[<10>] ====== Толкования на Мф. 3:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **сотворите же достойный плод покаяния** См. Толкование на [[new:mf:03:03#svt_ioann_zlatoust|Мф. 3:3]] //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 10-я.**// ---- "**Cотворите**", говорит, "**плоды достойные покаяния**", потому что не достаточно только удалиться от нечестия, но надобно показать и великую добродетель. Не делайте же, говорит он им, того, что для меня противно, а для вас обыкновенно, и не возвращайтесь к прежним порокам, только смирившись на малое время. Мы уже не в таком положении, как прежние пророки. Настоящие обстоятельства отличны от прежних и выше, потому что ныне грядет сам Судия и Господь царства, чтобы возвести нас к высшему любомудрию, воззвать на небо и привлечь в тамошние обители. Потому-то я и говорю о геенне, что теперь как награды, так и наказания вечны. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 11-я.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **сотворите же достойный плод покаяния** Можно было бы сказать, что **плоды покаяния** - это, в первую очередь, вера во Христа, а кроме того, и евангельское жительство в //обновлении жизни//, освобожденное от дебелости буквы. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== **сотворите же достойный плод покаяния** См. Толкование на [[new:mf:03:07#svt_xromatij_akvilejskij|Мф. 3:7]] ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **сотворите же достойный плод покаяния** Он призывает их сотворить **достойный плод покаяния**, чтобы они не похвалялись, что //отец// у них //Авраам//, потому что //Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму//. Ведь требуется не родство по плоти, но наследование веры. Таким образом, достоинство происхождения заключается в уподоблении делам [предков], и слава рода сохраняется благодаря подражанию вере. Дьявол неверен, а Авраам верен; ибо первый вероломством погубил человека, а второй оправдался [своей] верой. Итак, нравы и жизнь каждого человека приобретаются благодаря кровному родству, так что те, кто верны, являются по вере потомками Авраама, а кто неверны, из-за неверности обращаются в детей дьявола. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **сотворите же достойный плод покаяния** Чтоб покаяние было действительным, доставило нам спасение и вечное блаженство, надо стяжать в самих себе, в душах наших покаяние; надо, чтоб самый дух наш сокрушился и смирился от боголюбезной печали, рождающейся от сознания и ощущения своей греховности; надо извергнуть из себя самомнение в каком бы виде оно ни присутствовало в нас. При самомнении покаяние невозможно. Самомнение есть гордость, столько мерзостная пред Богом! Зараженный самомнением не способен усвоиться Богу. Для такого усвоения нужно полное отвержение самомнения. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Свт. Симеон Солунский ===== **сотворите же достойный плод покаяния** См. Толкование на [[new:mf:03:02#svt_simeon_solunskij|Мф. 3:2]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **сотворите же достойный плод покаяния** Лицемер не испытывает волнения до тех пор, пока считает, что его лицемерие не обнаружено; он стремится к славе, пытаясь показать свою праведность. Когда же его изобличают, то он изрыгает смертоносные речи, полагая, что поношением других он скрывает собственное бесстыдство. [Священное] Писание сравнивает такого человека, в силу его коварства, с //порождением ехидны//, предписывая ему **сотворить достойный плод покаяния**, то есть сделать явным свое скрытое душевное состояние. //**Главы о богословии.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Сотворите же достойный плод покаяния** Видишь, что говорит, что не должно только избегать зла, но должно приносить и плоды добродетели. Ибо сказано: //"уклонись от зла и сотвори благо"// [[old:ps:033:15|(Пс. 33:15)]]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Сотворите убо плод достоин покаяния** Так как вы каетесь, то знайте, что недостаточно только избегать злого, но нужно показать добро. //Уклонися//, говорит, //от зла и сотвори благо// [[old:ps:033:15|(Пс. 33:15)]]. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **сотворите же достойный плод покаяния** **Плод покаяния**: дерево часто представляет образ человека, именно — дерево плодовитое и с плодами добрыми означает человека добродетельного, дерево бесплодное — человека лишенного добродетелей, дерево с дурными плодами — человека, делающего злое, грешника ([[new:mf:07:17|Мф. 7:17]] и д. [[new:mf:12:33|Мф. 12:33]], [[new:mf:21:43|Мф. 21:43]], [[new:in:15:08|Ин. 15:8]], [[new:in:15:16|16]] и др.). Сотворить достойный плод покаяния значит: поступать так, жить так, как должно человеку, принесшему покаяние, с обещанием нравственного исправления, нравственной перемены к лучшему, т.е. делать добрые дела, мыслить правильно о предметах веры и жить благочестиво по духу и уставам наступающего (в то время) царства Мессии. «Потому что не достаточно избежать греха, но надобно показать и великую добродетель: не возвращайтесь же к прежним порокам. Мы уже не в таком положении, как прежние пророки; настоящие обстоятельства отличны от прежних и выше: ибо ныне грядет сам Судия и Господь царства, дабы возвести вас к высшему любомудрию, воззвав на небо» (Злат., ср. Феофил.). //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 8-9 **сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму** **Сотворите плод достоин покаяния**, т.е. живите так, как должно человеку, принесшему покаяние, - исправьтесь, делайте добрые дела, мыслите правильно о предметах веры и живите благочестиво. **Сотворите плод**. Дерево часто представляется образом человека, и именно дерево плодовитое, с добрыми плодами, означает человека добродетельного; дерево бесплодное или с дурными плодами – человека, не делающего добра и делающего зло [[new:mf:07:17|(Мф. 7, 17]] и дал.). Иудеи, в особенности же фарисеи, полагали, что они сделаются участниками в царстве Христовом только потому, что они потомки Авраама. Иоанн говорит, что одно происхождение их от Авраама, без внутренних добродетелей, не имеет цены в очах Божиих; ибо всемогущему Богу возможно даже из этих камней, лежащих на берегу Иордана, воздвигнуть чад, достойных Авраама, т. е. таких, которые будут подражать вере и добродетелям Авраама и удостоятся вместе с ним царства небесного, - **не начинайте глаголати в себе** (не думайте говорить о себе): **отца имамы** (имеем) **Авраама**. Некоторые толкователи под камнями разумеют язычников, которых Бог предположил призвать в царство Христово вместо неверных Иудеев. У Евангелиста Луки в повествовании о проповеди Иоанна говорится, что он поучал всякого особым образом, например, простому народу говорил: //у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же//, - значит, поучал быть добрыми, милостивыми; мытарям, т. е. сборщикам народных податей, которые при сборе брали лишнее, говорил: //ничего не требуйте более определенного вам//; воинов поучал: //никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем// [[new:lk:03:start|(гл. 3)]]. Относительно мытарей нужно сказать следующее. Римское правительство, для избежания столкновения с массою народа и для сокращения издержек, ввело в завоеванных областях откуп, т.е. сдавало богатым предпринимателям за известную плату сбор как подушной подати, так и других государственных повинностей. Понятно, что эти сборщики, носившие название мытарей от слова "мыто" – "пошлина", взявшись за хлопотливое дело сбора из-за расчетов, притесняли народ, взимая с него более, чем сколько следовало. За это народ страшным образом ненавидел мытарей, и потому имя "мытарь" сделалось в понятия народных то же, что грешник, беззаконник. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **сотворите же достойный плод покаяния** [[new:lk:03:08|(Лк. 3:8)]]. Буквально: и так сотворите плод, достойный покаяния (слав. — сотворите ибо плод достоин покаяния). Иоанн призывает фарисеев и саддукеев не к покаянию, а к делам, из которых было бы видно, что они желают принести покаяние, — или, что то же, изменить свой прежний, неугодный Богу, образ мышления и поведения, — иначе их прибытие к Иордану не принесет им пользы, не поможет им избежать грядущего гнева. В чем заключался этот плод, отчасти видно из дальнейшего. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **сотворите же достойный плод покаяния** Думаете ли вы, что избежите Страшного Суда Божия и вечной геенны только тем, что наружно креститесь, а сердцем, душой не переменитесь, не обновитесь, не покаетесь?.. Нет, этого недостаточно; мало даже только оставить грех, надо еще показать и добродетель. Сказано: не только //уклонися от зла//, но и //сотвори благо// [[old:ps:033:15|(Пс. 33:15)]]. Оставьте свое лицемерие и притворство. **сотворите же достойный плод покаяния,** живите, как подобает человеку покаявшемуся, творите дела любви. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]