[<10>] ====== Толкования на Мф. 5:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного** Кроме спасения людей, Христос показывает затем и другую пользу, которая может побудить учеников к усерднейшему и ревностнейшему исполнению их обязанностей. Если хорошо будете жить, говорит Он, то не только обратите всю вселенную, но и будете способствовать к славе имени Божьего; напротив, худой жизнью и людей погубите, и дадите повод к хуле имени Божьего. Каким же образом, скажешь ты, прославится через нас Бог, если люди будут злословить нас? Но не все; да и самые злословящие нас будут делать это по зависти, в сердце же своем они будут почитать и удивляться нам, подобно тому, как есть люди, которые явно льстят нечестивым, а в сердце своем обвиняют их. Что же прикажешь? Жить нам для тщеславия и честолюбия? Нет, я не то говорю. Я не сказал: старайтесь выставлять на вид добрые дела ваши, показывайте их; но сказал только: "**да просветится свет ваш**", т. е. да будет добродетель ваша велика, огонь обилен, свет неизречен. Когда добродетель будет такова, то сокрыть ее невозможно, хотя бы тот, кто имеет ее, всячески старался укрывать. Итак, показывайте жизнь безукоризненную, и никто не будет иметь достаточной причины злословить вас. Пусть злословящих будет бесчисленное множество, никто, однако же, не сможет затмить славу вашу. Хорошо сказано слово: "**свет**". Действительно, ничто так не распространяет славы о человеке, как блеск добродетели, хотя бы этот человек и старался всеми мерами скрыть его. Он как бы окружен солнечным лучом, и светит яснее самого луча, простирая свое сияние не на землю только, но и на самое небо. Здесь Христос утешает учеников Своих еще более. Пусть прискорбно вам, говорит Он, когда вас поносят; но многие через вас сделаются истинными поклонниками Богу. И в том, и другом случае вам готовится награда: и когда вы будете терпеть злословие для Бога, и когда через вас прославляют Бога. Но чтобы мы не старались распространять худой молвы о себе, зная, что за это будет награда, Христос не просто сказал о злословии, но указал только на два вида его, именно: когда о нас говорят ложно, и когда злословят нас для Бога. Но в тоже время Христос показывает, что не только такое злословие приносит великую пользу, но и хорошая слава, когда через нее распространяется слава Божия. Здесь Христос подкрепляет учеников благими надеждами. Это злословие нечестивых, говорит Он, не так сильно, чтобы и другим могло воспрепятствовать видеть свет ваш. Тогда только будут попирать вас, когда вы помрачите себя, но не тогда, когда будете поступать хорошо. Напротив, тогда многие будут удивляться вам, и не только вам, но через вас и Отцу вашему. Далее, Христос не сказал: прославят Бога, но — Отца, чем самым полагает начатки достоинства, которое будет даровано им. Потом, чтобы показать Свое равночестие с Отцом, Христос сказал прежде: не скорбите, когда худое о себе услышите, потому что довольно с вас, что вы это ради Меня слышите, — а здесь указывает на Отца, везде обнаруживая равенство. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 15-я.**// ===== Свт. Григорий Нисский ===== **Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного** Но почему Господь говорит: **да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного**? Потому что Он повелевает [каждому], следующему заповедям Божиим, делать все, что бы он ни делал, взирая на Бога, и Ему одному угождать, не охотясь за славой человеческой. Наоборот, [такой истинный христианин] должен избегать похвал человеческих и выставления напоказ [своих добрых деяний], чтобы, даже став известным благодаря [своей богоугодной] жизни всем, которые видят его деяния, не услышать ему [от Господа]: «Люди удивляются на являющего [такие деяния]»; ему же следует услышать [такие глаголы Господни]: «Люди прославляют Отца вашего Небесного». Ибо [Господь] повелевает возносить всякую славу Отцу и с Его волей соотносить всякое делание, поскольку у Отца уготована награда за добродетельные дела. Это тебе повелевает [Господь] избегать преходящих похвал и отвращаться от земных славословий. Ищущий их и к ним устремляющий жизнь свою не только лишается славы вечной, но уже [и здесь] должен ожидать возмездия. [Господь] изрекает: //Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо// [[new:lk:06:26|(Лк. 6, 26)]]. Поэтому избегай почести человеческой, которая завершается позором и вечным бесчестием. Устремляйся к горним похвалам, о которых Давид говорит: //От Тебе похвала моя// [[old:ps:021:26|(Пс. 21, 26)]] и //о Господе похвалится душа моя// [[old:ps:033:03|(Пс. 33, 3)]]. Блаженный же апостол повелевает приступающему к трапезе приступать к ней не равнодушно, но прежде воздавать славу Дарующему средства к жизни [[new:1kor:10:31|(1 Кор. 10, 31)]]. И таким образом [нам] заповедуется пренебрегать во всем славой человеческой и искать славы у одного только Бога. Кто так поступает, называется Господом верным. А домогающегося земных почестей Он причисляет к неверным, изрекая: //Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?