[<10>] ====== Толкования на Мф. 6:31 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться** //Вопрос//. Поелику Господь повелевает не заботиться о том, **«что нам есть, или что пить, или во что одеться»**; то до чего простирается сия заповедь или как выполняется? //Ответ//. Заповедь сия, как и всякая заповедь, простирается даже до смерти, потому что и Господь //«послушным»// был //«даже до смерти»// [[new:fil:02:08|(Флп.2, 8)]]. Выполняется же она при уповании на Бога. Ибо Господь, запретив заботу, присовокупляет обетование, говоря: //«Отец ваш Небесный знает»//, в чем имеете нужду, прежде нежели попросите у Него [[new:mf:06:32|(Матф.6,32)]]. Таков был Апостол, который говорит: //«имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых»// [[new:2kor:01:09|(2Кор. 1, 9)]], то есть, по душевной решимости и готовности ежедневно умирал, но Божиим благоволением был соблюдаем. Посему с дерзновением говорил: //«нас почитают умершими, но вот, мы живы»// [[new:2kor:06:09|(2Кор.6 9)]]. Решимости же такой способствует пламенное рвение и ненасытимое вожделение о заповедях Господних; обладаемый сим желанием не имеет и досуга рассеиваться попечением о потребностях телесных. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться** Видишь ли, как Он опять, и притом гораздо сильнее, нежели прежде, обличает слушателей, и показывает притом, что Он не заповедует ничего трудного и неудобоисполнимого? Подобно тому как тогда, когда Он говорил: //если любите любящих вас, то ничего великого не делаете, – и язычники тоже творят// [[new:mf:05:46|(Мф. 5:46]]-[[new:mf:05:47|5:47)]], – этим напоминанием о язычниках возбуждая Своих слушателей к большему, – так и теперь представляет язычников для того, чтобы обличить нас и показать, что Он от нас требует самого необходимого. Если нам должно превзойти книжников и фарисеев, то чего мы будем достойны, когда не только не превосходим их, но и пребываем в слабости язычников и ревнуем их малодушию? //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 22-я.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться** Не от труда удерживает, но отстраняет от заботы, перенесши надежду на Бога, чтобы наш труд не был бы безнадежным или чтобы при труде наша надежда не имела бы неправильной ориентации. **«Не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся»**, непрестанно думая об этом и когда выдуман повод, то как бы имеющие извинение для этого, мы (всею) душою погружаемся в это и опускаемся, и не допускаем себе воззреть на небо. По этой причине Бог таким образом устроил наше естество, чтобы при теле не неподвижном, но могущем двигаться и передвигаться и делать все то, в чем оказалось бы нужда, дух мог бы быть занят другим: так чтобы телом мы бы действовали свойственное ему, а душою взирая к Богу, искали у Него небесных благ. **//Омилия 26, произнесенная во время жатвы.//** ===== Блаж. Августин ===== Ст. 31-33 **Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться, потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам** [Христос] самым очевидным образом показал, что не следует стремиться к этим [вещам], словно к нашему благу, чтобы ради них мы делали хорошо, если что-то делаем, но все же они являются необходимыми. Ведь какова разница между благом, которого следует искать, и необходимостью, которую следует принимать, [Христос] показал в этой заповеди, когда говорит: **Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам**. Следовательно, **Царство** и **правда Божия** являются нашим благом, и к этому следует стремиться, и в этом состоит наша цель, ради которой мы совершаем все, что только совершаем. Но поскольку в этой жизни мы боремся за то, чтобы могли достичь этого Царства, она не может протекать без этих необходимых [вещей]. Ведь когда Христос сказал, что то **прежде**, Он указал, что это более позднее следует искать не по времени, а по достоинству: то - словно наше благо, а это - словно нашу необходимость, однако необходимость ради того блага. //**О нагорной проповеди Господа.**// ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== Ст. 31-32 **Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или: что пить? или: во что одеться? потому что всего этого ищут язычники** Когда человек перестал верить в Бога и отошел от всех духовных стремлений, он с такой же страстью отдается заботе о всем внешнем: пище, одежде, доме. Свои таланты он отдает на развитие земной культуры: она заменяет человеку Бога и благодатную христианскую жизнь в Боге; из христианина такой превращается в язычника. Он теперь начинает действительно трусить: а вдруг не станет у него хлеба, или сгорит дом, или будет голод... Это потому, что он потерял точку опоры для своей жизни и жизни всего мира. А такой незыблемой опорой является всемогущий и любвеобильнейший Бог, Отец всех людей и Владыка Вселенной... Христианская