[<10>] ====== Толкования на Мф. 6:25 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды** См. Толкование на [[old:gen:03:07#svt_vasilij_velikij|Быт. 3:7]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды** Спаситель, доказав выше, что презрение богатств имеет свои выгоды, и именно, сохраняет самые богатства и доставляет душевную радость, способствует приобретению любомудрия и ограждает благочестие, — теперь доказывает, что заповедь Его и исполнить можно. Дело лучшего законодательства не в том только состоит, чтобы предписывать полезное, но особенно в том, чтобы сделать его удобоисполнимым. Поэтому Спаситель и присовокупляет: "**не заботьтесь для души вашей, что вам есть**". Но, может быть, сказали бы: что же, неужели все бросать? Тогда как же будем жить? На эти возражения Спаситель отвечает заранее. Если бы Он с самого начала сказал: "**не заботьтесь**", то Его заповедь показалась бы тяжкой; но как скоро Он показал вред от сребролюбия, то тем самым уже сделал настоящее увещание Свое удобоприемлемым. Потому теперь не просто сказал: "**не заботьтесь**", но присоединил к заповеди и причину. После того, как сказал: //"не можете служить Богу и маммоне"// [[new:mf:06:24|(Мф.6:24)]], — говорит: "**посему говорю вам: не заботьтесь**", — т. е. по причине великого вреда. Не только попечение о снискании богатства для вас вредно, но даже вредна излишняя заботливость о самонужнейших вещах, поскольку ею подрывается ваше спасение; она удаляет вас от сотворившего, промышляющего и любящего вас Бога. "**Посему говорю вам: не заботьтесь**"! Показав величайший вред от пристрастия к богатству, Христос простирает далее Свое повеление. Он не только повелевает презирать богатство, но запрещает печься и о нужной пище, говоря: "**не заботьтесь для души вашей, что вам есть**". Христос не потому сказал так, будто душа имеет нужду в пище, — она бестелесна, — а применительно к обычному способу выражения у людей. Ведь, хотя душа и не имеет нужды в пище, но не может пребывать в теле, если оно не питается. И это наставление Христос не оставляет так, а опять приводит и здесь доказательства, заимствуя их из нашей природы и из других примеров. Из нашей природы: "**душа не больше ли пищи, и тело одежды**"? Т. е. Тот, Кто дал большее, не даст ли и меньшее? Тот, Кто образовал плоть, имеющую нужду в пище, не даст ли ей пищи? Потому не просто сказал: "**не заботьтесь, что есть и во что одеться**", но присоединил: //"телом и душой"//, — так как отсюда хотел заимствовать Свои доказательства через сравнение. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 21-я.**// ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся. Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди** Душа превосходнее пищи, поколику она есть жизненный дух, а пища — нечто земное и удоборазлагаемое. И тело превосходнее одежды, потому что оно есть дело рук Божиих, а одежда — вóлна с бессловесного животного. Многие удивляются необычным словам, когда слышат, что душа вкушает, и видят, что рука подносит пищу к устам. Но ты, возлюбленный, не удивляйся, когда слышишь, что душа вкушает; ибо так и есть в действительности, а не как-либо иначе. Съедает же душа подносимое к устам, так как по природе своей она горяча, по слову Премудрости: //душа тепла, яко огнь горящ// [[old:prsir:23:21|(Сир. 23, 21)]]. Следовательно, как огонь варит ввергаемое в котел, так и огневидная душа мельчит и потребляет пищу, вводимую в желудок. И хотя она называется ψυχή, однако-же называется так не потому, что холодна (ψυχρά) по своей природе, как думали некоторые из необразованных, но потому, что при большой горячности она изсушает влажное (τὰ ὑγρὰ), как можно убедиться в том и из действия солнца: будучи горячим и огневидным, оно изсушает болото и разрешает в пар все влажное. А что душа по природе своей горяча, в этом, брат, ты должен убедиться и из примера умирающих. Ибо, когда душа отделяется от тела, все члены оказываются окоченевшими и холодными не менее зимнего льда или снега. Можно убедиться в сказанном и из того, что случается во время голода: пока душа имеет пищу в изобилии, тело цветет и крепнет, — когда же явится недостаток в пище, тело истощается и разрушается; ибо тело без пищи не может устоять против горячности души, как и медный сосуд, поставленный на жаровне, не может без воды выдержать силу огня, но раскаляется и разрушается совершенно. Так и сосуд телесный, не получая пищи, совершенно разрушается, сжигаемый огневидною душею. А самое главное во всем этом то, чтó сказано Господом: «**не заботьтесь для души вашей, чтó вам есть, ни для тела вашего, во что одеться**», ибо **душа больше пищи, и тело — одежды**. Поэтому, если, по милости Всеблагого, сподобились мы иметь лучшее и важнейшее, то тем паче будем изобиловать менее важным и низшим. //**Из Бесед на Евангелие от Матфея.