[<10>] ====== Толкования на Мф. 2:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Cт. 17-18 **Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет** Так как евангелист пове­с­т­вованием об этом насиль­ствен­ном, несправедливом, лютом и беззакон­ном избиении исполнил ужасом слушателя, то он же и утешает его, говоря, что это не потому случилось, чтобы Бог не мог воспрепятство­вать, или не предвидел этого, но что Он предвидел и предвозвестил об этом устами пророка. Итак, не смущайся и не падай духом, когда взираешь на Его неизреченный Промысл, который ясно можно усматри­вать как в Его действии, так и в попущении. Это самое и Христос дал разуметь ученикам, когда однажды, в беседе с ними, предвозвестив им о судилищах, узах, о вражде всей вселен­ной и о непримиримой брани, сказал для их воодушевления и утешения: //«не две ли малые птицы продают­ся за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего»// [[new:mf:10:29|(Мф. 10:29)]]. Этими словами Он хотел показать, что без Его ведома ничего не бывает, но что Он знает все, хотя и не делает всего. Поэтому, говорит, не смущайтесь и не бойтесь. Если Тот, Кто знает ваши страдания и может отвратить их, однако же, не отвращает, то без сомнения потому, что промышляет и печет­ся о вас. Так должны мы рассуждать и в соб­с­т­вен­ных искушениях, и мы отсюда получим немалое утешение. **«Рахиль**, – сказано, – **плачет о детях сво­их»**. Но, – скажет кто-нибудь, может быть, – что общего имеет Рахиль с Вифлеемом? Что так же Рама имеет общего с Рахилью? Рахиль была мать Вениаминова, и по смерти погребена на пути ипподрома [[old:gen:35:19|(Быт. 35:19)]] близ Рамы. Итак, поскольку и гроб ее был близ Рамы, и это место досталось в удел Вениамину, сыну ее (Рама была в колене Вениамина), то и по родоначальнику, и по месту погребения евангелист справедливо называет избитых детей – детьми Рахили. Потом, показывая, что приключив­шееся горе было тяжко и неутешно, – говорит: **«не хочет утешиться, ибо их нет»**. И отсюда мы научаемся опять тому же, о чем я выше говорил, имен­но – что не должно смущаться, когда обстоятель­ства кажут­ся несообразными с обетованием Божьим. Смотри вот, какое было начало, когда пришел Господь для спасения Своего народа, или лучше – для спасения всей вселен­ной. Мать бежит, отец подвергает­ся несносным страданиям, совершает­ся убийство, всех убийств тягчайшее; всюду плач, рыдание и вопль многий. Но не смущайся! Господь, в яснейшее доказательство Своей силы, обыкновен­но исполняет Свои намерения средствами, всегда противоположными. Так и учеников Сво­их Он воздвиг, научил и предуготовил ко всяким подвигам, совершая это ради большего чуда средствами противоположными. Потому и они, будучи истязаемы, гонимы и претерпевая бесчислен­ные бедствия, остались победителями над теми, которые истязали и гнали их. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 9-я.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== Ст. 17-18 **Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет** Бл. Иероним замечает, что Св. Писание называет невинных младенцев, избиенных за Иисуса Христа, детьми Рахили, потому что подле Вифлеема было поле, принадлежащее колену Вениаминову, на котором погребена была Рахиль, жена Иакова и мать Вениамина. Св. Иларий думает, что Рахиль, бывшая долго бесплодною, изображает в сем случае Церковь; равно как многочисленность невинных жертв Иродовой ярости прообразует множество мучеников, долженствовавших пролить кровь за Иисуса Христа. О Церкви, этой святой матери, бывшей столько веков бесплодною, впоследствии сделавшейся столь плодоносною в святых мучениках, воистину можно сказать, что она внимала их стонам, и во время их славных страданий, плакала не столько о смерти своих детей, сколько о погибели убийц их. Мы все можем подражать удивительной любви сей святой матери; и будем подражать ей, если страшимся быть причиною её скорби. Не телесная смерть сильно огорчает её, но душевная. Она научилась от своего Божественного Жениха и от своих главных членов хвалиться в скорбях и страданиях, но она страшится соблазнов, умерщвляющих пред Богом тех, кого она любит, как нежная мать. Тронемся же тем, что её так глубоко смущает; будем чувствительны к её болезням. Станем избегать всего, что могло бы соблазнить братьев наших, и будем подобно Церкви, проливать слёзы только о грехе и его ужасных следствиях. //**Избранные места из Священной Истории.