// [[new:in:05:44|(Ин. 5, 44)]]. //**О цели жизни по Богу и об истинном подвижничестве.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного** Говорится же это не в том смысле, будто бы Он заповедует нам показывать себя; но Он заповедует богоугодно жительствовать; но как свет, не имея отношения с внешним миром, однако притягивает к себе взоры зрящих, так богоугодное жительство привлекает к себе вместе с очами и души людские. И еще: как при свете солнца, мы восхваляем не воздух, участвующий в сиянии, но – солнце, обладающее светом и подающее озарение его; и если даже мы и восхваляем эфир, как светящийся, то насколько больше восхваляем солнце? Так и в отношении человека, являющего добродетельными делами, сияние Солнца Правды: ибо такой человек, как только становится замеченным, возвышает людей к славословию Небесного Отца, Солнца Правды – Христа. И не говоря уже о больших добродетелях, скажу, что когда вместе с вами предстоя Богу в священной Церкви, обернувшись, я посмотрю на тех, которые с разумением и с сокрушением воссылают Богу песнопения и моления, или же вижу кого в молчании и в погруженности стоящего и внимающего, то и этот единый вид меня окрыляет и я исполняюсь довольством и славлю Отца, Иже на Небесех – Христа, без Которого никто не может сделать ничего благородного и чрез Которого всякое успешное действие производится в людях. **//Омилия 10. Во вторую неделю Святой Четыредесятницы.//** ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на Небесех** Господь преподал ученикам Своим поведение прямое, искреннее, утвержденное на святой мудрости, а не оправдываемое лукавством, – поведение, из которого должна светить чистая добродетель и небесною красотою своею привлекать к себе взоры и сердца человеков. **Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже есть на небесех**. //**Аскетические опыты. Часть I.**// ===== Свт. Иустин (Полянский) ===== **Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного** Слова сии, прежде всего, относятся к Апостолам и их преемникам – пастырям и учителям святой Церкви Христовой, которые пред тем названы солью земли и светом Мира. Но и всякий истинный христианин, озаряемый и просвещаемый светом Христовым и обладающий райским сердцем, должен быть в своей среде светильником горящим и светящим для всех окружающих его, чтобы все видели его добрые дела, подражали им, и таким образом прославляли Отца нашего небеснаго. **//Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного** **Тако да просветится свет ваш пред человеки**. Свет, достойный внимательнаго зрения, исходит из сих слов Евангелия. В них является Законоположитель и Распорядитель света. Он отдает свет как-бы в собственность некоторым людям: **свет ваш**. Он указывает способ не только пользоваться светом, но и светить другим: **тако да просветится свет ваш пред человеки**. Он предлагает сие дело света, не как дар, который можно получить, но как обязанность, которую должно исполнять, и которую следственно можно исполнить, потому что Премудрость не повелевает невозможнаго: **да просветится свет ваш пред человеки**. Господи Иисусе! Ты еси верховный Свет мира, по Твоему собственному слову: //Аз есмь свет миру// [[new:in:08:12|(Ин. 8:12)]]. Посли нам внутренно свет Твой и истину Твою, чтобы мы могли найти, возбудить, удержать и употребить по воле Твоей свет, которому Ты повелеваешь просвещаться пред человеками. Чтобы узнать, кто сии люди, которых Евангелие призывает светить прочим человекам, надлежит обратить внимание на обстоятельства, в которых Господь изрек заповедь света: **да просветится свет ваш пред человеки**. Евангелист Матфей описывает сии обстоятельства так: //узрев же народы, взыде на гору, и седшу Ему, приступиша к Нему ученицы Его: и отверз уста Своя, учаше их// [[new:mf:05:01|(Мф. 5:1-2)]]. Итак поучение Христово было к ученикам Христовым; и конечно высокая заповедь, светить человекам, относилась преимущественно к высшему разряду сих учеников, то есть, к двенадцати Апостолам, так как без сомнения, к ним относится следующая часть поучения Христова: //вы есте свет мира: не может град укрытися, верху горы стоя// [[new:mf:05:14|(Мф. 5:14)]]. Апостолы стояли на горе учения, которую теперь видим, и просветились светом закона духовнаго потом на горе Фаворе, – и постигли свет молитвеннаго созерцания, потом на Сионе, – и озарились светом воскресения, на Елеоне, – и возводили очи к свету обожения человечества во Христе, наконец паки на