**// ===== Сщмч. Петр Дамаскин ===== **Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся. Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди** Человек мудрый искусно проходит свой подвиг, уменьшая, по силе своей, телесные потребности, чтобы чрез то сделаться малопопечительным или и беспопечительным, для хранения заповедей, как сказал Господь: **Не пецытеся** и прочее. При многом попечении и самого себя человек не может видеть, как же может он видеть прежде времени приготовленные сети врагов. //**Творения. Книга первая.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== Ст. 25-26 **Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их** **Поэтому Я говорю вам: Не будьте обеспокоены в душе своей тем, что будете есть, ни телом своим, во что будете одеваться** В некоторых священных списках прибавлено: "И что будете пить". - Итак, мы почти совершенно освобождаемся от заботы о том, что природа дала всем и что есть общее у животных, диких зверей и людей. Но нам повелевается, чтобы мы не были озабочены тем, что будем есть, ибо в поте лица своего мы приготовляем себе хлеб: мы должны трудиться, но должны оставить озабоченность. Слова Господа: **Не будьте озабочены в душе своей тем, что будете есть или в теле своем, во что будете одеваться** (Ср.: [[old:gen:03:start|Быт 3]]) мы должны понимать в отношении к телесной пище и одежде. Наоборот, о пище и одежде духовной мы всегда должны заботливо беспокоиться. **Душа не больше ли пищи, и тело - одежды** Эти слова имеют смысл такого рода: Тот, кто имеет попечение о большем, будет заботиться, конечно, и о меньшем. **Посмотрите на птиц небесных, что они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Разве же вы не гораздо больше их** Апостол учит нас, чтобы мы не мудрствовали больше, чем следует мудрствовать. Это указание (testimonium) должно соблюдать и в приложении к настоящему отрывку. Действительно, есть некоторые толкователи, которые пока хотят выступить за пределы, указанные [св.] отцами и вращаться в высоте, погружаются в глубину, утверждая, что птицы - это Ангелы небесные и прочие силы на служении у Бога, которые питаются промыслом Божиим без собственной заботы [об этом]. Если это так, как им кажется, то как можно понять следующие, относящиеся к людям слова: **Разве же вы не гораздо больше их**? Итак, следует понимать это место просто в том смысле, что если птицы без забот и без печали питаются через промыслительную силу Божию, - птицы, которые сегодня есть и которых завтра не будет, то насколько более произволение Божие печется о людях, которым обещана вечная жизнь! //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды** **Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться** "**Посему**", то есть почему? Потому, что имуществами отторгаются люди от Бога. Душа, как не имеющая тела, не ест, но Господь сказал это по общему обыкновению, ибо душа, по-видимому, не может оставаться в теле, если плоть не питается. Господь не запрещает трудиться, но запрещает целиком предавать себя заботам и пренебрегать Богом. Должно и земледелием заниматься, но должно заботиться и о душе. **Душа не больше ли пищи, и тело одежды** То есть Тот, Кто дал большее, образовав душу и тело, разве Он не даст пищи и одежды? //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся. Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди** **Сего ради глаголю вам: не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете: ни телом вашим, во что облечетеся** Отклонив собирание сокровищ на земле и убедив лишнее раздавать нищим, научает далее не заботиться и о существенной необходимости. **Не пецытеся душею вашею**, т.е. для души вашей, **что ясте, или что пиете**. Хотя душа не ест и не пьет, но люди пьют и едят ради души, потому что она не может обитать в теле, которое не кушает и не пьет, до тех пор, пока оно станет нетленным... Это и другим способом может быть истолковано. Так как люди иногда беспокоятся в душе, именно: когда заботятся об одном только уме, а иногда – в теле, именно когда делают усилия к приобретению желаемого, – то Господь, удерживая их от той и от другой заботы, сказал: **не пецытеся** ни душою вашею, ни телом о пище, питии и одежде. **Не душа ли больши есть пищи, и тело одежди** Сказал это, показывая, что Давший нам большее, даст и меньшее. **Болши**, т.е. дороже. