[<10>] ====== Толкования на Лк. 24:45 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Тогда отверз им ум к уразумению Писаний** Богочеловек является Солнцем всего человечества и начинает разделять облака и мрак, облежащий оное; Божественный свет Его ударяет в очи, которые вера в Его воскресение отверзла и устремила к созерцанию, и еще отверзает оныя или возвышает к новому, небесному, Божественному зрению или разумению слова Божия и дел Божиих. **Тогда отверз им ум разумети**. Если сие отверзтие ума, или духовное озарение, представляется скорым и внезапным, сие не только не должно казаться странным, но и весьма свойственно свету, особенно духовному. Солнце, когда восходит, отверзает целый мир разнообразных красот: удивительно ли, что и свет благодатный, свет Духа Святаго, которого действие в сердцах Апостол уподобляет //дню озаряющему и деннице возсиявающей// [[new:2pet:01:19|(2 Пет. 1:19)]], скоро и внезапно отверзает беспредельную область духовного разумения. Впрочем, как естественный свет, так и свет Божественный имеют в отношении к освещаемым свою зарю и свой полный день: для Апостолов ясная заря взошла тогда, когда //Господь дуну, и глагола им: приимите Дух свят// [[new:in:20:22|(Ин. 20:22)]]; полный же день открылся в сошествии Святаго Духа в огненных языках. Но, если око наше еще слабо, чтобы в полноте наслаждаться светом, которым воскресший Господь отверзает умы, обратим на минуту взоры на противоположную оному тьму, чтобы тем паче возлюбить чудный поистине свет, в который мы призываемся. Посмотрите, как в то самое время, когда вера в Воскресшего отверзает ум Апостолов, неверие в Воскресшего заключает ум иудеев во тьму осязаемую, до невероятности грубую. ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 45-53 **Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь** Когда Господь умирил и успокоил сердца учеников, удостоверив их в действительности воскресения Своего тела Своими речами, дозволением осязать Себя и вкушением пищи, тогда отверз им ум к разумению Писания. Ибо если бы душа их не утишилась, как бы они уразумели, находясь в состоянии беспорядочном, в состоянии смущения? Ибо //"Остановитесь, - //сказано//, - и познайте"// [[old:ps:045:11|(Пс. 45, 11)]]. За сим учит их, что //"так надлежало пострадать Христу"//. Как же это "//так//"? На древе крестном. Поскольку погибель вошла чрез дерево, то и тлению надлежало быть разрушену чрез дерево, и услаждение деревом надлежало упразднить Господу, непобедимо прошедшему болезни на дереве. Потом, - говорит, - надлежало Христу //"воскреснуть в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах".// Здесь Господь говорит о крещении. Ибо в нем совершается покаяние чрез исповедь и отложение прежней злобы и нечестия и последует прощение грехов. - Как понимать то, что крещение бывает во имя одного только Христа, когда мы в другом месте научаемся совершать оное во имя Отца и Сына, и Святаго Духа? [[new:mf:28:19|(Мф. 28, 19)]]. Во-первых, то скажем, что когда мы говорим: крещение бывает во имя Христа, то не то говорим, будто нужно совершать оное в одно имя Христа, но что нужно совершать крещение ни иудейское, ни Иоанново, служившее к одному покаянию, но Христово, которым Христос крестился, то есть духовное, подающее общение Святого Духа и прощение грехов, что Он Сам показал, крестившись ради нас в Иордане и явив Духа Святого в виде голубя. - Потом, крещение во имя Христа понимай так: крещение в смерть Христову. Ибо как Он умер и в третий день воскрес, так и мы образно погребаемся в воде, потом выходим из нее нетленными по душе и получаем залог быть нетленными по самому телу. - И иначе: имя Христос (помазанник) само в себе предъявляет и Отца помазавшего, и помазание Духа, и Сына помазанного. - Прощение грехов бывает //"во имя Господа".