускает никакого искажения. Дабы (этот разбойник) не сказал: Он осужден здесь внизу, к чему же ты защищаешь Его? — возвел его к горнему судилищу, к страшному престолу, к неподкупному суду, к непогрешимому Судии, напомнил ему о страшном суде. Туда смотри, говорит, и ты не произнесешь осуждающего приговора, не станешь вместе с людьми, находящимися внизу, но подивишься и примешь вышний суд. **Ни ли ты**, говорит, **боишися Бога**? Видишь ли любомудрие разбойника, видишь ли благоразумие, видишь ли учение? Вдруг со креста он воспарил на небо. Посмотри, как он уже исполняет апостольский закон, не себя только имеет в виду, но делает все и употребляет все меры, чтобы и другого избавить от заблуждения и привести к истине, — сказав: **ни ли ты боишися Бога**, он присовокупил: **яко в томже осужден еси**. Посмотри на совершенное исповедание. Что значит: **в томже осужден еси**? На то же самое, говорит, наказание, так как и мы находимся на кресте. Посему, понося Его, ты, прежде Него, подвергаешь злословию себя самого. Как находящийся во грехах, осуждая другого, осуждает себя самого, прежде него, так и находящийся в несчастии, и поносящий несчастие другого, прежде него, поносит себя самого. **В томже осужден еси**, говорит он; читает ему апостольский закон, изрекающий евангельские слова: //не судите, да не судими будите// [[new:mf:07:01|(Мф. 7:1)]]. **//О кресте и разбойнике.//** ===== Свт. Игнатий Брянчанинов ===== **Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же** См. Толкование на [[new:lk:23:39#svt_ignatij_brjanchaninov|Лк. 23:39]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== Ст. 40-43 **Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.** Что до нас, христиане, то, желая созерцать Богочеловека во всём Его могуществе и славе, воззрим на Голгофу, в ту минуту, когда Он готов испустить последний вздох на кресте. Будем созерцать в Нём не воскрешающего мертвецов, не повелевающего ветрами и бурею, не прогоняющего бесов, ибо мы уже видели Его управляющим стихиями мира, жизнью и смертью; как подобает Владыке вселенной, не будем удивляться ни густой тьме, покрывшей землю, ни разверзающимся гробам, ни всеобщему колебанию природы; но приникнем (что, несомненно, умилит нас) к тому, что отвечает Распятый Богочеловек — спокойный среди поруганий и мучений, на молитву отъявленного злодея; как в вознаграждение его веры, Он преклоняет твердейшее камня его сердце, смягчает, применяет и делает достойным величайшего обетования: **днесь со Мною будеши в Раю!...** Как возможно сие, о Иисусе? Херувимы с пламенным оружием стерегут врата райские, воспрещая вход в них; — а Ты разбойнику обещаешь отворити врата сии! Истинно так! Я Господь Херувимов, и Моему гласу покорны ад и его пламя. Но какой же Царь, входящий в свою столицу, был сопровождаем, когда злодеем, или восседал ли когда подданный вместе с Царём на триумфальной колеснице? Но так, однакож действует наш великоименитый Царь. Вступая в Своё Царство, Он вводит туда с Собою человека прежде преступного, но теперь, сделавшегося таким, что его присутствие не может осквернить жилища святаго, — напротив, оно даже возвышает его славу; ибо слава Царства Небесного в том именно и состоит, что оно имеет Царя могущественного и благого, Который может и злодея сделать способным к участию в чистых наслаждениях райских. Так, когда, во время Своих благовествовательных путешествий, Он призывал к Своему Царскому дому мытарей и грешников, то сим самым и тогда ещё давал Он уразуметь, что Он может их переменить и освятить так, чтобы они сделались достойными высших почестей и наград: — подобно врачу, которого искусство в блистательнейшем свете является тогда, когда оно с успехом борется против болезней, признанных неисцелимыми. Наконец, что же необыкновенного сделал сей разбойник, что удостоился особого попечения со стороны самого Спасителя, и так внезапно перешёл от крестной казни к райским утехам? Чтобы объяснить сию тайну, сие несравненное чудо милосердия, достаточно одно слово: смиренное исповедание! Разбойник признаёт себя виновным и достойным смерти, и вместе безбоязненно и громогласно вслух всем исповедует невинность и Божественность Верховного Царя, Которого ослепление народа осудило на казнь: «**Мы осуждены праведно, ибо достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал**». Сим-то исповеданием выполняются все требования закона, за исполнение которых обещается, по слову Пророка, прощение грехов: //глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися// [[old:is:43:26|(Ис. 43:26)]]. Не один грех, но вся жизнь обвиняет этого великого исповедника; и только после искреннего исповедания своих преступлений, и непринужденного изложения своей веры в Иисуса Христа, он осмеливается обратиться к Нему с такими словами: «**Помяни меня, Господи, когда придешь во царствие Твое**». Научитесь из этого, какой плод исповедания; научитесь не отчаиваться в себе самих; помышляйте о бесконечном милосердии Бога нашего, и ускорите благотворное исправление ваших нравов. //**Избранные места из Священной Истории**// =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение XLVIII.// Почему Лука написал, что разбойник исповедал Господа на кресте, прочие же [евангелисты] – что вместе с другими он поносил Господа [[new:lk:23:40|(Лк. 23:40]]; [[new:mf:27:44|Мф. 27:44]]; [[new:mk:15:32|Мк. 15:32)]]? //Разъяснение.// Поначалу каждый [из разбойников] понося Господа, бранил Его, вероятно почитая иудеев и [думая, что] их уберут [за это] со креста. Поскольку же этого не произошло, благоразумный разбойник, услышав молитву Христа к Отцу как к равночестному [Ему], когда Христос сказал: «Отче, оставь им грех», познал истину и исповедал Его Господом и царство [Его]. Прочие же евангелисты, спеша описать другие события, опустили это. Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов. **//«Собрание недоумений и разъяснений». //** ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же** См. Толкование на [[new:lk:23:39#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 23:39]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 40-41 **Отвещав же другий прещаше ему, глаголя: ни ли ты боишися Бога, яко в томже осужден еси? и мы убо в правду: достойная бо по делом наю восприемлева: Сей же ни единаго зла сотвори** **Ни ты ли боишися** (или ты не боишься) **Бога** и пр. Эти слова показывают, что разбойник, хотя был и преступник, но был человеком богобоязненным, религиозным, вполне сознавал свою собственную виновность и невинность Господа, хотя и вся толпа обвиняла Его. **Мы осуждены справедливо** (в правду)... **Он ничего худого не сделал** (ни единого зла сотвори). Этими словами разбойник выражал глубокое сознание своей виновности и справедливости казни для себя за свои преступления, и совершенной невинности Господа, когда вся толпа обвиняла и осуждала Его, как великого преступника. Таковое раскаяние показал этот разбойник! //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же** См. Толкование на [[new:lk:23:33#lopuxin_ap|Лк. 23:33]] [<10>]