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 17-20 **Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет **[[old:ier:31:15|(Иер.31:15)]]**. По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву** От Рахили родился Вениамин, в колене которого нет Вифлеема [[old:gen:35:18|(Быт. 35:18-20)]]. Потому спрашивается: каким образом Рахиль оплакивает сынов Иуды, т. е. Вифлеема, как бы своих? На это мы ответим кратко: это потому, что она была погребена вблизи Вифлеема на Ефрате, и последний как место упокоения тела матери получил ее имя; а может быть, и потому, что Иуда и Вениамин были соединенные вместе колена, а Ирод приказал избить младенцев не только в Вифлееме, но и во всех пределах (окрестностях) его. Мы полагаем, что случайно [или: через избиение] погибли и многие дети из колена Вениаминова. А оплакивает она сынов своих и не может утешиться, - что можно будет понимать в двояком значении: или потому, что считает их умершими навеки, или не хочет утешиться о них как о тех, которые, - как она знала, - должны были бы жить. А что касается выражения //в Раме//, не будем думать, что это название места около Гаваи, но эта rama (ךמה) значит //высокое//, так что смысл этого места такой: //Голос слышен в высоте//, т. е. раздавался в весьма обширном пространстве. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит** См. Толкование на [[new:mf:02:16#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 2:16]] ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 17-18 **Тогда сбыстся реченное Иеремием пророком, глаголющим: глас в Раме слышан бысть, плач и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть** Когда он говорит: **тогда сбыстся реченное**, то показывает, что это совершилось так, что Бог предвидел это, предсказал чрез пророка и допустил совершение его по Своему Домостроительству. Рама было название места в Вифлееме. Назвал же он Вифлеем Рахилью – от Рахили, жены Иакова, которая была погребена в Вифлееме. Сказав: **глас в Раме слышан бысть**, поясняет далее, что это был за глас, именно рыдание и плач, и вопль великий, по причине весьма жестокого умерщвления младенцев. И Вифлеем не желал утешиться, потому что его младенцев не было, т.е. в живых. Этим показал величие страдания. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 17-18 **Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет** **Рама** - небольшой городок, в колене Вениамина, недалеко от Вифлеема. Здесь некогда полководец Навуходоносора, Навузардан, по разрушении царства Иудейского, собрал Иудеев для того, чтобы отвести в плен, в Вавилон [[old:ier:40:01|(Иер. 40, 1)]]. Пророк Иеремия был очевидцем бедствия отведения в плен, и он представляет это бедствие под таким образом, что Рахиль, праматерь колена Вениаминова, которая была погребена близ Вифлеема, плачет об отводимых Иудеях из своей земли в неволю, как бы на смерть. Евангелист же в этом печальном событии видит образ другого печального события – избиения младенцев Иродом. Думают, что Рама – то же, что Аримафея, где жил Иосиф, который принимал участие в погребении Господа Никодимом [[new:mf:27:57|(Мф. 27, 57)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 17-18 **Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет** Приводятся слова пророка Иеремии (евр. 31:14), имеющие отношение к переданному евангелистом ужасному поступку Ирода. Вопрос возникает о том, почему именно выводится Рахиль плачущею об убитых Иродом младенцах. В настоящем случае евангелист как бы олицетворяет современные избиению плач и вопль матерей и, вероятно, других лиц, в одном лице — Рахили, любимой жены Иакова и праматери колен Иосифа и Вениамина. Хотя Вифлеем находился в колене Иудином, однако имя Рахили было близко связано с Вифлеемом; в Библии говорится, что Иаков, после примирения с Исавом, поселился первоначально в Сихеме, потом перешел в Вефиль и оттуда дошел до Ефрафы, т.