[<10>] ====== Толкования на Мф. 6:27 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть** Бог однажды даровал душу, и она пребывает всегда одинаковой, а тело возрастает каждодневно. Это-то самое желая показать, т. е. бессмертие души и тленность тела, Спаситель присовокупил далее: **"кто из вас может прибавить себе росту хотя бы на один локоть"**? Умолчав о душе, как не получающей приращения, Он сказал только о теле, показывая тем, что и тело взращивает не пища, но Божий промысл. Павел, объясняя это другими словами, сказал: //"и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог взращивающий"// [[new:1kor:03:07|(1 Кор. 3:7)]]. Вот как Спаситель убеждал доказательствами, заимствованными из нашей природы! "**Кто из вас**", сказал Спаситель, "**заботясь, может прибавить себе росту хотя бы на один локоть?**" Смотри, как Он, представив уже очевидный пример, сделал ясным то, что могло показаться тебе непонятным. Как телу, говорит Он, при всем попечении твоем, нисколько не можешь прибавить роста, так точно не можешь снискать пищи, хотя считаешь это возможным. Из этого ясно, что не наше старание, но Божий Промысл приводит все то в исполнение, что, по-видимому, совершаем мы сами, так что если Бог оставит нас, то ни попечение, ни заботливость, ни труд, словом — ничто не поможет нам, но все будет тщетно. Итак, не будем думать, что заповедей (Божьих) невозможно исполнить; и ныне многие исполняют их. Если же ты этого не знаешь, то ничего нет удивительного. И Илия думал, что остался только он один, но услышал от Господа, //"Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей"// [[old:3ts:19:18|(3 Цар. 19:18)]]. Отсюда видно, что и ныне есть много таких, которые ведут жизнь апостольскую, подобно, как и тогда три тысячи и пять тысяч уверовавших. Если же мы не верим этому, то не оттого, что нет добродетельных, но оттого, что мы сами слишком мало делаем. Предавшийся пьянству не легко может поверить тому, что есть какой-либо человек, который не пьет даже воды, хотя и это многие из монахов исполняют на наших глазах. Похотливый не вдруг поверит, что легко можно сохранять девство; хищник не скоро поверит, что есть такие, которые охотно отдают и свое; так и те люди, которые каждодневно изнуряют себя бесчисленными заботами, не скоро примут учение о том, что можно быть свободным от житейских забот. А что многие исполнили это учение, мы можем доказать примером тех, которые так любомудрствуют и в наше время. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 21-я.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== Ст. 27-30 **Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры** **Кто из вас, заботящийся [о себе], может увеличить рост свой [хотя бы] на один локоть? И почему вы с беспокойством заботитесь об одежде** Как то, что душа больше пищи, Он показывает из сравнения с птицами, так и то, что тело больше одежды, Он изъясняет из сравнения с нижеследующими предметами, говорит: **Посмотрите на полевые лилии, как они растут: они не трудятся, ни прядут. Я же говорю вам, что даже и Соломон во всей славе своей не одевался так, как одна из них. Ибо если траву полевую, которая сегодня есть, а завтра бросается в печь, Бог одевает так, то насколько более вас, **[людей]** маловерных** [modicae fidei = умеренной веры] И на самом деле, какая шелковая ткань, какой царский пурпур и какие рисунки ткачей могут сравниться с цветами растений? Что так краснеет как роза? Что имеет белый цвет лилии? А что пурпур фиалки не может превзойти никакая краска пурпура, об этом судить можно скорее глазами, чем языком. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть** Господь говорит: "Как бы ты ни заботился, но ты ничего не сделаешь помимо воли Божией. Зачем же утруждаешь себя понапрасну?" //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Кто же от вас пекийся может приложити возрасту своему лакоть един** Никто. Как невозможно достигнуть этого нашим усилием, так точно невозможно и собрать пищи, если Бог не позволит. Хотя бы мы в тысячу раз больше прилагали забот, мы ничего не достигнем без Его промышления. Конечно, ни на ладонь, ни на палец он не может прибавить, но сказано **на локоть**, потому что локоть был преимущественно мерою роста. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть** Прибавить себе росту. Другое наглядное доказа­тельство того же, взятое от бесполезности излишней заботливости человека о своих временных потребно­стях; при всей своей заботливости он не в силах произвести какую-либо существенную перемену в своей жизни, например увеличить свой рост. Бог дал человеку известный рост, и человек при всей забот­ливости своей не может ни увеличить его, если он мал, ни уменьшить, если велик. Рост или возраст означает также продолжение жизни человеческой [[new:in:09:21|(Ин. 9:21—23)]]; потому выражение приложить росту может означать также продолжить время жизни сво­ей. Бог определил человеку время жизни, положив ей известный предел, и никакая заботливость чело­веческая не может продлить жизни далее этого на­значенного предела. К чему же чрезмерная заботли­вость о телесной жизни? «Если Бог оставит нас, то ни попечение, ни заботливость, ни труд — словом, ничто не поможет нам, но все будет тщетно» (Зла­тоуст). //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть** Притом все наши труды и предприятия без воли Божией напрасны. Напр. **кто** из нас, **заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?