Сионе, – и наполнились светом Духа Святаго. Так возвысясь в духе, они уже не могли **укрыться** в естественной простоте своей и необразованности. Молнии света, не убивающия, но животворящия, проливались из них не только на землю Иудейскую, но и на языческий мир, лежащий в сугубой тьме неведения и пороков, и преобразовали его в мир света, в мир истины и добродетели, в мир Христианский. Так это дело Апостольское, а не наше? – помыслит, может быть слышащий. Следственно дело света – не наше дело? – Удержим помысл, без нужды торопливый. Возвратимся к зрелищу Христа, учащаго на горе. //Узрев же народы, взыде на гору, и седшу Ему, приступиша к Нему ученицы Его, и отверз уста Своя, учаше их//. Учениками язык Апостольский часто называет не одних Апостолов, но и всех, с верою слушающих и приемлющих учение Христово. Что и в сем обширном смысле можно и должно принять наименование учеников, употребленное в приведенном теперь сказании Евангелиста, в том удостоверяет замеченное им обстоятельство: //узрев народы//. Если бы поучение Господа относилось только к двенадцати Апостолам: для чего бы Евангелисту сказывать, что оно началось, когда Господь //узрел народы//? Странно вообразить человеколюбиваго Иисуса, узревшаго народы, оставившаго их без внимания, и отверзшаго уста Своя только для двенадцати человек. Не так поступал Он обыкновенно. Что нужно было говорить собственно для Апостолов: то говорил Он им особо без народа: //особь учеником Своим сказаше вся// [[new:mk:04:34|(Мк. 4:34)]]. А когда видел пред Собою народ, не пренебрегал его, и не лишал спасительнаго слова: //виде Иисус народ мног и милосердова о них, – и начат их учити много// [[new:mk:06:34|(Мк. 6:34)]]. Итак нет сомнения, что и тогда, как Господь, //узрев народы//, поучал на горе, проповедь Его не к одним Апостолам относилась, но касалась и каждаго из народа, кто имел уши слышать, и сердце веровать. Теперь найдено, что, если мы и не Апостолы, а принадлежим только к //народу// верующих: тем не менее и для нас есть доля в нагорной проповеди Христовой; и нам нечто сказано в сих словах: //да просветится свет ваш пред человеки//; дело света духовнаго нам не чужое. Слышащие сие, не пожелают ли услышать и то, как можем мы участвовать в распространении света, и не только услышать, но слышимое и творить по возможности? – О, если бы сие слово встретилось с сим желанием, котораго оно и домогается! – К разрешению же предложеннаго теперь вопроса мы тотчас притти можем, не чрез трудное изыскание, но чрез простое продолжение слов поучения Христова. **Тако да просветится свет ваш пред человеки**. – Каким образом? – Господь продолжает: **яко да видят ваша добрая дела**. Вот очень простая тайна света! **Добрая дела** – вот свет, который всякой издавать может! Добрый пример – вот способ, которым каждый может распространять свет между другими! И вот явственная черта Божественности учения Христова, что она, восходя превыше высокаго созерцания, в то же время низходит до самаго простаго разумения, и всякому доступнаго исполнения! Чтобы распространять между человеками свет, или иначе сказать, истину и добро, для сего, кажется, мы не знаем более открытых способов, как три следующие: слово, власть, пример. Слово действует убеждением, власть – праведно употребляемым могуществом, пример располагает к подражанию. Не всем дается дар и право действовать словом разума и премудрости; ко власти, особенно высшей и обширнейшей, немногие призываются Провидением; но все могут действовать добрым примером, между тем как и особенной силе слова или власти он сообщает от себя новую силу. По сему судите, как важен добрый пример. Если служитель слова скажет вам: будьте благочестивы, человеколюбивы, воздержны; но если его наставления не написаны в книге собственной его жизни: то весь плод поучительнаго слова может заключиться в ответном слове: //врачу, исцелися сам// [[new:lk:04:23|(Лк. 4:23)]]. Не говорю, чтобы так и должно было: но так всего скорее случиться может. – Впрочем Господь повелевает принимать справедливыя и полезныя слова и от тех, которых дела словам не соответствуют: //вся убо, елика аще рекут вам блюсти, соблюдайте и творите; по делом же их не творите, глаголют бo, и не творят// [[new:mf:23:03|(Мф. 23:3)]]. Но кто творит то, чему поучает: у того дело его и малому слову сообщает великую силу. Свет слова без силы дел, есть блеск без жизни, скоро преходящий: свет добрых дел продолжает нередко светить и тогда, когда слово угасло, и за смертию делателя простирает долгую и широкую зарю. Так – **просвещался** ли бы **пред нами свет** Святителя Николая, посредством Его слова, которое скрылось в сердцах Его современников, и не перешло в книги, чтобы дойти до нас? – Но благодатныя и чудесныя дела Его сострадательной, неистощимой, безпредельной