[<10>] ====== Толкования на Мф. 7:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 9-10 **Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?** **Есть ли между вами такой человек**, – говорит Христос, – **который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень**? Если бы ты часто делал так пред людьми, то показался бы им и тяжким и жестоким; но Бога раздражаешь более тогда, когда этого не делаешь. Если же ты постоянно будешь просить Его, то хотя и нескоро получишь просимое, однако же, непременно получишь. Для того-то и заперта дверь, чтобы побудить тебя к стучанию; для того-то и не тотчас внимает, чтобы ты просил. Итак, постоянно проси – и непременно получишь. И чтобы ты не сказал: что, если я буду просить и не получу? – в предотвращение этого Спаситель представляет тебе притчу, приводит опять доказательства, и от примеров человеческих возводит тебя к надежде получения, показывая через все это не только то, что должно просить, но и о чем должно просить. **Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень**? Так, если ты не получаешь, то не получаешь потому, что просишь камня. Хотя ты и сын, но этого еще не довольно к получению. Напротив это-то самое и препятствует тебе получить, что ты, будучи сыном, просишь неполезного. Итак, не проси ничего мирского, но всего духовного, и непременно получишь. Так Соломон, когда просил должного, смотри, как скоро получил. Итак, молящемуся надлежит соблюдать два правила: первое то, чтобы просить усильно; второе то, чтобы просить должного. И вы, ведь, говорит Спаситель, будучи отцами, дожидаетесь просьбы от своих детей; и если они у вас станут просить бесполезного, то отказываете; когда же будут просить полезного, то соизволяете и даете. Потому и ты, представляя это, не отступай до тех пор, пока не получишь, не отходи, пока не найдешь, не отлагай своего тщания, пока не будет отверста дверь. Если ты приступишь с такою мыслию и скажешь: не отступлю до тех пор, пока не получу, – то непременно получишь, если только того просишь, что и Тому, от Кого просишь, прилично дать, и тебе, просящему, полезно. Что ж бы это такое было? То, чтобы просить всего духовного, приступать к испрашиванию оставления своих грехов, по оставлении согрешений другим, без гнева и сомнения воздевать чистые руки [[new:1tim:02:08|(1 Тим.2:8)]]. Если мы так будем просить, то получим. Но ныне наши прошения достойны смеха, и свойственны более людям пьяным, нежели трезвым. Отчего же, скажешь, я не получаю и тогда, когда прошу духовного? Конечно от того, что ты или не со тщанием ударяешь в двери, или сделал себя недостойным к принятию просимого, или скоро перестал просить. Но ты опять скажешь: для чего же Спаситель не сказал, чего должно просить? Но Он уже все сказал прежде, и показал, зачем должно приступать к Богу. Итак, не говори: я приходил и не получил. Никогда нельзя не получить от Бога, Который так любит, что Своею любовью превосходит самих отцов и превосходит настолько, насколько благость превосходит злобу. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 23-я.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень** См. Толкование на [[new:mf:07:07#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 7:7]] ===== Блж. Августин ===== Ст. 9-11 **Есть ли между вами такой человек, который, когда сын попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него** **Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него**. Но каким же образом злые дают благие [деяния]? Злыми [Христос] назвал приверженных к этому миру и грешников. Блага же, которые они дают согласно их представлению, должны быть названы благами, потому что они совершают их как благо. И хотя в природе вещей это - блага, но они преходящи и относятся к этой немощной жизни. И всякий, кто зол и дает их, дает не от себя; ибо //Господня земля и что наполняет ее, Сотворившего небо и землю, море и все, что в них// [[old:ps:023:01|(Пс. 23:1;]] [[old:ps:145:06|145:6)]]. Поэтому мы можем весьма сильно уповать на то, что Бог даст блага нам, просящим, и не может нас обманывать, чтобы мы получили одно вместо другого, когда просим у Него. Хотя мы и злы, знаем, что Он даст то, о чем просим! Ведь не обманываем же мы наших детей. И какие бы блага ни давали, мы даем их не от себя, но от Бога. //**О нагорной проповеди Господа.