е. Вифлеема, где Рахиль родила ему Вениамина, умерла здесь и погребена на дороге в Ефрафу, т.е. Вифлеем [[old:gen:35:19|(Быт. 35:19)]]. Иаков поставил над гробом ее памятник, и его показывают там до настоящего времени. Таким образом, для евангелиста было совершенно естественно говорить о Рахили в связи с событиями в Вифлееме. Но пророк Иеремия не упоминает о Вифлееме, а говорит о Раме. Городов с названием Рамы (в единств, или множ. Рамоф) было в Палестине до пяти. Неизвестно с точностью, были ли тожественны Рама Вениаминова (или в колене Вениаминовом — [[old:nav:18:25|Нав. 18:25;]] [[old:sud:04:05|Суд. 4:5]] — здесь говорится о Раме, что она была на горе Ефремовой; [[old:sud:19:13|Суд. 19:13;]] [[old:is:10:29|Ис. 10:29;]] [[old:os:05:08|Ос. 5:8]] — в этих местах везде Рама ставится вместе с Гевой или Гивой) и Рама, где родился и жил Самуил (упоминается в [[old:1ts:01:19|1 Цар. 1:19]]; [[old:1ts:02:11|2:11;]] [[old:1ts:07:17|7:17]] и проч.). Основание для связи Рахили с Рамой находится не у Матфея, а у Иеремии. Евангелист только приложил к Вифлеемским событиям заимствованное им у Иеремии пророчество, или, лучше, образное изложение событий перед отведением иудеев в плен Вавилонский. По словам пророка, Навузардан, начальник телохранителей Навуходоносора, отпустил его, пророка, из Рамы, где он взял его скованного цепями среди прочих пленных иерусалимлян и иудеев, переселяемых в Вавилон [[old:ier:40:01|(Иер. 40:1)]]. Если пророк разумеет здесь Раму Вениаминову, то для него естественно было говорить, что Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о них, потому что их нет [[old:ier:31:15|(Иер. 31:15]] — по евр. 14). Пророк хочет сказать не то, что Рахиль действительно плачет, потому что ее не было уже в живых, а то, что если бы она восстала из гроба и прибыла в Раму, то стала бы плакать о потомках своих и была бы безутешна, потому что их нет, они отведены в плен Вавилонский. Совершенно в том же смысле применяет евангелист к младенцам, убитым в Вифлееме, плач Рахили. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== Ст. 17-18 **Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет** Так как евангелист своим повествованием о столь лютом избиении младенцев привел в ужас слушателя, то далее он же и утешает его, напоминая, что все это случилось не потому, что Бог не мог этому воспрепятствовать, но что Он и предвидел, и предвозвестил это через пророка: **тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет** [[old:ier:31:15|(Иер. 31:15)]]. Могила праматери Рахили, любимой жены праотца Иакова, находилась недалеко от города Рамы, на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем [[old:gen:35:19|(Быт. 35:19)]]. Пророк Иеремия видел, как Вавилоняне уводили в плен Евреев из города Рамы, который близ Вифлеема, и изобразил скорбь матерей об уводимых в плен под видом плача Рахили. То событие, которое тогда оплакивал пророк, было прообразом избиения младенцев вифлеемских: вот почему евангелист Матфей и ссылается на это пророчество. //**Троицкие листки. №801-1050.**// ===== Анонимный комментарий ===== Ст. 17-18 **Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет** **Глас в Раме слышен** [[new:mf:02:18|(Мф. 2:18)]]. Рама - город Саулов. Саул же был из колена Вениаминова, а Вениамин был сыном Рахили, чья гробница находилась около Вифлеема, где происходило это злодейство. Стало быть, поскольку младенцы избивались в Вифлееме, там, где была гробница Рахили, [евангелист] и вводит плачущую Рахиль. Слово **плач** указывает на слезы младенцев, а **рыдание** означает стенание матерей. Ибо младенцы плакали, потому что их отрывали от матерей, а матери рыдали, потому что у них отнимали сыновей, словно бы вырывали из них внутренности. И большее страдание можно было видеть в матерях, которые оставались в живых, чем у гибнущих младенцев. Ибо младенцы страдали, потому что их отрывали от матерей, а не потому, что их предавали смерти. Ведь им еще не был известен страх смерти. Матери же страдали вдвойне: во-первых, видя, что их младенцев убивают, а во-вторых, потому что сами лишались детей. Для младенцев смерть была блаженным избавлением от боли, а для матерей воспоминание о них - непрестанным возобновлением боли. [<10>]