[<10>] ====== Толкования на Мф. 1:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень** Видишь ли послушание и покорный ум? Видишь ли человека реши­тель­ного, и во всем прямодушного? Когда он подозревал Деву в чем-то неприятном и неприличном, то не хотел держать ее у себя. Когда же освободил­ся от такого подозрения, не только не захотел выслать ее, но держит и делает­ся служителем воплощения. «**И принял**, – говорит Писание, – **жену свою**». Видишь ли, как часто евангелист употребляет это имя, не желая до времени открыть тайну девства, чтобы устранить всякое худое подозрение? //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 5-я.**// ===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== **Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою** Итак, ангел наставляет Иосифа в небесном таинстве, и он с радостью подчиняется увещаниям ангела, с радостью исполняет божественные повеления, принимает святую Марию и гордится славным обетованием, так как удостоился услышать, что Девой Матерью такого величия ангел назвал его жену. //**Трактат на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Иннокентий Херсонский ===== **Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою** Явление Ангела очистило душу Иосифа от всех подозрений. Почему же он поверил Ангелу? У Иосифа родилась такая твердая и скорая вера оттого, что в душе его была твердая основа оной, он рад был разувериться в своих подозрениях. Притом, явление Ангела имело на него великое влияние. Святитель Златоуст замечает об Иосифе, что он «имеяше душу бодренну, яко егда зазираше Мариамы, не прият Ю, ниже егда освободися от подозрения, отверже Ю». Такие души, какова была Иосифова, подобны богатым, тяжело нагруженным кораблям; они обогащены добродетелями, но слушают одного слова кормчего, у них все стройно, подчинено одному общему закону и приведено к единству: а в душе грешника все расстроено, все в беспорядке. **«Прият»**, или оставил Ее жить с собою в доме. **//Чтение Евангельских сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа. //** ===== Свт. Николай Сербский ===== Ст. 24-25 **Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус** Востав же Иосиф от сна, сотвори якоже повеле ему Ангел Господень, и прият жену свою. И не знаяше Ея, дóндеже роди Сына Своего первенца, и нарече имя Ему Иисус. Когда мы читаем Святое Евангелие, то должны ум Евангельский переносить в себя, а не свой ум – в Евангелие. Сам дивясь, Евангелист повествует о чуде Рождества Спасителя. Для него главное – показать, что Рождение сие произошло чудесным образом. Вот уже четвертое доказательство этого, приведенное Евангелистом Матфеем в сегодняшнем Евангельском зачале. Сперва он сказал, что Дева Мария была лишь обручена Иосифу: обрученей бо бывши Матери Его Марии Иосифови... Во-вторых, он говорит: обретеся имущи во чреве от Духа Свята. В-третьих, Матфей сообщает, что ангел во сне объявляет о Ее чревоношении как о чудесном и вышеестественном. И вот теперь, в-четвертых, Евангелист повторяет ту же самую мысль с помощью слов: И не знаяше ея, дóндеже (пока не) роди Сына Своего первенца. Таким образом, ясно как день, что Матфей и не думает говорить, будто бы после Рождества сего Иосиф сочетался с Мариею. То, чего не было, дóндеже роди Сына Своего первенца, не было и потом, когда Она родила Сына. Если мы скажем о некоем человеке, что, пока длится богослужение в храме, он не обращает внимания на слова священника, мы, конечно, и не думаем этим сказать, что человек сей обращает внимание на слова священника по окончании богослужения. Или, если мы говорим о пастухе, что он поет, пока овцы пасутся, мы не имеем в виду, что пастух не поет, когда овцы перестают пастись. («Как говорится о времени Потопа, что ворон не возвратился в ковчег пока земля не высохла; он, разумеется, и после не возвратился. (Или) как Христос говорит: и се, Я с вами во все дни до скончания века; разве потом Он не будет с нами? Блж. Феофилакт.) Слово же первенец относится