любви к человечеству, какую светлую, долгую, широкую зарю простирали и простирают по векам и странам вселенныя! Повеления власти во многообразии своем очевидно не всегда могут быть сопутствуемы примером повелевающаго, который один не может употребить себя во все дела и должности, распределенныя по разным степеням и разрядам подчиненности. Но где власть и подчиненность могут итти одним путем, как, например, в истине веры, в добре нравственном, в делах человеколюбия и милосердия: там предшествующий пример власти, как сильно, и вместе как приятно увлекает за собою подчиненность! Как вода с высших мест сходит на низшия, не всегда удерживаясь даже преградами: так нравственный дух высших состояний в обществе чрез подражание переходит в низшия, не смотря на некоторыя преграды, поставляемыя различием званий. Благочестие и человеколюбие владеющих и начальствующих, как солнце, без усилия сильно распространяет свет свой в круге подвластных. Счастливы подвластные и подчиненные, которым для того, чтобы одушевляться любовию к истине и добру, к правде и милосердию, ревностию к своим обязанностям, неутомимостию в подвигах, – надобно только взирать на поставленную над ними власть, и изучать ея действия! Не сомневаюсь, что теперь моему слову вторят мысли предстоящих: счастливы мы, которым здесь – не притча только, но и живыя дела Царскаго человеколюбия светят и говорят: //иди, и ты твори такожде// [[new:lk:10:37|(Лк. 10:37)]]. Потому-то, благодарение Богу, и часты у нас дела и учреждения человеколюбия. Но что еще скажем более близкое к тем, которых состояние подобно не //граду, стоящему верху горы//, но, может быть, только хижине под горою? Неужели может и их //свет просвещаться пред человеки//? – Почему не так? И малый светильник в хижине увидит блуждающий странник, и пойдет на его свет, и найдет в хижине спасение от холодной ночи или зверя, и успокоится в безопасности, и обрадуется странноприимству. И скромное доброе дело человека невиднаго в мире, если одушевлено добрым и святым намерением, есть дело света, которое и действует в сем качестве на видящих, привлекая к добру; и даже, под управлением Провидения, простирает иногда свое действие на неизмеримую даль. Посмотрите на указанную Сердцеведцем вдовицу, которая по избытку благочестиваго усердия, последния две лепты положила в сокровище храма. Какое маленькое доброе дело? Но пред сколькими уже миллионами человеков просветилось оно, и еще будет просвещаться в Евангелии, уча одних делать добро и при малых способах, а других, и в малых делах, и в малых людях, высоко ценить доброе чувство и святую мысль. И вот поощрительный пример и для вас, благолюбивыя вдовицы, избранныя и избираемыя в человеколюбивое служение болящим. Не блистательное дело, посидеть у одра болящаго, верно подать ему врачевство, послужить его покою, сказать ему слово утешения: но если сие одушевлено будет чувством Христианской любви, святою заботою и молитвою о мире души болящаго: то будет ваше скромное дело делом света для ближняго, и вашу совесть озарять будет светом внутренняго утешения. И никто из нас, братия, да не уклоняется от заповеди всеобщаго Светодавца и Световодителя. Каждый да творит добро по возможности, и да светит делами света, если не на ряду с великими светилами, то хотя между малыми звездами. Хорошо быть хотя малою искрою в том Божием небе, где и малая искра светлее и прочнее здешняго солнца. **Тако да просветится свет ваш**. Аминь. //**176. Слово в день тезоименитства Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича, в Мариинской церкви, пред обетом сердобольных вдов (Говорено декабря 6; напечатано в собраниях 1844 и 1848 гг.) 1843 год**// ===== Прп. Иоанн Лествичник ===== **Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного** Скверное тщеславие научает нас принимать образ добродетели, которой нет в нас, убеждая к сему словами Евангелия: «**тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая ваша дела**». //**Слово 22. О многообразном тщеславии.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного** На слова: **да просветится свет ваш**, и о том, что не противоречит сие сказанному: //внемлите милостыни вашея// и т.д. [[new:mf:06:01|(6:1)]]. Ничего, досточудный, нет лучше доброй славы, разносящейся всюду, проходящей и сушу, и море; и сокровищ Крезовых никто не сравнит с нею. А потому и Премудрый Соломон сказал: //лучше имя доброе, нежели богатство многое, паче же сребра и злата благодать благая// [[old:pr:22:01|(Притч. 