[<10>] ====== Толкования на Мф. 3:4 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед** Видишь ли, как иное предвозвестили пророки, а иное предоставили евангелистам? Почему Матфей и пророчества приводит, и от себя присоединяет, не почитая излишним сказать и об одежде праведника. В самом деле, стран­но и удиви­тель­но было видеть в человеческом теле такое терпение: это-то особен­но и привлекало иудеев. Они видели в нем великого Илию; зрелище, которого они были свидетелями, напоминало им об этом святом муже, и даже еще более изумляло их. Действи­тель­но, тот питал­ся и в городах и домах, а этот от самой колыбели постоян­но жил в пустыне. Предтече Того, Кто имел упразднить все древнее, как-то: труд, проклятие, печаль и пот, надлежало и самому иметь некоторые знаки такого дара и быть выше древнего осуждения. Таковым он и был. Ни земли Он не обрабатывал, ни бразд не рассекал, ни хлеба не ел в поте лица; но стол имел готовый, одежду находил легче стола, а о жилище еще менее заботил­ся, нежели об одежде. Он не имел нужды ни в доме, ни в постели, ни в столе, ни в чем другом подобном, но, нося плоть, вел какую-то ангельскую жизнь. Для того-то он и носил власяную одежду, чтобы и самою одеждою научить нас удаляться человеческого, и не иметь ничего общего с землею, но возвращаться к прежнему благородству, в каком был некогда Адам, прежде, нежели возымел нужду в платье и одежде. Таким образом, сама одежда Иоан­на служила знаком и царского досто­ин­ства, и покаяния. Не спрашивай меня, откуда он, живя в пустыне, мог достать власяницу и пояс? Если ты будешь спрашивать об этом, то найдешь множе­с­т­во и других вопросов, например: как он во время зимы и во время зноя солнечного жил в пустыне, особен­но же в незрелом возрасте и с слабым, еще не укрепив­шимся телом? Каким образом дет­ское его тело могло перенести такие перемены погоды, при таком необыкновен­ном столе и прочих невыгодах пустын­ной жизни? Где ныне те греческие философы, которые суетно ревновали циническому бесстыдству? Какая была польза запираться в бочке, и потом преда­ваться такой гнусности? Где эти философы, которые, пренебрегая всеми приличиями, имели между тем множе­с­т­во колец, чаш, слуг и служанок, и окружали себя прочею пышностью, вдаваясь, таким образом, в две крайности? Но не таков был Иоан­н; он обитал в пустыне, как на небе, строго исполняя все правила философии, и оттуда, подобно ангелу с неба, нисходил во грады, – подвижник благо­честия, увенчан­ный всею вселен­ной, и философ философии, и достойный неба. Притом он был таковым тогда, когда еще не был разрешен грех, не прекратил­ся еще закон, не была еще связана смерть, не были еще сокрушены медные врата, но когда еще имел силу ветхий завет. Такова-то муже­с­т­вен­ная и крепкая душа: она всюду проходит и побеждает все преграды. Таков был и Павел в новом завете. Но для чего, скажешь ты, Иоан­н вместе с одеждою носил и пояс? Таков был обычай древних, прежде чем вошла в употребление одежда мягкая и раздува­ю­щаяся. Так опоясывался Петр, равно как и Павел: //«Мужа,// – говорит­ся, //– чей этот пояс»// [[new:act:21:11|(Деян. 21:11)]]. Так же одет был Илия; так же одевал­ся и каждый из святых, потому что они непрестан­но были в деле: или путеше­с­т­вовали, или чем-нибудь другим нужным занимались и трудились. Впрочем, не по одной только этой причине они одевались таким образом, но еще и потому, что прене­брегали всякими украшениями и любили жизнь строгую и суровую; а это и Христос поставляет в величайшую похвалу добродетели: //«Что же,// – говорит, – //смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находят­ся в чертогах царских»// [[new:mf:11:08|(Мф. 11:8)]]. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 10-я.**// ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Снедь же бе пружие и мед дивий** Есть растение, называемое пругом; этому учит нас Соломон, говоря: //и процветет амигдал, и отолстеют прузи// [[old:ekl:12:05|(Еккл. 12:5)]]. Мед же дивий есть не какая-нибудь трава, но действительно дикий мед, весьма горький и противный всякому вкусу. //**Из Бесед на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Максим Туринский ===== **Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед** В самом деле, когда Предтеча Христов имел одежду, сотканную из грубого **верблюжьего волоса**, что это означает, как не то, что Христос, Которому предстояло прийти, был облечен в человеческое тело, ставшее дебелым из-за грубости грешников, и что окутанный волосами самого нечистого животного, то есть языческого народа, Он понес его беззакония? ...Что иное означает **кожаный пояс**, как не то, что наша немощная плоть, которая до пришествия Христова властвовала [над нами, побуждая] к порокам, после Его пришествия была связана для добродетели? Прежде, из- за невоздержности, она раздавалась и тучнела, а теперь, благодаря воздержанию, умаляется до одной кожи. //**Проповеди.**// ===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== **Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед** Итак, сначала буквально показана небесная жизнь и славное смирение Иоанна. Кто презрел сам мир, тот не искал драгоценного мирского одеяния; кто презрел наслаждения мира, тот не требовал обильной пищи. Что за нужда в драгоценной мирской одежде тому, на ком одеяние праведности? Или какой изысканной земной пищи мог желать тот, кто питался божественными словами и кому истинной пищей был закон Христов? Кто всего себя посвятил небесному Богу, презрев мирское, таким должен был быть предтеча Господа, пророк и апостол Христов. //**Трактат на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед** Одежда, вытканная **из верблюжьего волоса**, обозначает странствующее одеяние пророческой проповеди [Иоанна], когда проповедующий Христа одевается в шкуры нечистых животных, от которых мы ничем не отличаемся. И все, что прежде было в нас бесполезным или ничтожным, освящается одеждой пророка. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Сам же Иоанн имяше ризу свою от влас вельблуждь, и пояс усмен о чреслех своих: снедь же его бе пружие и мед дивий** Что такое **пружие и мед дивий**, которыми питался Иоанн Креститель? **Пружие**, которыми питался Иоанн Креститель, были не живые твари, похожие на жуков, как думают иные по невежеству (да не будет сего!), но верхушки трав или растений. А также и **мед дивий** был не какое-либо произрастение, но действительно горный мед, который делают дикие пчелы, весьма горький и противный на вкус. А сим Иоанн показывал, какому чрезмерному подвергался он злостраданию, не только скудостью, но и суровостью подавляя всякое телесное пожелание. //**Письма. Книга I.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед** Он говорит: "из волос", а не: "из шерсти". Одно служит для обозначения одежды крайне скромной, а другое - роскоши человека изнеженного. Пояс же кожаный, которым был опоясан Илия, обозначал умерщвление [[old:4ts:01:08|(4 Цар. 1:8)]]. А следующее затем: **А пищею его были акриды и дикий мед**, - [показывает что] обитателю пустыни свойственна не изысканность в яствах, а только восполнение необходимого в человеческом теле. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса** Предтеча призывал к покаянию и видом своим: ибо он имел плачевную одежду. Говорят, что верблюд занимает средину между чистым и нечистым животным: как отрыгивающий жвачку, он чист, а как имеющий нераздвоенные копыта - нечист. Так как Иоанн приводил к Богу и казавшийся чистым народ иудейский, и нечистый языческий и был посредником между Ветхим и Новым Заветом, то поэтому он и носил в качестве одежды волоса верблюда. **пояс кожаный на чреслах своих** Все святые в Писании представляются опоясанными или как пребывающие постоянно в труде (ибо нерадивые и изнеженные не опоясываются, как, например, сарацины теперь), или потому, что они умертвили в себе страсти плотского вожделения, ибо кожа есть часть мертвого животного. **а пищею его были акриды и дикий мед** Некоторые говорят, что "акриды " - это трава, которая называется и мелагрой, другие же разумеют под ними орехи или дикие ягоды. Дикий мед, который приготовляется дикими пчелами и который находят в деревьях, равно и между камнями. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Петр Хрисолог ===== **Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед** Он мог [изготовить одежду] из [шерсти] коз, но в этом не было нужды. Он взял шерсть самого изворотливого животного, не имеющего [в своем облике] ничего прямого, ничего приятного, ничего красивого, которого природа приспособила для тяжелой работы, обрекла на тяжелую ношу и предала в тяжкое рабство. Учитель покаяния должен был одеваться в такую одежду, чтобы все, кто отвратились от истинного учения и стали полностью обезображены грехами, возложили на себя великое бремя покаяния, обрекли себя на жестокие мучения ради оправдания и принесли тяжелые воздыхания раскаяния, чтобы прямыми и тончайшими, как игла, войти через узкое отверстие покаяния в просторы отпущения [грехов], чтобы исполнились слова Господа о том, что //верблюд// может //пройти сквозь игольные уши// [[new:mf:19:24|(Мф. 19:24)]]. **И едой его были саранча и дикий мед**. Саранча по справедливости изображает собой добавку в пищу ради покаяния и исправления грешников, чтобы, вырвавшись из места греха в место покаяния, он мог долететь до неба на крыльях прощения. Это имел в виду пророк, когда говорил: //Я исчезаю, как уклоняющаяся тень; гонят меня, как саранчу. Колени мои изнемогли от поста и тело мое лишилось тука// [[old:ps:108:24|(Пс. 108:24-25)]]. Вы услышали, каким образом он, подобно саранче, устремился от греха к покаянию и согнул колени, чтобы тащить на себе груз этого покаяния. Также добавляется в пищу мед, чтобы горечь покаяния смягчилась сладостью милосердия. //**Собрание проповедей.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Сам же Иоанн имяше ризу свою от влас вельблуждь, и пояс усмен о чреслех своих: снедь же его бе пружие и мед дивий** Упомянул и об одежде, и о пище его, показывая их простоту и убожество, а чрез это научая не заботиться много о теле и презирать расточительность. Не доискивайся того, кто ткал ему одежду, или откуда он имел пояс; гораздо более заслуживает удивления то, как он, будучи с детства в пустыне, привык с такого возраста к неравномерному климату. Знай одно, что как в том случае все ему доставлялось провидением Божиим, так в этом он укреплялся перенесением разных лишений. Одни говорят, что акриды – это верхушки каких-то трав, другие – что это трава, называемая акрида, третьи,– что это род насекомых. Говорят, что в тех странах до сих пор очень многие едят их, предварительно выкоптив. И законодатель причислил их к разряду чистых животных; но они имеют неприятный запах и вкус. Но лучше следует держаться первого мнения. Мед же дикий – это мед, который кладется дикими пчелами в расщелинах скал; но он горький и неприятный. Иоанн располагал к покаянию и самим видом своим, так как носил плачевную одежду. Говорят, что верблюд есть животное – среднее между чистым и нечистым; он чист потому, что отрыгает жвачку, и нечист потому, что имеет нераздвоенные копыта. А так как Иоанн приводил к Богу мнимо-чистый народ иудейский и нечистый языческий, то он и одежду носил из верблюжьих волос. Писание всех святых представляет подпоясанными или потому, что они всегда занимались делом, а нерадивые и небрежные не подпоясываются,– или потому, что они умерщвляли страсти, а кожа есть часть мертвого животного. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Ориген ===== **Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед** Он ел акриды, поскольку и народ питался словом, словно бы парящим на крыльях в высоте и не вступившим еще на землю, а также мед, который не являлся плодом человеческого труда, поскольку он происходил от закона и пророков, и иудеи не [заботились] о производстве этого меда, ибо не пытались познать их волю и не исследовали Писания. //**Фрагменты.