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды** **Посему**. То есть потому, что излишняя привязанность к сокровищам временным отвлекает от попечения об истинном духовном благе, маммона отвлекает от Бога. **Не заботьтесь**. Господь предостерегает от беспокойной, томительной заботливости о благах временных, от пристрастия к ним (ср.: [[new:lk:08:14|Лк. 8:14]]; [[new:lk:21:34|Лк. 21:34]]; [[new:fil:04:06|Флп. 4:6]]). В известных пределах необходимо заботиться о нуждах житейских; трудиться для удовлетворения их заповедуют и Спаситель, и Апостолы, тогда как беззаботность всегда порицается. Не беззаботности научает Господь, а излишнюю заботливость запрещает. **Для души вашей, что вам есть** и прочее. Душа — в смысле общей жизненной силы человеческого организма, которая поддерживается пищей и питьем (ср.: [[new:mf:10:39|Мф. 10:39]]; [[new:mf:16:25|Мф. 16:25]]). **Душа не больше ли пищи**. Если Бог даровал человеку большее, то не тем ли легче для Него дать меньшее? (ср.: Златоуст, Феофилакт, Афанасий Великий). Он даровал человеку жизнь, которая больше, важнее, драгоценнее пищи и питья, поддерживающих жизнь. Он сотворил тело, которое больше, важнее, драгоценнее одежды. Если же Он явил столько могущества и благости в отношении к человеку, даровав ему жизнь, то ужели не станет у Него столько могущества и благости, чтобы давать человеку и то, что малоценнее жизни и тела, — пищу, питье и одежду? К чему же беспокойная, тревожная заботливость об этом меньшем? //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды** Нам должно меньше заботиться, напр., о пище и одежде, чем о душе, потому что Бог дал нам больше пищи и одежды, – дал душу, жизнь, дал тело; тем легче для Него дать, и Он непременно даст нам меньшее, т. е. пищу и одежду – **душа ли не больше ли пищи, и тело одежды?** Неужели и трудиться для удовлетворения житейских наших нужд грешно? Нет, это заповедуется и Спасителем, и апостолами, и совершенно необходимо, пока мы живем на земле. Излишнюю заботливость, т. е. такую, как будто мы не имеем Бога-Промыслителя, Господь воспрещает, а не беззаботности научает. Господь Сам повелел быть весне и лету для произрастания плодов. И если бы мы летом не собирали и не запасали плодов, то чем бы мы стали питаться зимой? **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- В этих словах Господь указывает другую причину, почему не должно чрезмерно привязываться к земному, например, очень заботиться о пище и одежде. **Сего ради** (посему), т. е. потому что излишняя привязанность к земным благам отвлекает от Бога, **глаголю вам: не пецытеся** (не заботьтесь) **душею вашею**, т. е. не предавайтесь всею душею, – не предавайтесь излишней заботливости [[new:lk:08:14|(Лк. 8, 14.]] [[new:fil:04:06|Фил. 4, 6)]], – не то, чтобы совсем не заботиться. В Евангелии иногда встречаются такие отрицания, которые нужно принимать не в смысле совершенного отрицания, а только ограничения (чит. выше, [[new:mf:06:19|ст. 19]] и [[new:mf:06:20|20)]]. Это видно и из дальнейших слов Господа: **ищите же прежде царствия Божия и правды его**, т.е. прежде и больше всего заботьтесь о душевных нуждах, а затем – и о телесных, земных. В известных пределах необходимо заботиться и о нуждах житейских. Трудиться для удовлетворения их повелевает и Сам Бог [[old:gen:03:19|(Быт. 3, 19)]]. Апостол Христов пишет: //если кто не хочет трудиться, тот и не ешь// [[new:2sol:03:10|(2 Сол. 3, 10)]]. «Не беззаботности научает Господь, а запрещает излишнюю заботливость» (Мих.), запрещает неумеренные желания, излишние приобретения и т. п. Господь Сам повелел быть весне и лету для произрастания плодов; и если бы летом не собирали плодов, то чем бы стали питаться зимою? **Душою вашею** (для души вашей), **что вам есть**. Здесь под душою разумеется общая жизненная сила человеческого организма, которая поддерживается пищею и питанием [[new:mf:10:39|(10, 39;]] [[new:mf:16:25|16, 25)]]. **Не душа ли больши есть пищи и тело одежди?**, – т. е. если Бог дал человеку жизнь, которая важнее пищи и питья, и сотворил тело, которое важнее одежды; то ужели у Него не станет могущества и благости, чтобы дать ему пищу, питье и одежду? К чему же чрезмерная заботливость об этом, менее важном? **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды** Связь с предыдущим стихом выражена через δια τούτο, поэтому, посему, по этой причине. Спаситель говорит здесь как бы так: “так как вы не можете собирать сокровищ одновременно и на земле и на небе, потому что это значило бы служить двум господам, то оставляйте, поэтому, мысли о земных сокровищах, и даже о самом необходимом для вашей жизни”. По Феофилакту Спаситель “есть здесь не препятствует, а препятствует говорить: что будем есть? Так говорят богачи с вечера: что будем есть завтра? Видишь, что Спаситель здесь запрещает изнеженность и роскошь”. Иероним замечает, что слово “//пить//” добавлено только в некоторых кодексах. Слова “и что пить” опущены у Тишендорфа, Вест. Хорта, Вульгата