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 9-10 **Есть ли между вами такой человек, который, когда сын попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею** Здесь Господь учит нас, что должно и сильно просить полезного. "Ибо вы, - говорит, - видите, как ваши дети просят у вас полезного: хлеба и рыбы, и в том случае, когда они просят такового, даете им, так точно и вы ищите духовного, а не плотского". //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 9-10 **Или кто есть от вас человек, егоже аще вопросит сын его хлеба, еда камень подаст ему; Или аще рыбы просит, еда змию подаст ему** Опять пользуется фактом из жизни человеческой и примером возводит слушателя к вере в то, что сказал. Просящему должно быть сыном и просить о том, что отцу прилично дать, а сыну полезно получить. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень** Но Господь не всегда дарует то, что человек испра­шивает у Него иногда с верой и искренностью. Это значит, что мы не того просим, что согласно с волей Божией о нас. Господь не все дарует нам, чего мы просим, а только то, что для нас нужно, что нам луч­ше, ибо Господь бесконечно благ и милостив, дарует человеку только благое и никогда не дает худшего, если просят лучшего, истинно полезного. Эту истину Спаситель раскрывает и объясняет на примере отца, удовлетворяющего просьбу сына. Отец не дает сыну вредного, когда он просит необходимого или полез­ного, не дает, например, ему камень, когда он просит хлеба, или змею вместо рыбы. (Камень и хлеб, змея и рыба полагаются одно вместо другого по внешнему сходству и внутренней противоположности в отноше­нии к питанию человека.) И Бог на прошение чело­века не подает ему ничего вредного, хотя бы это вредное имело внешнее сходство с полезным, а пода­ет одно только полезное; если же не подает того, чего мы просим, значит, это не полезно для нас (ср.: Златоуст и Феофилакт). //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 9-11 **Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него** В этих словах Господь указывает, с одной стороны, что Бог непременно исполнит нашу молитву к Нему, а с другой, – что Бог подает по молитве только то, что относится к нашей пользе и к пользе других. Напр., отец не дает сыну вредного, когда тот просит необходимого и полезного, – не дает **камень** (сходный по виду с хлебом), когда он просит **хлеба**, или **змею** (которая напоминает по виду рыбу), когда просит **рыбы**. Так и Бог не всегда подает то, что человек просит у Него, хотя бы просил с верою и постоянством. Бог дает только то, что более нужно и полезно для нас. Посему, молясь, должно предаваться воле Божией, как Христос Спаситель учит в словах своей молитвы: //да будет воля Твоя//, – и Своим примером в саду Гефсиманском [[new:mf:26:39 |(26, 39.]] [[new:mf:26:42|42)]]. **Аще убо вы лукави суще** (если вы будучи злы), т. е. по греховной природе своей всегда склонны ко злу. Это Христос сказал не в упрек человеческому естеству. Он называет здесь человеческую любовь злобою для отличия от Своей благости, т. е., что благость Божия настолько высока, что доброта человеческая ничтожна пред нею. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень** Разница в переводе может зависеть здесь от того, в каком смысле, во-первых, мы примем поставленную в самом начале стиха частицу ή, и далее примем ли τις за относительное или вопросительное местоимение. Если переводить выражениями “иначе”, “в противном случае” (alioquin), то не получится удовлетворительного смысла; если через “ибо” (nam), то не понятно, почему ст. 9 служит доказательством предшествующего и в чем именно. Это не может быть принято тем более, что в предшествующем стихе есть уже свое “ибо”, которое служит доказательством для ст. 7-го. Точно также едва ли возможно переводить: “есть ли между вами такой человек” (an quisquam vestrum), как в нашем русском и слав., причем, считали ή за вопросительную частицу, а τίς за местоимение неопределенное. В 10 стихе это ή повторяется, но русские переводчики выразили его через “и”; ή следует здесь, по Толюку, принимать за разделительную частицу, соответствующую таковой же в стихе 10. Такое употребление часто (ст. 