// Где же скверные языки тех, кои крестят в Монтана и Прискиллу и Максимиллу? Поистине, крестящимся так не бывает никакого прощения, а еще прилагаются грехи, и поэтому они впали в ужасную погибель. - Слово прошло //"во всех народах",// начиная от Иерусалима. Ибо, когда во Христе соединилось и воспринято все естество человеческое, ему не нужно уже было распадаться на два отдела - евреев и язычников, но, начиная от Иерусалима, слову нужно было вселиться и между язычниками, чтобы объединить весь род человеческий. //"Вы же, - //говорит//, - свидетели сему"//, то есть страданиям и воскресению. Потом, чтобы они не смутились внутренне помыслами (о том, например), как мы, люди простые, будем свидетельствовать и посланы будем к язычникам, как выступим прямо против иерусалимлян, которые и Тебя убили, Господь для сего говорит: мужайтесь, ибо Я вскоре пошлю (на вас) //"обетование Отца Моего"//, о котором Я сказал чрез Иоиля: //излию от Духа Моего на всякую плоть// и прочее [[old:iol:02:28|(Иоил. 2, 28)]]. Итак, вы, ныне боязливые и немужественные, оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силой не человеческой, но небесной. Не сказал: пока не "//получите//", но: пока не "//облечетесь//", показывая чрез это, что духовное вооружение будет хранить их со всех сторон. - Вывел их до Вифании; думаем, что это случилось в самый сороковой день (от воскресения). Ибо о чем они говорят кратко, то (ты понимай, пожалуй) совершается в течение многих дней, как и сам Лука говорит в Деяниях [[new:act:01:03|(1, 3),]] что Господь являлся ученикам в продолжение сорока дней, ибо Он часто являлся им и часто удалялся от них. - Господь "//благословил//" учеников, быть может, для того, чтоб преподать им силу, которая хранила бы их до сошествия Духа, а может быть, и в наше научение, чтобы мы, когда удаляемся куда-нибудь, подчиненных своих вверяли под сохранение благословением. - И стал// "возноситься на небо"//. Илия возшел //"на небо"// [[old:4ts:02:11|(4 Цар. 2, 11)]], ибо казалось, что он возносился как бы на небо; а Спаситель возшел на самое небо предтечею всех, чтобы со святой плотью Своей явиться лицу Божию и посадить ее с Отцом [[new:evr:09:24|(Евр. 9, 24)]]: и ныне естество наше во Христе принимает поклонение от всякой ангельской силы. - //"И возвратились в Иерусалим с великою радостию. И пребывали всегда в храме"//. Смотри, какое мужество! Еще не получили Духа, а живут духовно. Прежде запирались в дому, а теперь живут посреди первосвященников и не заботятся ни о чем житейском, но, презрев все, постоянно пребывают в храме, хвалят и благословляют Бога. О, если бы и мы, став подражателями их, постоянно пребывали в святой жизни, хваля и благословляя Бога такой жизнью! Ибо жизнь святая и добродетельная есть слава и благословение Богу, потому что Ему принадлежит всякая слава вовеки. Аминь. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Тогда отверзе им ум разумети Писания** Что значит, что Иисус Христос **отверз ум апостолов к уразумению Писания**? Разве прежде этого времени они не понимали Св. Писания, – предсказаний пророческих? Мало понимали; оттого, например, мало и верили воскресению Христову. С того же времени, когда Иисус Христос преподал им силу разумения, они стали более понимать; но совершенно переменились они, когда сошел на них Дух Святой. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** Прежде, когда говорил Господь Апостолам на основании ветхозаветных Писаний о Своих страданиях, смерти и воскресении, они не понимали Его (сл. [[new:lk:18:34|Лк. 18:34]] и др. мест.), – не понимали этих **Писаний**, теперь же Он озарил их ум к сему уразумению. А затем, когда Господь в продолжении 40 дней, до Своего вознесения на небо, являлся Апостолам и учил их истинам царствия Божия [[new:act:01:03|(Деян. 1:3)]]; то, несомненно, что Он помогал этому разумению и Своим собственным разъяснением и наставлением. И теперь во время этого же самого явления, еще Он указывает им, что //так// было //написано// – предсказано заранее, и что //так// Ему //надлежало пострадать// и проч. [[new:lk:24:46|(Лк. 24:46)]]. //**Толкование на Евангелие от Луки.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда отверз им ум к уразумению Писаний** См. Толкование на [[new:lk:24:36#lopuxin_ap|Лк. 24:36]] ===== Прот. Александр (Шмеман) ===== **Тогда отверз им ум к уразумению Писаний** Это значит, что для понимания Писания недостаточно «индивидуального» чтения. «Если бы простое чтение было достаточно, — говорит св. Иоанн Златоуст, — то как объяснить то, что евреи, читающие Ветхий Завет, до сих пор не поверили?» Это понимание дается только в Церкви — в предании, идущем от святых апостолов, которым Сам Христос **«открыл ум»**, то есть открыл сокровенный смысл Писания как пророчества и свидетельства о Нем (см.: [[new:in:05:39|Ин. 5:39]]). Поэтому эта передача Писания совершалась в богослужебном собрании и состояла в чтении и толковании текста. **//Таинство крещения.//** [<10>]