[<10>] ====== Толкования на Мф. 6:20 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **скрывайте же себе сокровище на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут** См. Толкование на [[new:mf:06:19#svt_afanasij_velikij|Мф. 6:19]] ===== Прп. Нил Синайский ===== **но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут** Приступающим к деланию доброго Господь предлагает совет: //«Егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже в тайне»// [[new:mf:06:06|(Мф. 6:6)]]; и еще: //«Егда убо твориши милостыню, не воструби пред собою»// [[new:mf:06:02|(Мф. 6:2)]], повелевая избегать делаемого напоказ, как вредного. А Пророк, говоря, что //«собираяй мзды собра во влагалище дираво»// [[old:ag:01:06|(Агг. 1:6)]], показывает, что развращенною целию безумного славолюбия уничтожается труд, как в разорванном мешке, проходя в сердце, не огражденном скромным образом мыслей. Ибо оно есть **«сокровище»** и отовсюду крепко устроенная твердыня, **«идеже ни червь, ни тля тлит, и идеже татие не подкопывают, ни крадут»**; под червем же разумеется рождающееся внутри самомнение и уничтожающее, что в людях есть доброго, а под татями – извне привходящие похвалы, и безрассудством, и кичливостию внезапно расхищающие драгоценности, собранные многим трудом добродетели. Как червь поедает вещество, из которого получил бытие, и тати, подкапывая стену, уносят тщательно накопленное, так помысел, подвигнутый добрыми делами к превозношению, уничтожает приобретенное, а похвалы людей всякого сброда подкапывают нетвердый образ мыслей и не допускают внутрь ничего хорошего, законно вносимого извне и отвергаемого отверстием ушей. Но никто да не будет столько преодолеваем страстию и усыпляем славолюбием, чтобы потерпеть совершенную утрату трудов своих, но да трезвится, даже когда и подкапывают, и убиет злоумышленных до нанесенного ими ущерба, поразив их во время самого подкапывания мысли, прежде нежели ясно воссияет солнце и мысль соделает действием. **//К досточтимейшей Магне, диакониссе Анкирской.//** ===== Блж. Августин ===== **но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут** Под **небом** я понял бы здесь не телесное [небо], поскольку под всяким телом следует разуметь землю. А тот, кто **собирает сокровища на небе**, а именно, на том небе, о котором сказано: //Небо - небо Господу// [[old:ps:113:24|(Пс. 113:24)]], то есть на духовной тверди, должен пренебрегать целым миром. Ведь не на том, что преходит, мы должны основывать и полагать //наше сокровище и наше сердце//, но на том, что пребывает вечно, //ибо небо и земля прейдут// [[new:mf:24:35|(Мф. 24:35)]]. //**О нагорной проповеди Господа.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут** См. Толкование на [[new:mf:06:19#blazh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 6:19]] ===== Евфимий Зигабен ===== **но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут** См. Толкование на [[new:mf:06:19#evfimij_zigaben|Мф. 6:19]] ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут** **Сокровища на небе** Прилагайте более попечения о том, что относится к Вечной жизни; не истощайте ваших сил и не употребляйте дорогого времени на стяжание того, что непрочно и что нужно только для здешней земной жизни; занимайтесь более тем, что может содействовать вам к достижению Вечной жизни. Там ничто не пропадает и не портится, там все прочно, вечно; стяжайте себе добродетели, которых похитить у вас никто не может и которые возведут вас на Небеса, в Царство Вечное. Например, «дай бедному и нищему, что нужно ему, и найдешь, что все это целым, не оскверненным, не растленным соблюдется на Небе» (Афанасий Великий). //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут** См. Толкование на [[new:mf:06:19#prot_ioann_buxarev|Мф. 6:19]] ===== Лопухин А.П. ===== **но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут** Противоположение предыдущему. Разумеются, очевидно, духовные сокровища, которые не подлежат такому же истреблению, как земные. Но ближе, в чем именно должны состоять эти духовные сокровища, не определяется (ср. [[new:1pet:01:04|1 Пет. 1:4-9;]] [[new:2kor:04:17|2 Кор. 4:17]]). Объяснения требует здесь только слово не истребляет (αφανίζει — то же слово, какое употреблено в 16 стихе о лицах). “Αφανίζω” (от φαίνω) здесь значит удалять из вида, отсюда — губить, погублять, истреблять. В остальном конструкция и выражение те же, как и в 19 стихе. ===== Троицкие листки ===== **но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут** **но собирайте**, копите **себе сокровища** добрых дел **на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут**. Там ничто не пропадает и не портится; там все прочно, вечно; туда пересылайте свои тленные земные сокровища. «Поднимите, — говорит блаженный Августин, — свои плоды в «верхнюю», Небесную, житницу, где им не могут угрожать опасности, неизбежные в житнице «нижней», земной. Вы верите в Бога? Вы на Него надеетесь? Так почему же вы Ему не доверяете и не признаете, что все порученное Ему здесь, будет вами найдено там?» — «Дай, — говорит святитель Афанасий Великий, — бедному и нищему то, что нужно ему, и найдешь все это целым, неоскверненным, неповрежденным на Небе». «Чего страшишься ты, — вопрошает святитель Златоуст, — ужели истощится твое богатство, если подашь милостыню? Нет, подавай милостыню, и тогда оно не истощится, но еще преумножится, ибо к нему присовокупятся и блага Небесные». «Червь и тля, — пишет один древний толкователь Священного Писания, — обозначают зародившуюся в душе тщеславную мысль, которая поедает тайно все наше душевное добро, а подкапывающиеся воры — это мирские похвалы, которые крадут у нас скрытые сокровища добродетели». Через похвалу человеческую враг-искуситель наш находит себе доступ к нашему сердцу, зараженному ядом греховного самоугождения, и возбуждает в нас сначала страсть тщеславия, а за ней и гордости, из-за которой пал с Неба сам. Некто из прозорливцев рассказывал преподобному Иоанну Лествичнику: «Когда я сидел в собрании братии, бес тщеславия и бес гордости пришли и сели около меня, по ту и другую сторону; и первый толкал меня в бок тщеславным перстом своим, побуждая рассказать о каком-нибудь моем видении или делании, которое я совершил в пустыне. Но как только я успел отразить его, сказав: //Да постыдятся и посрамятся все, ищущие погибели душе моей// ([[old:ps:039:15|Пс. 39:15]]), тотчас же сидевший по левую сторону говорит мне на ухо: «Благо же, благо же ты сотворил и стал велик, победив безстыднейшую матерь мою». Тогда я, обратившись к нему, произнес слова, следующие по порядку после сказанного мной стиха: //Да смятутся от посрамления своего говорящие мне: хорошо! хорошо!// ([[old:ps:039:16|Пс. 39:16]]). Преподобный Иоанн спросил этого прозорливца: «Почему тщеславие бывает матерью гордости?» и он отвечал ему: «Похвалы надмевают душу, когда же душа вознесется, тогда объемлет ее гордость, которая возводит до Небес и низводит до бездн». //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]