исключительно ко Господу Иисусу Христу (Пс.88:28; сравни: 2Цар.7:12–16; Евр.1:5–6; Рим.8:29), Который есть первенец между всеми царями и «первородный между многими братиями»(Рим.8:29), то есть между спасенными и усыновленными людьми. Если бы слово первенец писалось с заглавной буквы, как имя собственное, не было бы никакой двусмысленности. Или если бы перед словом первенец стояла запятая, тоже не было бы никакой двусмысленности и никакого смущения. Между тем, как раз и следует читать слово первенец, как будто это имя собственное и перед ним стоит запятая: Она родила Сына Своего, Первенца. Господь наш Иисус Христос есть Первенец как Творец нового Царства, как Новый Адам. //**Беседы. Рождество Христово (I). Евангелие о Первенце.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою** См. Толкование на [[new:mf:01:22#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 1:22]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень** Посмотри на пробудившуюся душу, как быстро она убеждается. **и принял жену свою** Матфей постоянно называет Марию женою Иосифа, изгоняя худое подозрение и научая, что она была женою не другого кого-либо, а именно его. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Востав же Иосиф от сна, сотвори якоже повет ему Ангел Господень, и прият жену свою** Почему он так легко поверил сновидению в столь великом деле? Потому что явившийся Ангел открыл ему помышление его сердца. Он понял, что явившийся действительно пришел от Бога, потому что один только Бог знает помышления сердец. А когда напомнил ему пророчество Исаии, еще более укрепил его в исполнении. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Архиеп. Никифор (Феотокис) ===== Ст. 24-25 **Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус** Како не усомнился Иосиф, услыша о сих преславных вещах и узрев во сне Ангела? Благодать Божия такую веру насадила в его сердце, что он, восстав от сна, не недоумевал, ниже сомневался о Ангельской беседе; но, будучи уверенным и убежденным, все то исполнил, что повелел ему Ангел, то есть: принял Святую Деву, со всяким старанием и благоговением сию сохраняя, и когда родила Спасителя мира, назвал Его по Ангельскому заповеданию Иисусом. Знай же, что как сие: //«не возвратися»// вран в ковчег, //«дондеже изсяче вода от земли»// [[old:gen:08:07|(Быт. 8:7)]]; также: //«се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века»// [[new:mf:28:20|(Мф. 28:20)]], и сие: //«седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих»// [[old:ps:109:01|(Пс. 109:1)]], означают всегдашнее время, поколику ни вран когда-либо возвращался в ковчег, ниже Иисус отлучился от Апостолов, и не сидел одесную Бога Отца Своего: так и сие – **«не знаяше ея, дóндеже роди Сына своего первенца»**, значит то, что Иосиф никогда не имел плотского совокупления со Святою Девою; но она была Девою и прежде рождества, и в рождестве, и по рождестве – и вечно пребывает. Также слыша слово //"первенца"//, не подумай, яко Пресвятая Богородица родила и других сыновей: ибо здесь слово //«первенец»// не другое что означает, как токмо первого и единородного, якоже и сие: //«перворожден всея твари»// [[new:kol:01:15|(Кол. 1:15)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея в неделю пред Рождеством Христовым.**// ===== Архиеп. Аверкий (Таушев) ===== **Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою** См. Толкование на [[new:mf:01:18#arxiep_averkij_taushev|Мф. 1:18]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== Ст. 24-25 **Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус** **«Принял жену свою»**: только обрученную ему, принял как жену к себе в дом, или оставил ее жить у себя в доме (ср. прим. к [[new:mf:01:20|Мф. 1:20]]); невеста у евреев называлась женою. – **«Не знал Ее. Как наконец родила»**: собственно – доколе не родила: учение о приснодевстве Пресвятой Богородице. Евангелист употребил свое доколе, но ты не подозревай из того, будто Иосиф после познал ее. Евангелист дает сим только знать, что дева прежде рождения была совершенно неприкосновенною; что было после рождения, о том предоставляет судить тебе самому. Что тебе нужно узнать от него, то он и сказал, т.