[<10>] ====== Толкования на Мф. 6:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них** См. Толкование на [[new:mf:06:28#svt_ioann_zlatoust|Мф. 6:28]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них** См. Толкование на [[new:mf:06:28#svt_filaret_drozdov|Мф. 6:28]] ===== Прп. Макарий Великий ===== **но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них** Ибо в какой мере сподобляется каждый за веру и рачительность стать причастником Святого Духа, в такой же мере прославлено будет в оный день и тело его. Что ныне душа собрала во внутреннюю свою сокровищницу, то и тогда откроется и явится вне тела; как и деревья, когда, по прошествии зимы, согреет их невидимая сила солнца и ветров, подобно одеянию, производят и откидывают из себя наружу листья, цветы и плоды, а также в это время выходят из внутренних недр земли и полевые цветы, и ими покрываются и облекаются земля и трава, подобно кринам, о которых сказал Господь: «**ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих**». Ибо все сие служит примером, образом и подобием христианина в день воскресения. //**Собрание рукописей типа II. Беседа 5.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них** См. Толкование на [[new:mf:06:27#blazh_ieronim_stridonskij|Мф. 6:27]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них** См. Толкование на [[new:mf:06:28#blazh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 6:28]] ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 29-30 **Глаголю же вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих: аще же сено селное, днесь суще и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает, не много ли паче вас, маловери** **Глаголю же вам, яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих: аще же сено селное, днесь суще и утре в пещь вметаемо, Бог тако одевает, не много ли паче вас** Почему опять не представил в пример птиц, или других животных? Мог Он назвать много разукрашенных и прекрасных. Потому, что желает здесь показать ничтожность травы, так разукрашенной Богом, и блеск красоты, данной такой ничтожной траве. И смотри, что, усиливая ничтожество цветов, назвал их далее травою, и сказал еще более: **днесь суще, и утре в пещь вметаемо**, – что сказано для усиления ничтожества. Равным образом, возвышая силу их красоты, не сказал просто, что Бог их одевает, но: **тако одевает**. Слово **тако** указывает здесь на усиление красоты. Поставил Соломона, как любителя красоты и мудрого в понимании ее. **Пещь** – место для печения хлебов. Местоимение **вас** понимай как выражающее почтение. Говорит вопросительно, как бы так: не гораздо ли больше вас, драгоценное Свое стяжание, у которых облагодатствовал тело, душу и ум, для которых сотворил мир, за которых предал и единородного Своего Сына? **маловери** Это – слово порицания. Показав то, что желал, порицает затем их, называя **маловерами**, так как они не вполне верили, что Бог заботится о них, и потому сами заботились. Так порицая, Он стыдит их и делает более послушными. Указанным примером научил не гордиться роскошными одеждами, потому что травные цветы роскошнее и красивее. Подобно тому, как выше сказав о птицах, что они не сеют, не запретил сеять, как мы сказали там, – так и здесь не запретил трудиться и прясть, но сказал так, желая только показать, что Бог одевает их. Почему Он одел в такую красоту цветы? Потому что желает, чтобы ты и из этого узнал величие Его мудрости и могущества. Если полевые цветы, созданные ради тебя, Он так великолепно одел, то не гораздо ли лучше оденет тебя, для которого Он сотворил их? Сам будучи Творцом и Промыслителем, относит, однако, творение и промышление обо всем к Отцу, указывая этим на равную с Ним волю и могущество. Еще не время было явно открыть о Своем Божестве, как мы пояснили при толковании слов: //Слышасте, яко речено бысть древним: не убиеши// ([[new:mf:05:21|Мф. 5, 21]]). //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них** Соломон во всей славе своей. При всем богатстве своем, при всей пышности своей и великолепии цар­ском (ср.: [[old:2par:09:15|2 Пар. 9:15]] и далее) Соломон не одевался так прекрасно, как эти дикие полевые лилии, не­жные, чистые, разнообразные, «ибо такое же разли­чие находится между одеждами и цветами, какое между истиной и ложью» (Златоуст). //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них** См. Толкование на [[new:mf:06:28#prot_ioann_buxarev|Мф. 6:28]] ===== Лопухин А.П. ===== **но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них** О славе Соломона см. [[old:2par:09:15|2 Пар. 9:15]] и след. Человеческие украшения все несовершенны сравнительно с природными. Человек до настоящего времени не мог превзойти природы в устройстве различных красот. Способы делать украшения совершенно естественными до настоящего времени еще не найдены. ===== Троицкие листки ===== **но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них** **Но говорю вам, что и Соломон,** этот славнейший и богатейший из царей древности, **во всей славе своей не одевался** - во всем своем истинно царском величии не одевался так великолепно и роскошно, - **так, как всякая из них,** как один из этих нежных, чистых, столь разнообразных цветков… «Если же, — говорит святитель Златоуст, — даже этот мудрейший царь не мог сравниться красотой одежд с полевым цветком, то тебе ли превзойти когда-либо их красоту? Между одеждами и цветами такая же разница, как между истиной и ложью». Как бы искусно ни были раскрашены одежды, все же это — только мертвая подделка человеческого искусства под природу, а не сама живая природа — дело рук премудрого Творца. «Разве у царя Соломона не было златотканых одежд, драгоценными жемчугами и самоцветными камнями украшенных? — размышляет святитель Димитрий Ростовский. — Кажется, как можно сравнить бедный полевой цветок с богатым царем Соломоном? Соломон — в царской порфире, а цветок — в своих листочках; Соломон — в царских палатах, а цветок — на поле, ветром колеблемый; Соломон — на престоле, а цветок — низко на земле; к Соломону никто не смеет подойти, а цветок всякий топчет ногами; Соломон царствует во славе своей много лет, а цветок — день, два, иногда неделю цветет"… Почему же Господь наш поставляет цветок полевой выше всей славы Соломоновой? Да потому, что Соломон, хотя имел и много всяких богатств, златотканых одежд, драгоценных царских украшений, однако же, все это имел не от природы своей, а приобрел со стороны; он родился таким же нагим, как и прочие люди; а цветок ни от кого своей красоты не заимствует, ни у кого ничего не берет, но все, что имеет, у него — собственное, природное, Богом ему данное, а потому он богаче, и прекраснее, и славнее самого царя Соломона. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]