[<10>] ====== Толкования на Мф. 1:2 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его** Для чего евангелист, упомянув о Аврааме и сказав, что он родил Исаака, а Исаак Иакова, не упоминает о брате последнего, между тем как после Иакова упоминает и о Иуде, и о братьях его? Причиною этого некоторые поставляют злонравие Исава, то же говоря и о других некоторых предках. Но я этого не скажу: если бы это было так, то почему же немного после евангелист упоминает о порочных женах? Очевидно, здесь слава Иисуса Христа обнаруживает­ся чрез противоположность, не чрез величие, а чрез ничтоже­с­т­во и низость Его предков. Для высокого в том-то и слава великая, если он может уничижить себя до крайней степени. Итак, почему же евангелист не упомянул об Исаве и других? Потому что сарацины и измаильтяне, арабы и все, которые про­изошли от тех предков, не имели ничего общего с народом израильским. Потому и умолчал он об них, а обращает­ся прямо к предкам Иисуса и народа иудейского, говоря: **«Иаков родил Иуду и братьев его»**. Здесь уже означает­ся род Иудейский. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 3-я.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его** См. Толкование на [[new:lk:03:23#prp_maksim_ispovednik|Лк. 3:23]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его** - Здесь порядок такой, в котором предки следуют за потомком; но здесь евангелисту необходимо было сделать перемену. Действительно, если он сначала поставил Авраама, а потом - Давида, то ему снова нужно было повторить Авраама, чтобы далее показать порядок происхождения. Вот почему он, пропустив остальных, назвал Спасителя первоначально сыном только этих [двух], потому что только этим двум дано обетование о Христе, - [именно]: Аврааму говорит: //и благословятся в семени твоем все народы// [[old:gen:23:18|(Быт. 22:18)]] и Давиду: //от плода чрева твоего посажу на престоле твоем// [[old:ps:131:11|(Пс. 131:11)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Авраам родил Исаака** С Авраама начинает евангелист родословие потому, что он был отцом евреев, и потому, что он первый получил обетование, что //"от его семени благословятся все народы"//. Итак, прилично от него начать родословие Христа, ибо Христос есть семя Авраама, в котором получили благословение все мы, которые были язычниками и находились прежде под клятвою. Авраам в переводе значит "отец языков", а Исаак - "радость", "смех". Евангелист не упоминает о незаконнорожденных детях Авраама, например, об Измаиле и других, потому что иудеи происходили не от них, но от Исаака. **Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его** Видишь, что об Иуде и братьях его Матфей упомянул потому, что от них произошли двенадцать колен. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Авраам роди Исаака. Исаак же роди Иакова. Иаков же роди Иуду и братию его** Был обычай составлять родословные только чрез мужчин. Муж вливает семя, и он есть начало и корень дитяти и глава жены; а жена, согревающая, питающая и возращающая семя, дана в помощь мужу. Иуду евангелист поставил преимущественно пред другими сыновьями Иакова, потому что из его колена произошел Христос. Так как в родословных таблицах всегда ставится один преемник для каждого, то нужно наблюдать, когда ставится их больше, потому что не напрасно делается это прибавление, а бывает какая-нибудь причина. Так, здесь евангелист упомянул о братьях Иуды, потому что был один израильский народ, возводимый к двенадцати корням, которыми были двенадцать сыновей Иакова. По-видимому, и они называются предками Христа, потому что были главами колен израильского рода, из которого родился Христос (Авраам значит отец народов; Исаак – радость, смех). //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Архиеп. Никифор (Феотокис) ===== **Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его** Начинается родословие Иисуса Христа от Авраама: ибо он есть первый из Иудейского рода, от которого Христос родился, и его первого вера вменися ему в правду [[new:rim:04:09|(Рим. 4:9)]], и ему первому Бог давал обещания, яко в нем, то есть чрез рожденного Спасителя Христа от его семени, благословятся вси земные языцы: //«и благословлю»//, говорил ему Бог, //«благословящия тя, и кленущия тя проклену: и благословятся о тебе вся племена земная»// [[old:gen:12:03|(Быт. 12:3)]]. Упомянул же токмо об одном имени Иуды, умолчав о именах его братий, для того, что от колена его воплотился и родился Христос, якоже Патриарх Иаков, предвозвестив, сказал: //«скимен львов Иуда, от леторасли сыне мой возшел еси, возлег уснул еси яко лев, и яко скимен: кто возбудит Его?»