е. что дева была неприкосновенною до рождения, а что само собою видно из сказанного как верное следствие, то предоставляет собственному твоему размышлению, т.е., что такой праведник (как Иосиф) не захотел познать деву после того, как она столь чудно соделалась матерью и удостоилась и родить неслыханным образом и произвести необыкновенный плод» (Злат., ср. Феофил.).– Доколе – не означает предела времени, после которого обозначаемое им состояние переменяется, а означает иногда неопределенное время. Ворон, выпущенный Ноем из ковчега, не прилетал доколе не иссякла вода, но и после не прилетал ([[old:gen:08:07|Быт. 8:7]], [[old:gen:08:14|14]]; ср. [[old:ps:071:01|Пс. 71:7]], [[old:ps:088:02|88:2]]; [[new:mf:28:20|Мф. 28:20]]. Так Григ. Б. 3,81. Злат., Феофил.). **«Первенца»** – первородного: это слово не показывает, что были после него рожденные дети: ибо первенец мог быть и единородным. Так Бог повелевает освятить себе всякого первенца, несмотря на то, будут ли после него дети или нет, и – единородный был первенец. «Называет его первенцем не потому, будто был у нее еще другой какой-либо сын, но просто потому, что он первый родился, и притом единственный: ибо Христос есть и первородный, как родившийся первым, и единородный, как не имеющий брата» (Феофил.). Если же в Евангелиях упоминается о братьях Иисуса Христа ([[new:mf:12:46|Мф. 12:46-47]]; [[new:in:02:12|Ин. 2:12]],[[new:in:07:03| 7:3]], [[new:in:07:05|5]] и др.) и они называются даже по именам ([[new:mf:13:55|Мф. 13:55]]; [[new:mk:06:03|Мк. 6:3]]. – Иаков, Иосия, Симон и Иуда): то были они не родные, а названые братья Его – дети Иосифа обрученника от первого его брака (Григ. Б., Епиф., Кирил. Александр., Иларий, Евсевий, Феофил. и др. Ср. Чет Мин декабря 26). Менее вероятно мнение, что помянутые лица были двоюродные браться Иисуса Христа – дети Клеопы брата Иосифова, и Марии сестры Богоматери, хотя и держатся этого мнения бл. Иероним, Феодорит и Августин. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою** Когда Иосиф пробудился от сна, то поступил так, как повелел (собственно, предначертал, установил, определил) ему Ангел Господень. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою** Так в сонном видении смиренному старцу Иосифу открыта была непостижимая умом тайна безсеменного зачатия Сына Божия от Девы Марии. Ему открыта мысль, которой он никогда не имел в уме своем; открыта через Ангела, с такой ясностью и силой, что в нем не осталось никакого сомнения о достоверности виденного. Притом этим сновидением указывался еще один признак, которым можно было проверить его истину, по крайней мере, впоследствии: сказано было, что Мария носит в утробе своей Сына — этого не мог сказать с достоверностью простой сон. После этого сновидения исчезли в доброй душе Иосифа все сомнения, все подозрения; с радостным сердцем он спешит исполнить волю Божию, возвещенную ему Ангелом: **встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень**: он сообщает о своем сновидении Марии и объявляет повеление Ангела: теперь уже и Она не имела причин молчать перед Иосифом. Она охотно сложила с Себя эту тяжкую для сердца Ее обязанность. И старец вместе с юной Девой с благоговением произнесли святое имя будущего Мессии — Иисус, которое им обоим было открыто — каждому порознь. После этого Мария совсем уже перешла в дом своего праведного обручника: **и принял** Иосиф нареченную **жену свою**, принял сердцем и душой в дом свой. И стал он с этого времени благоговейно служить Ей, как Матери обетованного и всеми с нетерпением ожидаемого Мессии — Христа. А Пресвятая Дева, прикрывая тайну Божию именем обрученной жены, мирно ожидала в доме Иосифа преславного исхода благодатного своего чревоношения. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]