[<10>] ====== Толкования на Мф. 2:20 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **глаголя: востав поими Отроча и Матерь Его и иди в землю Израилеву, изомроша бо ищущии души Отрочате** См. Толкование на [[new:mf:02:19#svt_afanasij_velikij|Мф.2:19]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 20, 22 **и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские** Теперь уже не говорит //«беги»//, но **«иди»**. Видишь ли, как за искушением опять следует покой, а за покоем опять опасность? Кончилось его изгнание; он возвратил­ся в свою страну, и узнал о смерти избив­шего младенцев; но, вступив в отече­с­т­вен­ную землю, он еще находит остатки прежних опасностей, находит в живых – и на престоле – сына тирана. Но как мог царство­вать в Иудее Архелай, когда Понтийский Пилат был игемоном? Ирод только что умер и царство еще не разделилось на части, а так как тотчас по смерти Ирода власть принял вместо отца сын его, а между тем брат Архелая звал­ся также Иродом, то евангелист и присоединил: «**вместо Ирода отца своего**». Но, скажешь ты, если Иосиф убоял­ся идти в Иудею по причине Архелая, то ему следовало бояться и Галилеи по причине Ирода. Нет; с переменой места житель­ства дело уже было скрыто. Все нападение было на Вифлеем и его пределы, и раз уже совершено было избиение, то Архелай сын Иродов думал, что все уже кончилось, и что между многими убит и Тот, Кого искали. Притом же, может быть, видя такой конец жизни отца своего, он боял­ся простираться далее и еще упорство­вать в беззаконии. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 9-я.**// ===== Свт. Тихон Задонский ===== **глаголя: востав поими Отроча и Матерь Его и иди в землю Израилеву, изомроша бо ищущии души Отрочате** Видим в святом Евангелии, что о тех, которые искали младенствующего Иисуса, чтобы убить, написано: **Умерли искавшие души Младенца**. Так суд Божий постигает всех тех, кто благочестивых озлобляет и гонит. Души благочестивые, как овцы, смиренны, кротки и безоружны, но Бог за них стоит и защищает их и своевольных и нечестивых смиряет. Отсюда видим, что дивные Божии суды их постигают, и там падают в ров, где не чают, и ту яму, которую для благочестивых выкапывают, приготавливают самим себе. Так Авессалом, сын Давидов, искал, как бы святого своего отца убить и царством Израилевым завладеть, но вместо этого погибель себе нашел (см. [[old:2ts:15:01|2Цар. 15:1–18]]). Аман приготовил было виселицу неповинному Мардохею, но на той виселице сам был повешен (см. [[old:esf:03:01|Есф. 3:1– 7]]; [[old:esf:03:10|10]]). Фараон, царь египетский, гнался следом за Израилем и хотел опять мучительством своим озлобить его, но узнал на себе праведный суд Божий и в море со всем воинством своим потонул (см. [[old:ish:14:05|Исх. 14:5–30]]). Подобный суд Божий и ныне постигает всех своевольных, которые озлобляют и гонят благочестивых. **//Сокровище духовное, от мира собираемое.//** ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **глаголя: востав поими Отроча и Матерь Его и иди в землю Израилеву, изомроша бо ищущии души Отрочате** **«Востав, пойми Отроча и Матерь Его и иди в землю Израилеву»**. Иди уже, а не бежи, как говорено было прежде: ибо не было никакой нужды спешить. **«Изомроша бо, прибавляется, ищущии души Отрочате»**; хотя умер один Ирод, как один он собственно искал и души Его. Но здесь имеются в виду и клевреты Ирода, кои все как бы умерли с ним, ибо потеряли силу и престали служить его безумию и злобе. **//Беседа на третий день Рождества Христова.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **ибо умерли искавшие души Младенца** См. Толкование на [[new:mf:02:13#svt_filaret_drozdov|Мф. 2:13]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **ибо умерли искавшие души Младенца** Из этого места мы видим, что не только Ирод, но и священники, и книжники в то же самое время замышляли убийство Господа. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву** См. Толкование на [[new:mf:02:19#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 2:19]] **ибо умерли искавшие души Младенца** Где Аполлинарий, говоривший, что Господь не имел души человека? Здесь он изобличается. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца** См. Толкование на [[new:mf:02:19#evfimij_zigaben|Мф. 2:19]] ===== Архиеп. Аверкий (Таушев) ===== **и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца** Нет точных данных о том, сколько времени св. семейство прожило в Египте, поскольку неизвестна точная дата Рождества Христова. Но указано ясно и определенно, что св. семейство вернулось в землю Израилеву вскоре же после смерти Ирода, а эта дата может считаться более или менее установленной. Умер Ирод, как свидетельствует Иосиф Флавий, в страшных мучениях в марте или начале апреля 750-го года от основания Рима. Если допустить, что Христос родился 25 декабря 749-го года от о.Р., св. семейство пробыло в Египте около двух месяцев. Если же считать, как некоторые, что Христос родился годом раньше, в 748-м, то можно полагать, что они провели там больше года, и что Богомладенцу было по возвращении из Египта около двух лет. Во всяком случае, Он был еще младенцем, как называет Его Ангел, повелевший Иосифу возвратиться в Израиль. **//Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета.//** ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца** **«Умерли искавшие души Младенца»**: собственно Ирод (множественное употреблено вместо ж единственного); впрочем можно вместе с Иродом подразумевать и приверженцев его, разделявших его мысли и планы, особенно сына его Антипатра (ср. Афан. В.), жестокого, как и он сам, которого впрочем Ирод за несколько дней до своей смерти приказал умертвить. «Горькую кончину имел Ирод; он изверг свою нечестивую душу, быв поражен горячкой, болью в животе, водяной в ногах, гниением тайного уда, порождавшим червей, одышкой, трясением тела и судорогами» (Феофил., ср. подробнее Афан. В.). //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца** **Изомроша бо ищущи души отрочате** (умерли искавшие души Младенца). Собственно один Ирод (здесь множественное число употреблено вместо единств.); но можно здесь разуметь вместе с Иродом и приверженцев его, особенно сына Антипатра, жестокого, как он сам, которого, впрочем, Ирод за несколько дней до своей смерти приказал умертвить. Ирод умер в страшных муках от множества болезней. По причине мук не раз покушался на самоубийство. Живой он был изъеден червями. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 20-22 **и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские** Думают, что Иосиф, услышав о смерти Ирода, первоначально намерен был идти в Вифлеем и поселиться там. Но этому помешало вступление на престол Архелая. Ирод в своем последнем завещании разделил свое царство между сыновьями Архелаем, Иродом Антипой и Иродом Филиппом. Первый получил во владение Иудею, Самарию и Идумею, второй Галилею и Перею и последний заиорданские земли. Архелай отличался такою же жестокостью, как и его отец, но не обладал его умом. Пребывание в его владениях было бы опасно. Ирод Антипа отличался больше похотливостью, чем жестокостью. Тирания Архелая в короткое время сделалась столь нетерпимою, что он был низложен Августом и заточен в Галлию, нынешнюю Францию, где и умер. Под Галилеей разумеется страна между западным берегом Галилейского озера и восточным Средиземного моря. Это было местожительство колен Иссахарова, Завулонова, Ассирова и Неффалимова Население в ней было смешанное, состояло из иудеев и язычников. Жившие в ней иудеи говорили на собственном, несколько не похожем на тогдашний еврейский, языке. Иосиф Флавий говорит о разделении Галилеи на верхнюю и нижнюю (Война 3:3, 1). Он описывает эту страну как плодородную, обработанную и весьма населенную. По его словам, в ней было 204 города и местечка (Жизнь, 45). Население в ней отличалось смелостью и было воинственно. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.** См. Толкование на [[new:mf:02:19#troickie_listki|Мф. 2:19]] ===== Анонимный комментарий ===== Ст. 20-21 **и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву** Ты видишь, что Иосиф избран был не в супружество Марии, а в служение Ей? Ведь когда она шла в Египет и возвращалась оттуда, то кто бы исполнил столь необходимое ей служение, если бы Она не была ему обручена? Ибо, на первый взгляд, Мария питала Младенца, а Иосиф Ее охранял. В действительности же Младенец питал Мать, а Иосиф их защищал. Поэтому ангел не сказал: «Возьми Мать и Младенца Ее», а: //Возьми Младенца и Матерь Его// [[new:mf:02:13|(Мф. 2:13)]]. Потому что не ради той Матери родился Этот Сын, но ради Этого Сына она стала Матерью. Не для Сына славой было иметь эту Мать, а для Матери блаженством иметь Этого Сына. По Ее слову: //Ибо отныне будут ублажать Меня все роды// [[new:lk:01:48|(Лк. 1:48)]]. [<10>]