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед** **«Одежду из верблюжьего волоса»**: это не тот тонкий волос верблюда, из которого ныне делают изящную одежду, а волос длинный, толстый и колючий, из которого в древности делали грубую ткань, из каковой и ныне на Востоке делают одежду, употребляемую бедными классами жителей и монахами. Так пророк Иоанн Креститель «располагал к покаянию и словом, и самим видом своим, ибо носил одежду плачевную. Говорят, что верблюд есть животное среднее между чистым и нечистым: он чист потому, что отрыгает жвачку, и нечист потому, что имеет нераздвоенные копыта. Поелику же Иоанн приводил к Богу и мнимочистый народ иудейский и нечистый языческий, и был срединой между Ветхим и Новым Заветом, то он и носил одежду из верблюжьих волос» (Феофил.). — **«Пояс кожаный»**: вместо более или менее ценного пояса, какой употребляли жители Востока, перехватывая им свои длинные и широкие одежды, Иоанн носил простой кожаный пояс, уподобляясь в этом случае прообразовавшему его древнему великому пророку Илии [[old:4ts:01:08|(4 Цар. 1:8)]]. — **«Акриды»**: вид саранчи — очень обыкновенная пища на Востоке, которую дозволено было законом Моисеевым употреблять и евреям [[old:lev:11:22|(Лев. 11:22)]]. Особенно бедные классы народа в Аравии питались саранчой, и то обстоятельство, что Иоанн питался ею, показывает, что он был беден или по строгости жизни употреблял пищу бедных. Саранча — это небольшое крылатое насекомое, которого видов довольно много. Особенно на Востоке она появляется иногда в огромном количестве, так что тучи ее затмевают свет солнца; и когда она садится на землю, то поедает все снедомое и опустошает огромные пространства земли; поэтому саранча — бич восточных стран. Некоторые виды ее на Востоке доселе употребляются в пищу. Бедуины и арабы собирают ее в большом количестве и употребляют, приготовляя различным образом: жарят, варят, коптят, сушат, солят, предварительно очистив ее известным образом. Об употреблении ее в древности свидетельствуют, кроме вышеуказанного закона Моисеева, Плиний (hist, natur. 6, 30. 1, 29), и блаж. Иероним (ad. lovin. 2. 6). Потому несколько странно, что некоторые ученые, зная об употреблении в пищу саранчи и зная, что это была пища бедных, не решались под акридами здесь разуметь саранчу, почитая ее пищею неприличною для Иоанна. Впрочем, «некоторые думают, что акриды суть верхушки травы, которая иначе называется мелагра, а иные разумеют под сим дикие яблоки» (Феофил., ср. Афан.В.). — «Дикий мед»: это был, вероятно, мед диких пчел, находившийся в изобилии в скалах и в дуплах деревьев пустыни (ср. Феофил.). Был также еще род меда, называвшийся диким медом или лесным медом [[old:1ts:14:27|(1 Цар. 14:27)]], производившийся небольшими насекомыми и полагавшийся на листьях деревьев, откуда он стекал в изобилии на землю, и который, говорят, еще доселе встречается в Аравии. Могла быть также сим именем названа жидкость медоподобная, истекавшая из некоторых деревьев, как-то: пальм и фиги. «Дикий мед — весьма горький и противный всякому вкусу» (Афан.В.). //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед** **От влас велблуждь** (из верблюжьего волоса). Это был волос длинный, толстый и колючий, из которого в древности делали грубую ткань и ныне на востоке делают одежду для себя бедные люди и монахи. **Пояс усмен** - кожаный пояс. **Пружие и мед дивий** (акриды и дикий мед). Под **акридами** должно разуметь вид саранчи, которая служит очень обыкновенною пищею на востоке у бедных людей. Впрочем, некоторые думают, что акриды суть верхушки травы, а иные под сим разумеют дикие яблоки. Под **диким медом** разумеется мед диких пчел, находившийся в изобилии в скалах и дуплах дерев пустынь. Дикий мед весьма горький на вкус. Следовательно, одежда и пища у Иоанна Крестителя были подвижнические, и как своими речами напоминал он пророка Исайю, так своею суровою постническою жизнью живо напоминал другого древнего великого пророка – Илию. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед** [[new:mk:01:06|(Мк. 1:6)]]. Возможно предполагать, что, указывая на образ жизни Иоанна, евангелист и здесь хотел указать на древнее пророчество о нем — в образе жизни пророка Илии. //Имел одежду из верблюжьего волоса.// Такая одежда, отличающаяся грубостью, по словам путешественников, и теперь носится на востоке, преимущественно дервишами. //А пищею его были акриды и дикий мед.// Акридами называлась саранча, которая и теперь употребляется в пищу в Недже и Хеджасе. В лавках с саранчой она продается мерами. Приготовляя ее в пищу, бросают ее живою в кипяток, который хорошо просаливают; через несколько времени саранча вынимается и просушивается на солнце. Англичанин доктор Томсон, проживший в Палестине много лет и написавший очень хорошую о ней книгу, говорит: “саранчу не ест в Сирии никто, кроме бедуинов на крайних границах, и о ней постоянно говорят, как о низшем сорте пищи, смотрят на нее большею частью с отвращением, так как эта пища выносится только низшими классами народа. Иоанн Креститель, однако, и принадлежал именно к этому классу, все равно — по необходимости или по выбору. Он также жил в пустыне, где такая пища и теперь употребляется; и потому в Евангелии излагается простая истина. Обыкновенной пищей Крестителя была саранча, вероятно, поджаренная в масле и смешанная с медом, как это и теперь бывает”. Под диким медом одни разумеют сок из пальм, смоковниц и других деревьев или же так называемую персидскую манну. Основание для такого мнения находят в том, что мед по-гречески называется просто μέλι, без прибавления ἄγριον (дикий). В подтверждение того же мнения ссылаются на Плиния Е. Истор. 15:7 и Диодора Сицилийского (19, 94, конец), который говорит, что у набатейцев “растет много меда (μέλι), называемого диким (ἄγριον), которым они пользуются в виде питья, смешанного с водою”. Но другие принимают, что “дикий мед” есть обыкновенный пчелиный мед, который пчелы заносят в дуплах деревьев и отверстиях скал. По словам Тристрама (книга которого о Палестине переведена на русск. язык), диких пчел в Палестине гораздо больше ульевых, и мед, продающийся в южных местностях, получается от диких роев. Действительно, говорит Тристрам, мало мест, которые были бы так пригодны для пчел, как Палестина. А в пустыне Иудейской пчелы многочисленнее, чем в какой-либо другой части Палестины, и мед до настоящего времени служит домашней пищей бедуинов, которые выжимают его из сотов и сохраняют в мехах. Нельзя не согласиться, что такое понимание слов “дикий мед” естественнее предыдущего. Саранча дозволена была в пищу еврейским законом [[old:lev:11:22|(Лев. 11:22)]], а об употреблении дикого пчелиного меда говорится в Библии [[old:vtor:32:12|(Втор. 32:13;]] [[old:sud:14:08|Суд. 14:8;]] [[old:1ts:14:25|1 Цар. 14:25-27;]] [[old:ps:080:17|Пс. 80:17)]]. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед** **Сам же Иоанн,** своими речами напоминавший Исайю пророка, в то же время своей грубой одеждой, своей суровой постнической жизнью живо напоминал другого древнего великого пророка — Илию; его строгое, загорелое, истощенное постом лицо, его пламенный взгляд, вся наружность его невольно заставляли слушателя внимать ему: **имел одежду из верблюжьего волоса,** из длинного, толстого, колючего волоса, **и пояс кожаный,** такой же, какой носил Илия, **на чреслах своих**. Пояс вообще означает готовность к трудам, а пояс кожаный знаменует еще и умерщвление плоти. **а пищею его были акриды** (особый род саранчи, которую и теперь употребляют в пищу арабы, а вероятнее, как объясняют святые Афанасий Великий и Исидор Пелусиот, верхушки особой травы пустынной, которой впоследствии питался, по примеру своего учителя, Предтечи Господня, и апостол Иоанн Богослов, как об этом пишет святитель Климент Александрийский) **и дикий мед** (дикий мед пустынных пчел, весьма горький и противный на вкус). А о жилище Предтеча Господень заботился еще менее, чем об одежде. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]