22:1)]], и Христос повелел: **да просветится свет ваш пред человеки** не для того, чтобы мы жили для славолюбия - да не будет сего! Христос искореняет оное, повелевая и молитву, и милостыню творить не принародно, и от одной руки таить то, что сделано другою - но для того, чтобы никому не подавали мы повода к соблазну. В таком случае и против воли нашей свет дел озарит видящих и обратит к славословию Божию. Ибо сие разумеет Христос в указанных словах, и это видно из того, что не сказано: "да прославитесь вы", но сказано: **да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех.** //**Письма. Книга II.**// ---- Совершающим добрые дела, когда дела сии бывают явны, служит то на пользу, почему и Спаситель сказал: **да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех.** Однако же, поскольку иные имеют в виду при сем не Владычнее слово, но свою славу, Спаситель дал такой совет: //внемлите милостыни вашея не творити пред человеки; аще ли же ни, мзды не имате//[[new:mf:06:01|(Мф. 6:1)]]. Первыми словами выражается благонравие и любовь к добру, которые не могут укрыться, когда бы и хотели сего делающие; а вторыми обуздывается славолюбие. В первых Господь воспрещает порок, а в последних - желание делать на показ. Последнее не противоречит первому, но воспрещает пороки, как бы неразрывно следующие за добродетелями. Всякая добродетель, совершаемая не на показ, в собственном смысле может быть названа добродетелью, и действительно есть добродетель. Если же она увлекается в славолюбие, то перестает быть истинною добродетелью. Ибо умалчиваю о том, что подающие милостыню на показ, делают сие не по добротолюбию, но для того, чтобы выставить на позор чужие бедствия. Услаждаясь тем, что именуются милостивыми, они не отказываются преувеличивать чужие беды. А сие: **да просветится свет ваш** - сказано не с тем, чтобы мы величались, но в том смысле, что делу доброму невозможно оставаться в тайне, если бы и скрывали его делающие. Как светильник, показавшись в безлунную ночь, сам собою обращает к себе взоры, так и добродетель, против воли обладающих ею, обыкновенно озаряет всех. //**Письма. Книга III.**// …Христос повелел: **«Да светит свет ваш пред людьми...»** не для того, чтобы мы жили для любочестия (да не будет этого!). Христос искореняет его, повелевая и молитву, и милостыню творить (делать добро. – Ред.) не всенародно и от одной руки утаивать, что сделано другою, но для того, чтобы никому не подавали мы справедливого повода к соблазну. В таком случае и против воли нашей свет дел озарит видящих и обратит к славословию Божию. Ибо, что это разумеет Христос, видно из того, что не сказано: чтобы прославились вы, но чтобы видели ваши **«добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»** (2, 187). …Поскольку иные имеют в виду при этом не Владычнее слово, но свою славу, Спаситель дал такой совет: //«смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми… иначе не будет вам награды»// [[new:mf:06:01|(Мф. 6:1)]]. Первыми словами [[new:mf:05:16|(Мф. 5:16)]] выражаются благонравие и любовь к добру, которые не могут укрыться, если бы и хотели этого делающие, а вторыми [[new:mf:06:01|(Мф. 6:1)]] обуздывается славолюбие. В первых Господь воспрещает порок, а в последних – желание делать напоказ. Последнее не противоречит первому, но воспрещает пороки, как бы неразрывно следующие за добродетелями. Только добродетель, совершаемая не напоказ, в собственном смысле может быть названа добродетелью и действительно ею является; если же увлекается в славолюбие, то перестает быть истинной добродетелью. Ибо умалчиваю о том, что подающие милостыню напоказ не по любви к добру это делают, но чтобы выставить на позор чужие бедствия. Услаждаясь тем, что именуются милостивыми, не отказываются они преувеличивать чужие злополучия. А это: **«да светит свет ваш»** – сказано не с тем, чтобы мы величались, но в том смысле, что делу доброму невозможно быть умолчану, если бы и скрывали делающие. Как светильник, показавшись в безлунную ночь, сам собою обращает к себе взоры, так и добродетель, против воли обладающих ею, обыкновенно озаряет всех (3, 72 –73). **// Толкование Нагорной проповеди. //** ===== Прп. Макарий Великий ===== **Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного** Однако разве возможно благотворящим не быть явными для всех? Ведь и Сам Господь говорит: **Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного** [На этот вопрос можно ответить так]: Господь, [говоря это], подразумевает, чтобы вы, свершая всякое благое деяние, подвизались бы во славу Божию, а не ради собственной славы и чтобы искали вы не похвал недолговечных человеков и не радовались им, а принимали похвалу и славу от одного только Бога, как говорит блаженный Давид: //О Тебе похвала моя// [[old:ps:021:26|(Пс. 21, 26)]] и //О Господе похвалится душа моя// [[old:ps:033:03|(Пс. 33, 3)]]. И Апостол заповедует все совершать во славу Божию, даже есть и пить: //Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию// [[new:1kor:10:31|(1 Кор. 10, 31)]]. А ищущих славы и похвалы от людей Господь объявляет неверующими, изрекая: //Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете//? [[new:in:05:44|(Ин. 5, 44)]]. //**Великое послание.