// [[old:gen:49:09|(Быт. 49:9)]] И Апостол Павел подтвердил, говоря: //«яве бо, яко от колена Иудова возсия Господь наш»// [[new:evr:07:14|(Евр. 7:14)]]. Продолжая убо Евангелист по порядку происшедших от Иуды, говорит: [[new:mf:01:03|Мф. 1:3-4]] //Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона// //**Толкование на Евангелие от Матфея в неделю пред Рождеством Христовым.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его** Родословие Христа от Авраама таково: **Авраам родил Исаака**; о сем повествуется в книге Бытия – [[old:gen:21:02|Быт. 21:2]] и дал. В родословие у евангелиста входят только главы родов, от которых должен был произойти Мессия, а не все члены фамилии. Посему здесь говорится о рождении только Исаака, а не других детей Авраама; далее говорится о рождении от Исаака только Иакова; из детей Иакова по имени назван только Иуда и т.д. **Исаак родил Иакова**: [[old:gen:25:26|Быт. 25:26]]. **Иаков – Иуду и его братьев**: [[old:gen:29:start|Быт. гл. 29]][[old:gen:30:start|-30]], ср. [[old:gen:49:08|Быт. 49:8]] и д. «Для чего евангелист, упомянув об Аврааме и сказав, что он родил Исаака, а Исаак Иакова, не упоминает о брате последнего, между тем как после Иакова упоминает об **Иуде** и о **братьях его**? Причиною сего некоторые поставляют злонравие Исава, то же говоря и о других некоторых предках. Но я сего не скажу: ибо если бы это было так, то почему же немного после упоминаются злонравные жены? Причина та, что Сарацины и Измаильтяне, Арабы и все, которые произошли от тех предков, не имели ничего общего с народом израильским. Посему и умолчал он об них, а обращается прямо к предкам Иисуса и народа Иудейского» (Злат.). //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его** В родословии св. Матфей указывает только главы родов, от которых имел произойти Спаситель. Потому в нем не упоминаются другие дети Авраама, кроме Исаака и т.д. Родословие начато св. Матфеем с Авраама, так как он есть отец верующих людей и первый патриарх еврейского народа, от которого произошел Спаситель. Когда после потопа люди забыли истинного Бога, а вместо Него начали поклоняться ложным богам, и оставался только один чтитель Истинного Бога – Авраам, то Бог, для сохранения истинной веры, переселил его из той земли, где он жил, в другую. Авраам и происшедший от него еврейский народ сохранили истинную веру в Бога и обещанного Спасителя. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его** [[new:lk:03:34|(Лк. 3:34)]]. Сказав, что Иисус Христос был Сыном Давидовым и Сыном Авраамовым, евангелист, начиная с 2-го стиха, подробнее доказывает эту мысль. Называя Авраама, Исаака, Иакова, Иуду, евангелист указывает на известных исторических личностей, которым даны были обетования, что от них произойдет Спаситель мира ([[old:gen:18:18|Быт. 18:18;]] [[old:gen:22:18|22:18;]] [[old:gen:26:04|26:4]]; [[old:gen:28:14|28:14]] и т.д.). ===== Троицкие листки ===== **Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его** Прочтем теперь по порядку родословие Иисуса Христа. Евангелист пишет для Евреев, поэтому не считает нужным начинать родословие с Адама; он начинает с Авраама: **Авраам родил Исаака**. Аврааму первому Бог вменил веру в праведность: он первый получил от Бога обетование, что в семени его, т. е. через его Потомка, благословятся (будут Богом благословлены) все народы земли ([[old:gen:22:18|Быт. 22:18]]). Христос и есть это семя Авраамово, в котором получили благословение все мы, бывшие прежде язычниками. Евангелист не упоминает о других детях Авраама, потому что все Евреи