[<10>] ====== Толкования на Мф. 4:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет** См. Толкование на [[new:mf:04:12#svt_ioann_zlatoust|Мф. 4:12]] ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет** **Свет** же** великий** есть Господь наш Христос и сияние евангельской проповеди, а вовсе не закон, который был уподоблен светильнику. Поэтому и в скинии ввиду недалекого сияния закона всегда горел светильник, способный посылать свой свет не далее иудейских пределов. Таким образом, язычники пребывали во тьме, как не имеющие света даже этого [малого] светильника. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Хроматий Аквилейский ===== **народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет** В данном месте евангелист вспоминает из сказанного пророком: **За Иорданом народ Галилеи языческой, сидящий во тьме, увидел свет великий** [[new:mf:04:15|(Мф. 4:15-16)]]. В какой тьме? Именно в глубоком заблуждении неведения. Какой великий свет он увидел? Именно тот, о котором было написано: //Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир// [[new:in:01:09|(Ин. 1:9)]]. О нем праведный Симеон говорил в Евангелии: //Свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля// [[new:lk:02:32|(Лк. 2:32)]]. Что этот свет возникнет во тьме, предвещал некогда и Давид, говоря: //Во тьме восходит свет тем, кто праведен сердцем// [[old:ps:111:04|(Пс. 111:4)]]. И Исайя показывает, что этот свет послужит для просвещения Церкви: //Светись, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и величие Господне взошло над тобою// [[old:is:60:01|(Ис. 60:1)]]. Даниил также об этом свете сказал так: //Он открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке, и свет обитает с Ним// [[old:dan:02:22|(Дан. 2:22)]]. Стало быть, Сын с Отцом, потому что как Отец - свет, так и Сын - свет. Поэтому и Давид в псалме говорит: //Во свете Твоем мы видим свет// [[old:ps:035:10|(Пс. 35:10)]], потому что в Сыне виден Отец, как Сам Господь говорит в Евангелии: //Видевший Меня видел Отца// [[new:in:14:09|(Ин. 14:9)]]. Поистине из истинного света вышел истинный свет и из незримого зримый. Действительно, это //образ Бога невидимого// [[new:kol:01:15|(Кол. 1:15)]], как сказал апостол. Итак, об этом свете в данном месте сказано: **Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий**. Но увидел не телесным зрением, ибо этот свет невидим, но очами веры и взором разума. Итак, вот что говорит [пророк]: //Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссиял// [[old:is:09:02|(Ис. 9:2)]]. Стало быть, не только тем, кто во тьме, явился этот свет, но и **сидящим в стране тени смертной**, говорит он, **свет воссияет**, показывая, что одни сидели во тьме, а другие - в стране тени смертной. Что же это за **страна тени смертной**, если не страна подземного мира, о которой говорит Давид: //Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною// [[old:ps:022:04|(Пс. 22:4)]]? Он //не испугается зла//, то есть наказания ада. Итак, даже **сидящим в стране тени смертной** сияет спасительный свет, то есть Христос, Сын Божий, который говорит в Евангелии: //Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме// [[new:in:08:12|(Ин. 8:12)]]. Он после почитаемого и спасительного для всех страдания, войдя в страну подземного мира, изумленным умершим сразу принес свет Своего величия, чтобы освободить тех, кто удерживался под землей в ожидании Его прихода, как Сам Господь через Соломона от лица премудрости говорит: «Я дойду до глубин земли, и увижу всех усопших, и просвещу уповающих на Бога». **//Трактат на Евангелие от Матфея.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет** См. Толкование на [[new:mf:04:15#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 4:15]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет** См. Толкование на [[new:mf:04:14#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 4:14]] ===== Евфимий Зигабен ===== **народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет** См. Толкование на [[new:mf:04:14#evfimij_zigaben|Мф. 4:14]] ===== Ориген ===== **народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет** Он сказал **в тени смертной**, а не «в смерти», поскольку грех не может совершенно растлить душу, подобно тому, как это делает с телом смерть, но он приносит ей [лишь] тень смертную. И слова **воссиял свет** показывают, что не нам, ищущим, он воссиял, а пребывающим в беспечности. //**Фрагменты.**// ===== Архиеп. Никифор (Феотокис) ===== **народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет** См. Толкование на [[new:mf:04:14#arxiep_nikifor_feotokis|Мф. 4:14]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет** **«Сидящий во тьме»**: тьма или темнота, на языке священных писателей, есть символ или образ духовного невежества; подобно тому, как мы ничего не можем видеть во тьме и не знаем, куда идти, так не ведающие Бога, не знающие Его заповедей и своих обязанностей, не видят истины и представляются потому как бы находящимися в темноте. Так как духовное невежество и слепота сопровождаются по большей части нравственными пороками и преступлениями, вообще — безнравственною жизнью, то тьма служит иногда образом греха или греховности вообще [[new:lk:22:53|(Лк. 22:53,]] [[new:ef:05:11|Еф. 5:11,]] [[new:1sol:05:05|1 Фес. 5:5)]]. Научение, разгоняющее этот мрак неведения и греховности, на языке священных писателей называется светом [[new:in:03:19|(Ин. 3:19;]] [[new:1pet:02:09|1 Пет. 2:9;]] [[new:1in:01:05|1 Ин. 1:5;]] [[new:1in:02:08|1 Ин. 2:8)]]. — **«В стране и тени смертной»**: усиленный образ того же духовно-религиозного невежества и греховности. Тень происходит от предмета, стоящего между ними и солнцем. Подобно сему олицетворенная здесь смерть представляется как бы бросающею длинную и мрачную тень; смерть, конечно, понимается здесь в духовном смысле неведения и отчуждения от Бога, как жизнь духовная состоит в познании Бога и единении с Ним. Эти выражения показывают, что обитатели Галилеи были, особенно сравнительно с прочими иудеями, погружены в духовное невежество и греховность. Такое мнение и было о них, так что и пророка из Галилеи не ожидали. Несмотря впрочем на то, проповедь Господа была принимаема в ней с радостью, и народ охотно просвещался светом учения Христова. Разоблаченное от образа изречение пророка, приведенное евангелистом, значит: народ неведущий чистого учения о Боге и нравственно испорченный — Галилеяне — просветились проповедью Христовою и нравственно исправились»! Разумеется, что речь идет не обо всех, а вообще. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет** **Сидящий вo тьме**, это значит: не знающий Бога и его закона, подобно тому, как находящиеся в темноте не видит и не знает, куда идти. **Сидящий в тени смертной** значит: удаленный от вечной жизни, как не знающий Бога и не исполняющий закона Его. С явлением среди таковых людей Спасителя, им **воссиял свет**, т. е. возвещенное Спасителем истинное учение о Боге и Его законе и надежда на вечное спасение. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** См. также Толкование на [[new:mf:04:14#prot_ioann_buxarev|Мф. 4:14]] ===== Лопухин А.П. ===== **народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет** См. Толкование на [[new:mf:04:15#lopuxin_ap|Мф. 4:15]] ===== Троицкие листки ===== **народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет** См. Толкование на [[new:mf:04:14#troickie_listki|Мф. 4:14]] [<10>]