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== **Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного** Хранение заповедей еще ниже духовной любви. И поелику много таких, которые хранят заповеди из страха или ради награды в будущем, а не по любви, то Господь многим убеждает к хранению заповедей по любви, чтобы ими сообщался душе свет. И еще: **да видят люди ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на небесех**. Но в душе не могут быть видимы добрые дела, каким научил Господь, если не будут сохранены заповеди. //**Слово 55.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадский ===== **Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного** Не надо никогда забывать, что все мы — едино тело и должны поощрять друг друга к любви и добрым делам; особенно же мы — пастыри должны это помнить и делать. Да, мы должны помнить, что если мы светлы душою, стоим твердо в вере и благочестии, то и паства наша бывает тверже, светлее и чище жизнию: если глава светла, светлы и члены, а если мы потемнели душою от страстей многоразличных, темнее будет и тело Церкви — паства наша, потому что тесная связь находится между главою и членами, между пастырем и пасомыми. Потому и сказал Господь: //Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного//. //Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма// [[new:mf:06:23|(Мф. 6:23)]]? Итак, дума­ешь ли ты, что твое чревоугодие, твое любостяжание не отзывается гибельно на пастве твоей, во-первых, от твоего нерадения о душах, ибо какое радение о душах у того, кто радеет о рублях? — никакого; он давно Иуда злочестивый и льстивый: говорит о спасении души за деньги и напоказ, чтоб люди его хвалили. Да, если свет в пастыре помрачается, то он необходимо помрачается и в пастве по тесной духовной связи его с нею — главы с членами. Ты делаешь дома грех, например жадничаешь, скупишь­ся, завидуешь, ссоришься, а это отдается и вне, на при­хожанах: твоя душа расслабела, а их души и тем более. Крепко ты стоишь в душевных доблестях — и они тверды. Стоишь на молитве и усердно молишься за них — и они это чувствуют; укрепляешься духовно ты — укрепляются и они, расслабеваешь ты — расслабевают и они. Господи! Помилуй мя! (Заметь: как это бывает в классе с ученика­ми и с тобою, так и здесь, в приходе, — стены домов для духа ничего не значат. Или как бывает при столкновении с людьми: ты хорошо себя чувствуешь — и они, ты дурно — и они дурно, ты искушен — и они терпят искушение.) //**Дневник. Том VIII.**// ---- Не блестящий крест на персях, а светлость лица, просвещенного благодатию Христовою, нужна мне; светлое, или святое житие по заповедям Христовым. **Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного**. Если златой крест буду носить на персях, а в сердце буду кипеть страстию бесчестия, не обличением ли будет моего жития этот крест? Если златой крест буду носить, а душу полагать за ближних не буду, самоотвержению обучаться не стану — не обличением ли непрестанным будет для меня крест? //**Дневник. Том XIV. Сентябрь.**// ===== Блж. Августин ===== **Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного** //Под сосудом// (см. [[new:mf:05:15|Мф. 5:15]]) ставит свечу всякий, кто в мирских интересах скрывает и утаивает свет благого учения. А //на подсвечнике// (см. [[new:mf:05:15|Мф. 5:15]]) - тот, кто покоряет свое тело на служение Богу, чтобы возвещение истины было высшим, а порабощение тела - низшим. И через само телесное порабощение еще выше будет сиять учение, которое через телесные свойства, то есть через голос, язык и другие телесные движения, проникает в дела научающихся. ...Разумеется, евангельские слова свидетельствуют сами за себя и не заграждают уста жаждущих, поскольку питают сердца стучащих. И следует непременно исследовать, куда направлено стремление человеческого сердца и что оно ожидает. Ведь если кто-нибудь желает, чтобы его благие дела увидели люди, то ценит человеческую славу и выгоду и ищет ее пред глазами людей. Ничто же из того, что заповедал об этом Господь, [такой человек] не выполнил, потому что старался совершать свою правду перед людьми, чтобы они видели его. И не настолько воссиял его свет перед людьми, чтобы они видели его благие дела, чтобы **прославлять Отца Небесного**. Ибо он восхотел прославить себя, а не Бога, и стяжал свою выгоду, а не возлюбил волю Господа. О таких говорит апостол: //Потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу// [[new:fil:02:21|(Флп. 2:21)]]. Таким образом, мысль не закончена на том, где говорится: **Так светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела**, но тут же добавлено, почему это должно быть сделано: чтобы они **прославляли Отца вашего Небесного**. Чтобы человек, творя благое перед людьми, имел стремление творить добро в своем сознании и не старался стать известным, как только во славу Божию, ради пользы тех, кому он становится известен. //**О нагорной проповеди Господа.