вера учит нас, что внешняя культура есть дело доброе, но не самоцель, а средство для человеческого благополучия на земле; целью же является жизнь людей по Божии, для Бога, в Боге. А также вера христианская указывает на ту, очевидную для всех, истину, что и внешняя культура, если имеет прогресс, – то не столько благодаря усилиям и гению человеческому, а именно по милости Бога, который вразумляет человека, Им же созданного, и повелевает природе неодушевленной, и зверям, и птицам, и гадам слушаться человека – венца и царя среди всего сотворенного на земле. //**Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== Ст. 31-34 **Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы** **Итак не заботьтесь и не говорите: "что нам есть?" или: "что пить?" или: "во что одеться?" Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам** Таким образом, воспрещающий заботы о будущем позволил нам иметь заботы о настоящем. Поэтому и апостол говорит: //Ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас// [[new:1sol:02:09|(1 Фес. 2:9)]]. Под словом "завтра" в Священном Писании разумеется будущее время, как говорит [патриарх] Иаков: //И услышит меня завтра праведность моя// [[old:gen:30:33|(Быт. 30:33)]] и при вызове тени Самуила волшебница говорит Саулу: //Завтра ты будешь со мною// [[old:1ts:28:19|(1 Цар. 28:19)]]. **довлеет дневи злоба его** Здесь он говорит не о злобе в противоположность добродетели, но о трудностях, огорчениях и притеснениях века сего. Таким образом и Сара огорчала Агарь, служанку свою [[old:gen:16:06|(Быт. 16:6)]], что многозначительно на греческом языке выражается словами: έκάκοσε αύτήν, т. е. //озлобила ее//. Итак, нам достаточно помышлений о настоящем времени: оставим заботу о будущем, которая ненадежна. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 31-32 **Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или: что пить? или: во что одеться? потому что всего этого ищут язычники** Есть не запрещает, но запрещает говорить: "**что будем есть?**" Богатые с вечера говорят: "**что будем есть** завтра?". Видишь, что Он запрещает? Запрещает изнеженность и роскошь. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Не пецытеся убо, глаголюще: что ямы, или что пием, или чим одеждемся** Опять повторил речь о заботе, потому что она сильна и трудно освободиться от нее. Подумай также о том, что если нам повелено не заботиться о необходимом, то на какое прощение мы можем надеяться, если заботимся о том, что не необходимо? //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 31-33 **Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам** Излишняя заботливость о земном свойственна язычникам, которые не веруют в Бога Промыслителя, которые живут только для земли, не мыслят о небе. Но христиане веруют в Бога, Который **знает, что они имеют нужду во всем этом**, т. е. в пище и проч., и их долг больше заботиться о небесном, чем о земном, – **искать во-первых царствия Божия**, т. е. вступить в члены Христовой церкви, **и правды его**, т. е. оправдания чрез веру и исполнение закона Христова. И если они будут поступать так, то и **это все приложится им**, т. е. и земные блага будут даны им от Бога, как бы в воздаяние за труды и искание царства Божия. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- В этих словах Христос указывает еще причину, кроме указанных выше [[new:mf:06:24|(ст. 24]] и др.), почему должно более заботиться о духовном, чем о земном. **Языцы** (язычники) **ищут**. Господь как бы так говорит здесь: язычникам, которые не знают истинного Бога и Его провидения, которые живут только для земли и не помышляют о будущей жизни, свойственна излишняя заботливость о земных благах; а вы, верующие в истинного Бога и в будущую блаженную жизнь, вы, ведающие Его попечительность о вас, по которой Он знает, что вам нужно, и всегда готов дать вам это необходимое, – вы должны стремиться к небесному и совершенно полагаться на Бога. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться** Смысл выражений тот же, что и в [[new:mf:06:25|25 ст.]] Но здесь мысль излагается уже в качестве вывода из предыдущего. Она блестяще доказана приведенными примерами. Смысл тот, что все наши попечения и заботы должны быть проникнуты духом надежды на Отца небесного. ===== Троицкие листки ===== **Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться** **Итак не заботьтесь**, — говорит Господь наш, - И **не говорите**: **что нам есть**? **или что пить**? **или во что одеться**? Еще в Ветхом Завете сказано: //Не допустит Господь терпеть голод душе праведного// ([[old:pr:10:03|Притч. 10:3]]). //Я был молод и состарился//, — говорит царственный старец, пророк Давид ([[old:ps:036:25|Пс. 36:25]]), — //и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба//. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]