и мн. др. Смысл почти не изменяется. Слова “для души” противополагаются дальнейшим “для тела”, но их нельзя принимать в значении только души, а, как правильно замечает об этом Августин, для жизни. Иоанн Златоуст говорит, что “для души” сказано не потому, чтобы она нуждалась в пище, и что здесь просто Спаситель обличает дурной обычай. Дальнейшего слова нельзя перевести через “жизнь”; не больше ли жизнь пищи и тело одежды? Стало быть ψυχή имеет здесь какое-нибудь другое значение. Нужно думать, что здесь разумеется нечто близкое к σώμα, живой организм, и что ψυχή употреблено в каком-нибудь простонародном смысле, вроде того, как у нас выражаются: душа не принимает и проч. ===== Троицкие листки ===== **Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды** Для вас вредно не только пристрастие к богатству, но даже излишняя заботливость о самых нужных вещах: **Посему говорю вам**: **не заботьтесь для души вашей** (для жизни вашей), **что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться**. И были такие избранники Божии, которые буквально исполняли эти слова Христовы; не думали сегодня о том, что будут есть завтра, где преклонят голову свою; питались чем Бог послал, обитали, где пришлось, и Бог видимо являл над ними Свой дивный Промысл: многим посылал пищу даже через Ангела. Таков был преподобный Александр, основатель обители неусыпающих; таков был Виссарион, проводивший, по выражению песни церковной, «птичее житие»: всю жизнь он скитался по песчаной пустыне, не имея ни кельи, ни лишней одежды; такова же была преподобная Мария Египетская, много лет не видевшая лица человеческого… Но это подвиг, на который не всякий имеет право самонадеянно вступить; это путь особых избранников благодати Божией. И между святыми не все были способны к такому великому подвигу. Иной просто по лености не захочет трудиться и станет прикрывать эту леность якобы надеждой на Промысл Божий. Нет, не безпечности учит Господь наш; Он не запрещает трудиться: труд — дело, Богом благословенное. И в раю Бог заповедал Адаму труд, а по изгнании из рая тем более повелел ему в поте лица доставать и снедать хлеб свой. Трудились все святые Божии; так, апостол Павел своими трудами доставал себе пропитание и другим дал строгую заповедь: //если кто не хочет трудиться, тот и не ешь!// [[new:2sol:03:10|(2 Сол. 3:10)]]. Спаситель запрещает только такие заботы, которые заставляют человека забывать о Боге, заботы о том, что для нас излишне, ненужно, что составляет прихоть и, во всяком случае, находится не в нашей власти, а в руках Божиих. Поэтому-то не сказал Господь просто: **не заботьтесь**, а прибавил: **для души вашей**, т.е. не предавайтесь всей душой вашей таким попечениям. Господь не сказал — сложи руки и сиди без дела: Я подам тебе пищу и одежду; но не будь, говорит, раб чрева твоего, не предавай всего ума твоего на попечение о плоти. Так толкуют слова Христовы и святые отцы: «Что же, — вопрошает святитель Златоуст, — неужели все бросать? Тогда как же будет жить? Ужели не должно сеять? Нет, Он не сказал, что не должно сеять, не нужно работать, но что не должно быть малодушным и изнурять себя заботами. Он велел и кормиться, но не заботиться чрезмерно о пище. По крайней мере, помыслив о безполезности такой заботы, оставь ее. Христос сказал: **не заботьтесь для души вашей** - не потому, будто душа имеет нужду в пище — она безтелесна, но потому, что она не может пребывать в теле, если оно не питается. **Душа не больше ли пищи, **— говорит Господь, - **и тело одежды**? Итак, Кто создал плоть, имеющую нужду в пище, Тот не даст ли ей и пищи? «Сей, но не мучь себя заботами безполезными. Хотя бы ты прилагал в тысячу раз больше забот, однако, не дашь дождя, ни солнца, ни ветра, от чего семя приносит плод. Это дает один только Бог». «По благости Своей, — говорит блаженный Августин, — Бог дал тебе жизнь, сотворил Он чудный состав телесный; неужели не достанет у Него могущества и благости, чтобы давать тебе и все то, что нужно для жизни: пищу, одежду, жилище? Ведь все это малоценнее твоей жизни: к чему же безпокойство и тревожные заботы обо всем этом?» Ты не вечно будешь жить на земле: зачем же так много суетиться, так много заботиться об удобствах этой жизни, забывая вовсе о жизни вечной? Довольно с тебя заботы о хлебе насущном, о том, что необходимо; остальное оставь на волю Бога Промыслителя: даст Бог — благодари и во славу Его употребляй; не даст — буди Его святая воля, смирись, скажи: «не стою я, Господи», и опять благодари, что не дал; кто знает, если бы Бог дал, чего тебе хотелось, то ты употребил бы это себе на погибель. Бог лучше тебя знает, что тебе полезно, а что вредно. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]