произошли не от них, а от Исаака. Поэтому же он не говорит об Исаве, сыне Исаака, а только об Иакове: **Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его**. Из двенадцати сыновей Иакова евангелист назвал только Иуду, потому что от колена Иудова произошел Христос. А о братьях Иуды упомянул потому, что они были родоначальниками избранного Богом народа Еврейского. Патриарх Иаков, благословляя перед смертью детей своих, сказал Иуде: //Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придёт Примиритель, и Ему покорность народов// ([[old:gen:49:10|Быт. 49:10]]), т. е. не прекратится царская власть из колена Иудова, пока не придет обетованный Примиритель, ожидание всех народов земных, Спаситель Христос. Это и сбылось во время Рождества Христова: у Иудеев не было своего царя; царь Ирод был иноплеменником; их царство принадлежало Римлянам. //**Троицкие листки. №801-1050.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его** Авраама, отца верных, Бог захотел сделать примером для святых, сказав ему: //Пойди из земли твоей, от родства твоего, и иди в землю, которую Я укажу тебе// [[old:gen:12:01|(Быт. 12:1)]], чтобы знали [об этом] все люди, которые захотят стать сынами Авраамовыми и получить ту живую землю обетования, о которой написано: //Я верую, что увижу благость Господа на земле живых// [[old:ps:026:13|(Пс. 26:13)]]. <...> Те же, кто не пожелает уподобиться Аврааму, не смогут стать сынами Авраама. **Авраам родил Исаака**, который в переводе означает «смех». Но это - смех святости, не глупое хихиканье уст, а разумная радость сердца, чем и была для всех тайна Христова. Ведь подобно тому, как тот Исаак, когда родители уже потеряли надежду, в глубокой старости, был дарован им как радость, чтобы стало понятно, что он не был сыном природы, но благодати; так и наш Исаак в новые времена был рожден матерью-иудеянкой на радость всем, как говорит пастухам ангел: //Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям// [[new:lk:02:10|(Лк. 2:10)]]. Поэтому и у апостола сказано: //Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, родился под законом// [[new:gal:04:04|(Гал. 4:4)]]. Но Этот [рожден] Девою, а тот - от старой женщины, и оба - вопреки ожиданию естества. Тот - после того, как его мать утратила способность рождать, Этот - до того, как Его Мать получила способность рождать. Но тот - от уже слабеющей старушки, а Этот - от непорочной Девы, потому что тому Исааку надлежало породить сынов в законе, который неизбежно истлеет, а Христу - в благодати, которая пребудет вовек. **Исаак родил** Исава и **Иакова** в образе двух веков. Исав с головы до ног был покрыт шерстью: это означает первый век, который весь от начала до конца как будто оброс жесткой щетиной нечестия. Иаков же был приятен видом и имел гладкую кожу: он означает будущий век, который весь будет сиять красотой благочестия, и в нем не найдется никакой жесткости или темного пятна греха. Когда Исав выходил из чрева своей матери, Иаков держался за его пяту (отчего по-еврейски он и назван Иаков, то есть «следующий по пятам»), и как только вышли ноги Исава, показалась голова Иакова; точно так же и на исходе сего века уже видно будет начало века грядущего. И как Исав преследовал Иакова, так сыны века сего преследуют сынов века будущего; и как сам Иаков, так и сыны его побеждают злых, не сопротивляясь, а избегая. Ведь так же, как тогда мать подошла к Иакову и сказала ему: //Сын, послушайся меня и беги в Месопотамию, пока утолится ярость брата твоего// [[old:gen:27:43|(Быт. 27:43-44)]], так и Церковь наставляет ежедневно своих детей, терпящих гонения, такими словами: //Когда же будут искать вас в этом городе, бегите в другой// [[new:mf:10:23|(Мф. 10:23)]]; и //дайте место гневу// [[new:rim:12:19|(Рим. 12:19)]]. **Иаков родил Иуду и братьев его.** И наш Иаков родил двенадцать апостолов, по духу, а не по плоти, словом, а не кровью. Ибо как тот со своими двенадцатью сыновьями сошел в Египет, чтобы умножиться; так и Христос со Своими двенадцатью апостолами сошел в мир, и был умножен по всему миру, как свидетельствует само дело. [<10>]