[<10>] ====== Толкования на Лк. 24:6 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее** Так как воскресение Иисуса Христа составляет основание, на котором утверждаются доказательства Его божественности и истины Его посланничества от Бога Отца для спасения мира; то Провидению угодно было, чтобы это событие было окружено всеми признаками, способнейшими подтвердить его подлинность в глазах всякого чистосердечного человека, добросовестно ищущего просветиться, рассеять свои сомнения, или сознаться в своих заблуждениях. Святые жёны могут почитаться первыми, узнавшими это великое событие, которое на развалинах ветхого завета воздвигло новый закон, сильный торжеством Богочеловека, Победителя смерти и Спасителя мира. //Если Христос не воскрес//, — говорит Апостол Павел к Коринфянам, — //то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Да и мы оказались бы лжесвидетелями перед Богом, поелику свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, которого Он не воскрешал// [[new:1kor:15:14|(1 Кор. 15:14—15)]]. Пророки предсказали, что Мессия умрёт и после Своей смерти воскреснет. //Если Он и предаст Свою жизнь за грех//, — говорит Исайя, — //то Он опять будет жить, будет иметь многочисленное потомство, совершит судьбы Господни. Поелику душа Его претерпела болезнь, то Он опять увидит свет и насытится благ// [[old:is:53:10|(Ис. 53:10-11)]]. Сам Иисус неоднократно повторял Своим ученикам, что через три дня после Своей смерти Он со славою восстанет из гроба. Иудеи убеждены до сих пор, что ожидаемый ими Мессия должен умереть и воскреснуть. Итак, весьма важно доказать, что история воскресения Иисуса Христа, изображённая евангелистами, свободна от всякого упрёка, от всякого подозрения на обман. Бесполезно доказывать то, что очевидно для всех, кроме тех только, кого ослепляют страсти и заставляют ничему не верить. Мы полагаем смерть Иисуса Христа как событие очевидное и неоспоримое; её делают несомненною чрезмерность страданий, которые Он претерпел; удар копьём, которым был прободен Его бок, и наконец, помазание ароматами Его тела, и все обстоятельства, которые следовали за Его положением во гроб. Далее, мы утверждаем, что ученики Иисусовы не унесли Его тела из гроба, в котором Он был погребён, ко входу в который иудеи заставили привалить огромный камень, и который запечатали и окружили стражами, во-первых потому, что они не посмели бы отважиться на это. Они сами признаются в своей робости, не такие это были люди, чтобы употребить насилие против вооруженной стражи и посредством насилия унести труп из гроба, так хорошо защищаемого. Во-вторых, если бы они на это и осмелились, то не имели бы никакой причины желать того; в-третьих, если бы пожелали, то это было для них невозможно; наконец, если и могли, то не сделали этого. Они оправданы от подозрения в таком воровстве свидетельством стражей, когда последние возвестили иудеям о том, что произошло, и самими иудеями, которые не обвиняли их в том, что они украли тело своего Учителя, но только в том, что проповедовали о Его воскресении, несмотря на сделанное им запрещение. Воскресение Иисуса Христа доказано неопровержимыми свидетельствами. Оно доказано, во-первых, всеми Апостолами, которые утверждают, что в продолжение сорока дней они не только видели Иисуса Христа живым, но и осязали Его; что они беседовали, пили и ели с Ним, как и до Его смерти; все они положили жизнь свою во свидетельство этого события; и вся жизнь их до последней минуты была такова, что должна заслужить полную к ним доверенность. Эта истина воскресения подтверждена обращением мира: в самом деле, сказать, что распространение Евангелия доказывает его Божественность, значит, сказать такую истину, которую очень легко доказать. //Как//, — говорит св. Иоанн Златоуст, — //Апостолы могли бы почесть себя призванными к завоеванию мира, если бы не видели Иисуса Христа воскресшим? Ужели они до того были нерассудительны, что отдались на волю случая в таком предприятии? Это было бы верхом неразумия надеяться на какой-нибудь успех без помощи Божественной силы//. Дело шло о том, чтобы изменить привычки, устаревшие в продолжение длинного ряда веков, вдохнуть презрение к наслаждениям этой жизни, вступить в борьбу со всеми страстями человеческими, и заставить род человеческий преклониться под иго смирения и самоотвержения. Если бы даже Апостолы были люди сведущие в науках, отличённые высокими почестями, обладавшие огромным богатством, окруженные всем блеском славы; то и тогда могли ли родиться в них столь смелые предположения? Но, в самом деле, что они были? Люди самого низкого происхождения, занимавшиеся грубыми и необходимыми для их пропитания ремёслами, совершенно преданные занятиям вовсе чуждым философии и почти неспособным к возвышению ума. Как возможно предположить, чтобы в таких людях могла родиться мысль о предприятии утвердить во всей вселенной веру в вымышленное воскресение? Они могли убедить мир только необыкновенным и вечнопребывающим чудом; а Бог не творит чудес для того, чтобы поддерживать ложь. Но это чудо существует. Церковь, по пророчествам Иисуса Христа, должна была испытать тысячи нападений, которые, однако же, не сокрушили её, и которые найдут её всегда непоколебимою. Итак, Евангелие истинно, итак, Иисус Христос воскрес. Но, скажут, только по странному безумию мир позволил убедить себя. Странное, опасное безумие — верить, что душа бессмертна; что после смерти мы подвергнемся приговору нелицеприятного Судии; что мы во всей нашей жизни отдадим отчёт Богу, который читает в глубине сердцем; что мы увидим злых наказанными, а добрых награждёнными! Как! Презирать блага и мимолётные удовольствия этого мира, чтить одну добродетель, не искать здесь — на земле награды за свои пожертвования, за свою благородную борьбу, ожидать её в другом мире и устремлять к небу все свой надежды; укреплять свою душу верою в будущие блага, не теряя бодрости ни при одном из настоящих зол,— всё это безумие? Напротив, не это ли верх мудрости? Не это ли истинно небесная философия? //**Избранные места из Священной Истории**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее** См. Толкование на [[new:lk:24:01#blzh_feofilakt_bolgarskij|Лк. 24:1]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 6-8 **Несть зде, но воста: помяните, якоже глагола вам, еще сый в Галилеи, глаголя, яко подобает Сыну Человеческому предану быти в руце человек грешник, и пропяту быти, и в третий день воскреснути. И помянуша глаголы Его** Эти предсказания были: первое, при исповедании Петровом, когда Господь спрашивал Апостолов, за кого они почитают Его [[new:lk:09:20|(Лк. 9:20-]][[new:lk:09:22|22)]]? второе при входе в Иерусалим [[new:lk:18:31|(Лк. 18:31-]][[new:lk:18:33|33)]]. У еванг. же Матфея [[new:mf:28:07|(Мф. 28:7)]] и Марка [[new:mk:16:07|(Мк. 16:7)]] передается это обстоятельство несколько иначе, – по их сказанию, Ангел напоминает женам мироносицам о обещании Господа предварить, по воскресении Своем, учеников в Галилее. Но тут одна подробность не исключает другой, и евангелисты не становятся в разногласие между собою (Мих.). //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее** См. Толкование на [[new:lk:24:01#lopuxin_ap|Лк. 24:1]] [<10>]