4; также [[new:mf:12:29|12:29;]] [[new:mf:16:26|16:26;]] [[new:mf:20:15|20:15;]] [[new:rim:03:01|Рим. 3:1;]] [[new:rim:11:02|11:2)]]. В Вульгате частица передана правильно через дважды повторенное в 9 и 10 ст. aut: или кто есть из вас человек, у которого, если сын попросит у него хлеба, неужели подаст ему камень? Таким образом, в Вульгате две частицы (или и неужели — aut и numquid), одна служит для разделения речи, а другая — вопросительная. Первая (ή) почти равносильна здесь нашим выражениям: с одной стороны, иначе сказать, во-первых, во-вторых. Слова Спасителя в этом стихе отличаются полной естественностью. По-видимому, с намерением не прямо представлена бедность сына, который нуждается только в хлебе. Сын просит куска хлеба для утоления голода, и только в виде исключения разве может найтись столь жестокий отец, который вместо хлеба подаст ему камень. Необычайная реальность и живописность сравнения усиливается еще тем обстоятельством, что камень походит на хлеб, и таким образом подача камня вместо хлеба была бы не только жестокостью, но еще и обманом. При этом замечательно, что для иллюстрации выбраны самые простейшие, совершенно несложные обстоятельства, которые, несмотря на свою простоту и несложность, все-таки почти невозможны даже и в среде людей, по природе своей злых. Под хлебом здесь вообще нельзя разуметь только “учения или милости” или “духовного”. Конечно, такое значение слово иметь может, но только в переносном смысле. У Луки в этой речи прибавлено: или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона [[new:lk:11:12|(11:12)]]? **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== Ст. 9-10 **Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?** Если не веришь Моим словам, то, по крайней мере, поверь следующему примеру: **Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему** вместо хлеба **камень**, сходный по виду с хлебом? //и когда попросит рыбы, подал бы ему// вместо рыбы //змею//, которая напоминает по виду рыбу? Но отчего же милосердный Отец Небесный не всегда исполняет прошения наши? Оттого, что часто мы сами просим у Бога камня вместо хлеба, просим того, что для нас неполезно. «Не проси, – говорит святитель Златоуст, – ничего мирского, но всего духовного, и непременно получишь. Поэтому молящемуся должно соблюдать два правила: первое – просить усиленно, второе – просить должного. Ибо и вы, говорит Спаситель, будучи отцами, дожидаетесь просьбы своих детей; и когда малые дети просят ножа или горячих угольев, не даете им, потому что знаете, как вредно дать им это, а когда будут просить полезного, то охотно даете». Мы не всеведущи: //«ибо мы не знаем»//, – говорит апостол Павел [[new:rim:08:26|(Рим. 8:26)]], –// «о чем молиться, как должно»//, а Бог лучше нас знает, что для нас полезно и спасительно, и потому, не исполняя прошений наших, тем самым творит для нас же полезное. Апостол Павел троекратно Господа молил, чтобы удалил от него //«ангела сатаны»//, или искушение, и, однако же, Господь не только не исполнил этого прошения, но и решительно отказал ему в том. «Не унывайте и вы, – увещевает блаженный Августин, – когда просите и не получаете; не думайте, что око Божие отвратилось от вас. Врач не всегда дает больному то, чего он просит, а предписывает ему то, чего не просит. Он не позволяет приятной для больного пищи, дабы потом все позволить, когда тот выздоровеет». Так Бог исполняет главное желание сердец рабов Своих: желание святости, а временные желания не всегда исполняет, потому что они иногда бывают для них же вредны. Иногда Бог не скоро исполняет твое прошение. И тогда не унывай, «не отступай до тех пор, – говорит Златоуст, – пока не получишь, не отходи, пока не найдешь, пока не будет отверста тебе дверь. Ты непременно получишь, если только того просишь, что и Богу прилично дать, и тебе, просящему, полезно получить». Помни, что леность и уныние в молитве – от врага: преподобный Агафон говорит, что «нет еще такого труда, как молиться Богу. Всегда, как только человек захочет молиться, враг старается отвлечь его от молитвы; он знает, что ничто так не противодействует ему, как молитва к Богу. Оттого молитва до последней минуты жизни требует борьбы». //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]