[<10>] ====== Толкования на Мф. 1:13 ====== ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора** См. Толкование на [[new:mf:01:12#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 1:12]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора** См. Толкование на [[new:mf:01:12#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 1:12]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора** См. Толкование на [[new:mf:01:12#evfimij_zigaben|Мф. 1:12]] ===== Архиепископ Никифор (Феотокис) ===== Ст. 13-15 **Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова** Иудеи имена своих священников и царей тщательно замечали, по свидетельству Иосифа Флавия ((Иос. 1 сл. на Ап.)). Подтверждает же сие и книга Ездры, где пишется, что по возвращении Иудеев от Вавилона, Поелику некоторые из священников не обрелись вписанными, лишены были священства: //«тии искаша»//, свидетельствует Ездра, //«писания роду своему, и не обретоша, и изгнани суть от священства»// [[old:ezd:02:62|(1 Езд. 2:62)]]. Убо священный Матфей имена, бывшие прежде Авиуда, взял из Священного Писания. После же Авиуда и далее имена были ему известны, либо по тем запискам, либо по преданию, либо будучи наученным от Святого Духа, поместил оные для полного родословия от Авраама даже до Христа. //**Толкование на Евангелие от Матфея в неделю пред Рождеством Христовым.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== Ст. 13-16 **Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос** **«Зоровавель родил Авиуда... Матфан родил Иакова»**: все имена из истории неизвестны: вероятно, все эти члены родословия сохранялись в фамильных записях или в предании, во всяком случае родословие и в этой части, без сомнения, достоверно. – **«Иаков родил Иосифа, мужа Марии»**: «из чего видно, что Христос происходит от Давида? Он родился не от мужа, но от одной жены, а родословия девы у евангелиста нет; итак, почему же можем знать, что Христос был потомок Давида?.. Бог Гавриилу повелевает идти к деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова [[new:lk:01:27|(Лк. 1:27)]]. Чего же желаешь яснее сего, когда слышишь, что дева была из дома Давидова? Отсюда видно, что и Иосиф происходил из сего же поколения. Ибо был закон, которым повелевалось брать жену не из иного, а из того же колена... У иудеев не позволено брать жену не только из другого колена, но из другого рода или племени. А посему слова: из дома Давидова, отнесем ли к деве, сказанное выше останется несомненным, или приложим к Иосифу, сказанное о нем будет относиться и к деве. Если Иосиф был из дома Давидова, то взял жену не из иного рода, а из того же, из которого происходил сам» (Злат., ср. Феофил.). – **«Мужа Марии»**: мужа только еще по обручению (см. прим. к [[new:mf:01:18|Мф. 1:18]]). – **«От которой родился»**: ср. [[new:gal:04:04|Гал. 4:4]].– **«Иисус, называемый Христос»**: ср. прим. к [[new:mf:01:01|Мф. 1:1]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 13-15 **Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова** По [[old:1par:03:19|1 Пар. 3:19]] и след. в числе сыновей и внуков Зоровавеля нет Авиуда. На основании сходства имен евр. и греч. предполагают, что Авиуд тожествен с Годавьягу ст. 24-го той же главы и Иудой Лк. 3:26. Если так, то в 13-м стихе Евангелия Матфея опять пропуск; именно родословие в указанном месте кн. Паралипоменон излагается так: //Зоровавель//, Ханания, Исаия, Шехания, Неария, Елиоенай, Годавьягу. Хотя пополнение такого пропуска шестью лицами и сближало бы родословие Матфея с родословием Луки по числу родов, при полной разности имен, однако отожествление Авиуда с Годавьягу весьма сомнительно. Впрочем некоторые новейшие толкователи такое объяснение принимают. О лицах после Зоровавеля и, может быть, Авиуда, упоминаемых в 13-15 стихах, ничего неизвестно ни из Ветхого Завета, ни из сочинений Иосифа Флавия, ни из талмудических и других писаний. Можно заметить только, что это противоречит мнению, по которому евангелист составлял родословие Спасителя по одной только Библии, или, по крайней мере, не подтверждает этого мнения. **//Толковая Библия.//** ===== Анонимный комментарий ===== **Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора** См. Толкование на [[new:mf:01:07#anonimnyj_kommentarij|Мф. 1:7]] [<10>]