[<10>] ====== Толкования на Лк. 23:53 ====== ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале , где еще никто не был положен** См. Толкование на [[new:lk:23:50#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 23:50]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **и снем е обвит плащаницею, и положи е во гробе изсечене, в немже не бе никтоже никогдаже положен** **Обвит** (обвил) **плащаницею**, т. е. обвернул чистым полотном. Еванг. Иоанн еще подробнее говорит о погребении Христовом. Так он пишет: Иосиф //снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью//, чтобы послушать Его учение, //и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Взяли они тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно// погребали иудеев [[new:in:19:38|(Ин. 19:38-]][[new:in:19:40|40)]]. У иудеев и вообще на Востоке бальзамировали тела, т. е. мочили их в особенном составе, намазывали мазями и завертывали в пропитанное тоже особым составом, полотно, или просто только умащали мазями: смирною, дорогою душистою смолою, алоем, благовонным растением, и т. п. и осыпали благовониями для предохранения от скорого гниения и вообще для благоухания, и завернув в чистое полотно, полагали в пещерах, которые, как известно и объяснено (чит. в объясн. [[new:lk:08:27|Лк. 8:27]]), устраивались в горах и назывались гробами. «Добрый и знаменательный обычай, замечает при этом архимандрит Фотий. Погребаемый представляется здесь как бы младенцем, повитым пеленами, а гроб – как бы колыбелью его. Смерть действительно есть переход, как бы рождение души в новую, в высшую жизнь; и самое тело человека верующего вселяется во гроб на уповании воскресения». Между тем повитие Господа пеленами и положение Его в новом гробе послужило доказательством Его славного воскресения. Невозможно было плотно прилипшее к телу от мастей, полотно наскоро отделить от тела, а оно оказалось лежащим и даже сложенным, как свидетельствует еванг. Иоанн, в порядке на опустевшем ложе воскресшего Господа. Если бы в пещере, где погребли тело Христово, были уже прежде погребены тела других людей, то враги Господа могли бы впоследствии говорить, что воскрес не Он, а другой, или, что Он воскрес не Своею силою, а от прикосновения к костям какого-либо праведника, как то случилось от прикосновения к костям пророка Елисея. **И положи е** (положил его) **во гробе изсечене**. Еванг. же Иоанн [[new:in:19:41|(Ин. 19:41-]][[new:in:19:42|42)]] пишет: //На том месте, где Он// (Христос) //распят, был гроб новый// (это – в саду, принадлежавшем Иосифу и находившемся близ Голгофы, – гроб, приготовленный Иосифом для себя и своего семейства), //в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской//, кануна праздника Пасхи, потому что гроб был близко.. У еванг. Матфея сказано, что //к двери гроба// привален был //большой//, тяжелый //камень// [[new:mf:27:60|(Мф. 27:60)]] для того, чтобы не могли проникнуть в пещеру хищные звери и птицы. Обстоятельство, о котором упоминают только два евангелиста Лука и Иоанн, что Иисус Христос был погребен во гробе, в котором **еще никто не был положен**, важное, – в том отношении, что отнимало у врагов Иисусовых возможность к новой клевете на воскресшего Господа, что не оказалось во гробе тела не Иисусова, а другого, прежде схороненного; теперь же они только и могли выдумать такую нелепость, что тело Его украдено учениками ([[new:mf:28:12|Мф. 28:12]] и дал. Мих.). Таким образом погребение Господа было совершено с подобающею Ему честию и благоговением, и в то же время в погребении Его в точности исполнилось пророчество Исаии: //И дам, богатая вместо погребения Его//, покой Его будет честь и с миром погребение Его [[old:is:53:09|(Ис. 53:9)]]. – Один из духовных писателей (Дух. Бес. 17) так рассуждает по поводу смерти и погребения Христова: «//Смертию умрете// [[old:gen:02:17|(Быт.2:17)]], сказано первому Адаму. Потому и Искупитель – второй Адам – должен был умереть один за всех, для избавления от смерти вечной. //Земля еси и в землю отыдеши// [[old:gen:03:19|(Быт. 3:19)]], сказано падшему прародителю, потому и второму Адаму нужно было, хотя на некоторое малое время, отыти в землю, быть в недрах ее. И вот Он чрез погребение пребывает в сердце земли. Нужно было приять погребение Господу, дабы ввести жизнь и силу воскресения в наши гробы, – дабы сущим во гробех даровать воскресение и жизнь. Нужно было Господу возлечь во гроб и приять погребение, дабы разогнать, сколько можно, страх и мрак гробов наших. Нужно было приять погребение Господу, чтобы освятить наши гробы и наше погребение и вместе с тем освятить самые недра земли, вселившись в них пречистым телом Своим. Нужно было и по телу приять погребение Господу – в соответсвие и сообразность с самым сошествием Своим душою в ад. Наконец Сыну Божию, Христу Спасителю нужно было приять погребение потому, что крестною смертию должно было быть окончено безмерное унижение Его: подобало пострадати и потом войти в славу Свою. И проблеск этой славы уже виден в самом Его погребении. Он приемлет погребение славное и богатое. Погребают Его благочестивые и знатные люди. Погребается Он богатыми людьми и богатым образом – //в новом//, чистом //гробе// (пещере), //в котором никто не был положен// [[new:in:19:41|(Ин.19:41)]], обвивается плащаницею с драгоценными благовонными ароматами, в обильном их количестве, – погребается так, как могли погребаться только самые богатые люди тогдашнего времени. Но вот враги Господни на утро злоумышляют новые козни на Умершего – окружают стражею гроб. «Не нарушает ли это чести гроба? вопрошает тот же вития, и вместе отвечает: не только не нарушает и не уменьшает, а еще больше умножает ее. Враги приставляют ко гробу стражу из ложного опасения похищения тела Господня; а между тем стража эта стоит у гроба сего, подобно как и гробы царей окружаются стражею, ради чести и важности их. Так и пред крестною казнию Спасителя, злоба врагов облекает Его в одежду багряного цвета, возлагает на Него терновый венец, дает трость в десницу Его, – злоба ругается над Ним; а сама, не ведая того, служит к тому, что Господь является царем, в венце, в багрянице и со скипетром. Счастлив жребий, достоблаженна участь погребавших Христа! Можно ли и нам как-нибудь участвовать в них? – продолжает проповедник. В храме Божием у нас есть такое место, где находится гроб и плащаница Христова, это – св. престол, где Спаситель почивает Своим телом и кровию. Способствуй благолепию храма своим посильным приношением, и ты поступишь подобно Иосифу, уступившему для Господа свой новый гроб и купившему плащаницу, и подобно Никодиму, принесшему драгоценные ароматы». //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале , где еще никто не был положен** См. Толкование на [[new:lk:23:44#lopuxin_ap|Лк. 23:44]] [<10>]