** (Локоть – это древняя мера, употреблявшаяся вместо аршин, футов, мера от оконечностей пальцев на руке до локтя, более нашего полуаршина, именно 11 верш.). Также еще, кто из нас, напр., может иметь влияние на урожай хлеба? **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- **Приложити** (прибавить) **возрасту своему лакоть един**, т. е. увеличить свой рост и продолжить время жизни своей. **Локоть** – древняя мера, от локтя до оконечностей пальцев, когда еще не было аршина. В локте 11 ½ вершков. В словах: **кто же от вас пекийся** и проч. указывается еще причина, почему не должно чрезмерно заботиться о земном. Эта причина заключается в том, что все наши труды и предприятия без воли и благословения Божия напрасны; человек при всей заботливости не в силах произвести какую-либо существенную перемену в своей жизни, напр., увеличить рост или прибавить лет к жизни. А если так, то к чему же чрезмерная заботливость о телесной жизни? «Если Бог оставит нас, – учит св. Златоуст, – то ничто – ни заботливость, ни труд – не поможет нам, но все будет тщетно». **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть** Греческое слово ηλικία означает и рост, и возраст. Многие комментаторы предпочитают переводить его словом возраст, т.е. продолжение жизни. В сходном смысле употреблено подобное же выражение в [[old:ps:038:06|Пс. 38:6:]] //“вот Ты дал мне дни, как пяди,”// т.е. очень короткие дни. Но против такого толкования возражают, что если бы Спаситель имел ввиду продолжение жизни, то Ему было бы весьма удобно употребить вместо “локоть” (πηχυς) какое-нибудь другое слово, обозначающее время, напр., мгновение, час, день, год. Далее, если бы Он говорил о продолжении жизни, то Его мысль была бы не только не совсем понятна, но и не верна, потому что при помощи забот и попечения, мы, по крайней мере большею частью, можем прибавить к своей жизни не только дни, но и целые годы. Если согласиться с таким толкованием, то “вся медицинская профессия показалась бы нам ошибкой и нелепостью”. Значит, под словом ηλικία нужно понимать не возраст, а рост. Но при таком толковании мы встречаемся с неменьшими трудностями. Локоть есть мера длины, может быть и мерою роста; она равняется приблизительно 1,5 нашим футам. Едва ли Спаситель хотел сказать: кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя бы на один локоть и сделаться таким образом исполином или великаном? Сюда присоединяется и еще одно обстоятельство. В параллельном рассматриваемому месту у [[new:lk:12:25|Луки 12:25, 26,]] говорится: //“да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть? Итак, если малейшего сделать не можете; что заботитесь о прочем?”// Прибавка роста на один локоть здесь считается делом малейшим. Для решения вопроса о том, какое из двух приведенных толкований верно, мало можно заимствовать из филологического разбора обоих слов: возраст (ηλικία) и локоть (πηχυς). Первоначальное значение первого, несомненно, продолжение жизни, возраст, и только в позднейшем новозаветном оно получило значение и роста. В Новом Завете употребляется в обоих смыслах [[new:evr:11:11|(Евр. 11:11;]][[new:lk:02:52| Лк. 2:52;]] [[new:lk:19:03|19:3;]] [[new:in:09:21|Ин. 9:21, 23;]] [[new:ef:04:13|Еф. 4:13)]]. Таким образом, выражение представляется одним из трудных. Для правильного истолкования его нужно прежде всего обратить внимание на то, что стих 27 несомненно имеет ближайшее отношение к предшествующему стиху, а не к последующему. Эта связь в настоящем случае выражена частицею δε. По словам Морисона экзегеты мало обращали внимания на эту частицу. Связь речи такова. Отец ваш небесный питает птиц небесных. Вы гораздо лучше их (μάλλον нет надобности переводить словом больше); следовательно, вы можете вполне надеяться, что Отец небесный будет питать и вас, и притом без особенных забот и попечения с вашей стороны. Но если вы оставите надежду на Отца небесного и сами будете прилагать много забот о пище, то это совершенно бесполезно, потому что сами, своими заботами, не можете прибавить //своим питанием// роста человеку даже и на один локоть. Правильность этого толкования можно подтвердить тем, что в 26 ст. говорится о телесном питании, которое, конечно, прежде всего способствует росту. Рост совершается естественно. Какое-нибудь усиленное питание не может прибавить к росту младенца даже одного локтя. Поэтому нет никакой надобности предполагать, что Спаситель говорит здесь о гигантах или великанах. Прибавление роста на локоть — это незначительная величина в человеческом росте. При таком объяснении устраняется всякое противоречие с Лукой. ===== Троицкие листки ===== **Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть** Да ничего человек и не может достигнуть одним своим суетным попечением. Вот тому доказательство. Бог каждому из нас даровал душу и тело; душа пребывает всегда одинакова, а тело растет ежедневно. **Да и кто из вас, заботясь** (одними своими заботами), **может прибавить себе росту хотя на один локоть**? Или кто может одними своими попечениями, без Божией помощи, продлить жизнь свою хотя бы на один час? Все это — не в нашей власти: это Божие дело. «Как телу, — говорит Златоуст, — при всем попечении твоем, нисколько не можешь прибавить роста; так точно не можешь снискать и пищи, хотя считаешь это возможным. Значит, не наше старание, но Божий Промысл приводит в исполнение все то, что, по-видимому, совершаем мы сами. Ибо если Бог оставит нас, то ни попечение, ни заботливость, ни труд, словом — ничто не поможет нам, но все будет тщетно». //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]