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного** См. Толкование на [[new:mf:05:14#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 5:14]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрыя дела и прославляли Отца вашего Небесного** Не сказал: "вы показывайте свою добродетель" (ибо это нехорошо), но "**да светит**" она сама так, чтобы и враги ваши удивились и прославили не вас, но **Отца вашего Небесного**. Поэтому, когда мы делаем добро, то должны делать его для славы Божией, а не для нашей. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, Иже на Небесех** Говоря: **да просветится**, не повелевает выставлять напоказ добродетель, но исполнять ее на деле, а она уже сама по себе обыкновенно светит, и распространяется наподобие благовонного мира. Посему чистота вашей жизни и учения пусть светит пред людьми не ради человекоугодия, но **да видят ваша добрая дела**, в поступках и словах, и пусть подражают им. Кроме того, **да прославят Отца вашего, Иже на небесех**, т.е. Бога, Которому вы усыновлены чрез веру; а Его сыновья – Мои братья. Восхвалят Его, как учредившего такую жизнь. Конечно, Сам Христос учредил ее, но Свои дела Он часто приписывает Отцу, как и после увидим, конечно, воздавая этим честь Отцу и вместе показывая, что Он составляет одно с Ним как по природе, так и по воле. Когда вы совершаете, говорит, добрые дела, то пусть от них светит вам свет, и он обыкновенно светит сам собою, исходя от добрых дел, хотя бы никто не распространял его. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного** **Так да светит** и прочее. Пусть ваша вера, добродетельная жизнь и ваше чистое исповедание веры будут видимы и известны всем и везде: во всяком положении общественном, на всех должностях, дома и вне, в счастье и несчастье, в богатстве и бедности. **Прославляли Отца** и прочее. Побуждение, по которому христиане должны так являться миру, а не для того, чтобы быть только на виду у людей (что было бы хвастовством), но единственно ради славы Отца Небесного: «не сказал: вы показывайте свою добродетель — это не хорошо, но — да светит она сама, так чтобы и самые враги ваши подивились и прославили — не вас, но Отца вашего Небесного» (Феофилакт; ср.: Златоуст). Фарисеи показывали свои добродетели миру, чтобы быть на виду у людей (ср.: [[new:mf:06:02|Мф. 6:2]] и далее); христианин должен заботиться не об этом, но о том, чтобы через него давали люди славу Богу, видя высокую жизнь их и чистоту веры; не собственное тщеславие, которое строго воспрещено Спасителем ([[new:mf:06:02|Мф. 6:2]] и далее), но слава Божия — вот цель поведения христианина в отношении к другим. //**Толковое Евангелие.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного** То есть так просвещайте, учите, чтобы люди не только слышали ваши слова, но и видели ваши добрые дела; чтобы вы, как свет, просвещали их словом, приправляя, как солью, примером ваших дел. Ибо кто учит и поступает так, как учит, тот действительно учит; но кто не делает того, чему учит, тот не учит другого, а осуждает самого себя. И лучше делать и не учить, чем учить и не делать. Поскольку кто делает, хотя и умалчивает об этом, тот кого-нибудь исправит своим примером, а кто учит и не делает, тот не только никого не исправит, но даже многих введет в соблазн. И действительно, кто же не подвигнется ко греху, если увидит самих учителей, согрешающих против благочестия? Следовательно, Бог возвеличивается через тех учителей, которые и учат, и делают; а теми, кто учит, но не делает, Он хулится. Ибо учитель должен быть украшен всеми добродетелями. Он должен быть нищ, чтобы свободно обличать алчность. Должен постоянно воздыхать и плакать о своих или чужих грехах, чтобы устыжать тех, кто грешит, не задумываясь, и тех, кто, согрешив, не печалится о своих прегрешениях. И потому пусть воздыхает и рыдает, чтобы показать этим, что для верных сей мир тяжел и полон опасностей. Должен быть алчущим и жаждущим правды, чтобы иметь силу и уверенность понуждать ленивых словом Божиим или бичом порицания к доброделанию или чтению [Писания], и понуждать более своим примером, чем на словах. Должен быть кротким, управляя Церковью, чаще прощать, чем наказывать, чтобы вызывать не страх, а любовь. Должен быть милосерден к другим, к себе же суров, чтобы именно на себя возлагать тяжкий груз правды, а на других легкий. Должен быть чист сердцем, чтобы не только не вмешиваться в мирские дела, но и вообще не помышлять о мире. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного** **Тако да просветится** и проч., т. е. пусть ваша вера и добродетельная жизнь будут видимы и известны всем и везде – во всяком общественном положении, на всех должностях, дома и вне его, в счастии и в несчастии, в богатстве и бедности. **Прославят** (чтобы прославили) **Отца вашего небесного**. Это – побуждение, по которому у христиан должны быть всюду и для всех видимы их вера и добродетельная жизнь, – не то, чтобы хвалиться пред другими, как делали некоторые из Иудеев, так называемые фарисеи [[new:mf:06:02|(6 гл. 2 ст.]] и дал.), но чтобы видящие прославляли Бога, прославляли за то, что Он повелел людям жить так хорошо. Таким образом, слова Господа, где говорится, чтобы мы старались делать добро втайне [[new:mf:06:04|(Мф. 6 гл. 4,]] [[new:mf:06:06|6,]] [[new:mf:06:18|18 ст.)]], не противоречат объясненным сейчас словам Его: так как там запрещается делать добро явно – напоказ, для похвалы; а здесь повелевается делать добро видимо, – для славы Божией и вместе для нравственной пользы ближнего. Не сказал Господь: показывайте свою добродетель, но пусть она сама собою светится. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ---- См. также Толкование на [[new:mf:05:14#prot_ioann_buxarev|Мф. 5:14]] ===== Лопухин А.П. ===== **Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного** Приветствие принимает сильно патетический тон и речь отличается большой красотой особенно на греческом и, вероятно, на всех языках. Соль земли, город, поставленный на горе и видный всем, “вы свет”, “светильники”, которых никто не ставит под сосудом, — и затем опять “свет, который должен светить всем людям, все эти поэтические образы здесь перемешиваются и представляют из себя мерцающий блеск бриллиантов, поворачиваемых то в одну, то в другую сторону. Свет исходит столько же от лиц, сколько и от их “добрых дел”, которые им свойственны. Эти дела пусть видят люди и прославляют за них Отца Небесного. Слово καλός (= лат. pulcher) (в выражении τα καλά έργα) указывает больше на внешнюю красоту дел, “на проявление добра в похвальных действиях”, чем только на мысль о них или на нравственно-теоретическое их достоинство. Различие между αγαθός и καλός, на русском языке выразить трудно. Оба слова значат: добрый. Но первое значит добрый сам по себе, независимо от внешнего проявления, а второе, прежде всего, — красивый, нравящийся, приятный. Спаситель говорит здесь о делах не только хороших, добрых самих по себе, но и красивых, приятных на вид, свет от которых столь же приятен и нужен, как свет солнца или светильника в темной комнате. ===== Троицкие листки ===== **Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного** Не сказал Господь: вы показывайте свою добродетель, — ибо это нехорошо, так делали только тщеславные фарисеи, но сказал: **Так да светит свет ваш пред людьми** - пусть сами собой светятся; ваша вера, ваша добрая жизнь, — пусть они будут так велики, чтобы и скрыть их было невозможно, хотя бы вы и старались всячески их укрывать от взоров людских. Всякое доброе дело само по себе светло; делай его тайно; его свет сам просияет, когда это будет угодно Богу — Светодавцу. И в счастье, и в несчастье, и в богатстве, и в бедности, во всяком звании и состоянии пусть сияет ваша правая вера, ваша святая жизнь. Если хорошо будете жить, то будете способствовать к славе имени Божия, **чтобы они видели ваши добрые дела** (самые враги ваши) **И**, удивляясь им, **прославляли** - не вас самих, но **Отца вашего Небесного**, прославляли за то, что Он повелел людям так хорошо жить. А худой жизнью и людей погубите, и подадите случай к хуле имени Божия. «Не сказал Господь: прославляли Бога, — замечает святитель Иоанн Златоуст, – но – Отца, указывая на то преимущество, которое будет даровано им». Кто сам живет добродетельно, тот и без слов учит лучше слова. Но не к одним апостолам относятся слова Христовы: Спаситель учит всех Своих последователей: чем выше стоишь ты, тем больше берегись соблазнять других дурным примером своим. Но пусть ты и не высоко стоишь, пусть ты и незнатен, и беден, и нищ: делай добро, какое можешь, и свет твоего добра просияет и согреет людей, близких тебе; и они прославят за тебя Отца Небесного. Евангельская вдовица только две лепты опустила в сокровищницу церковную, но и это малое доброе дело ее стало всему миру известно, и будет во веки сиять, как светлая звездочка, в том Божием небе, где и малая искра светлее здешнего солнца. //**Троицкие листки. №801-1050.**// ===== Митр. Иларион (Алфеев) ===== **Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного** См. Толкование на [[new:mf:05:14#mitr_ilarion_alfeev|Мф. 5:14]] [<10>]