[<10>] ====== Толкования на Мф. 5:35 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя** См. Толкование на [[new:mf:05:34#svt_ioann_zlatoust|Мф. 5:34]] //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 17-я.**// ---- Говоря здесь словами пророков, Христос показывает, что Он не противоречит древним. Древние имели обыкновение клясться то небом, то землею, то Иерусалимом; и в конце Евангелия показан один из случаев такой обычной клятвы. Далее обрати внимание на то, почему Господь возвышает указанные предметы? Он возвышает их не по собственной их природе, но по особенному отношению к ним самого Бога, сообразно с нашим понятием. Так как тогда повсюду господствовало идолослужение, то, чтобы указанные предметы не показались сами по себе достойными уважения, Спаситель и представил ту причину, о которой мы сказали, т. е. выставил на вид славу Божию. Он не сказал: поелику хорошо и велико небо; не сказал: поелику полезна земля; но — поелику небо есть престол Божий, земля подножие, — и таким образом Своих слушателей повсюду побуждал к прославлению Господа. ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя** Он запрещает нам клясться небом и землей для того, чтобы мы не воздали твари чести и не боготворили ее. Ибо клянущиеся, сказано, //клянутся высшим//, как сказал апостол. Запрещает также клятву Иерусалимом, поскольку земной Иерусалим есть образ горнего Иерусалима, и только Бог клянется Самим Собой, то есть собственной славой. Поэтому ввиду того, что [предмет нашего] уподобления превосходит нас, мы не должны клясться ни собой, ни собственной славой. Ибо мы не свободны, как Бог, а находимся под Божьей властью. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя** См. Толкование на [[new:mf:05:34#blazh_ieronim_stridonskij|Мф. 5:34]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя** См. Толкование на [[new:mf:05:34#blazh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 5:34]] ===== Евфимий Зигабен ===== **ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя** См. Толкование на [[new:mf:05:34#evfimij_zigaben|Мф. 5:34]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя** **Ни землею**. Земля называется подножием ног Божиих [[old:is:66:01|(Ис. 66:1)]]; следовательно, клясться ею — значит клясться Самим Богом. **Ни Иерусалимом**. Иерусалим называется городом великого Царя, то есть Бога, Который есть истинный Царь как всей земли, так в особенности еврейского царства, главным городом которого был Иерусалим, где был и храм, единственный в мире, где можно было совершать истинное служение Богу Царю. //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя** См. Толкование на [[new:mf:05:34#prot_ioann_buxarev|Мф. 5:34]] ===== Лопухин А.П. ===== **ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя** См. Толкование на [[new:mf:05:34#lopuxin_ap|Мф. 5:34]] ===== Троицкие листки ===== Ст. 35-36 **ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным** **ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя**, т.е. Бога.**ни головою твоею не клянись** - не говори, как говорили Иудеи: «пусть я умру, если неправду говорю»; жизнь твоя не тебе принадлежит, она в руках Божиих, **потому что** сам ты **не можешь ни одного волоса сделать белым или черным**, зачем же клясться тем, что не в твоей власти? Притом, как бы ни лукавил ты в совести твоей, все подобные клятвы имеют такую же силу, как и клятва именем Божиим. Клятва — дело святое, дело великое: нельзя употреблять ее легкомысленно, нельзя изменять ее самовольно по своему усмотрению. Лучше всего старайтесь жить так свято, честно и правдиво, чтобы вам и нужды не было в клятвах, чтобы люди верили вам и без клятвы. Кто часто божится, тому меньше и верят. //**Троицкие листки. №801-1050.**// ===== Митр. Иларион (Алфеев) ===== **ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя** См. Толкование на [[new:mf:05:34#mitr_ilarion_alfeev|Мф. 5:34]] [<10>]