[<10>] ====== Толкования на Мф. 7:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки** В этих кратких словах Спаситель заключил все и показал, что добродетель и кратка, и удобна, и всем известна. И не просто сказал: **во всем, как хотите**; но: **Итак во всем, как хотите**; слово **итак** не без намерения употребил, но с особенною мыслию. Если хотите, говорит Он, быть услышаны, то кроме того, сказанного Мною, и это делайте. Что же именно? **Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди**. Видишь ли, как Он и отсюда вывел то, что вместе с молитвою необходима нам и добрая жизнь? Он не сказал: чего хочешь себе от Бога, то делай ближнему твоему, – чтобы ты не возразил: как это возможно? Он Бог, а я человек. Но произнес: если чего хочешь себе от равного тебе, то и сам то же оказывай ближнему. Что может быть этого легче? Что справедливее? Потом, предлагая величайшую похвалу, еще прежде самых наград получаемую за соблюдение этой заповеди, говорит: **Ибо в этом закон и пророки**. Отсюда видно, что добродетель нам естественна, и мы все сами по себе знаем, что должно делать, так что никогда нельзя извиняться неведением. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 23-я.**// ---- Видишь ли, что Он не предписал ничего странного, но то же, чего и прежде требовала природа? Как ты хочешь, говорит Он, чтобы поступали с тобою ближние, так и сам поступай. Хочешь, чтобы хвалили тебя? Хвали сам. Хочешь, чтобы у тебя не похищали? Не похи­щай сам. Хочешь быть в чести? Почитай других сам. Хочешь получить милость? Оказывай милосердие сам. Хочешь быть любимым? Люби сам. Хочешь не слышать о себе худого? Не говори ничего такого сам. И заметь, какая точность в выражениях. Он не сказал: «во всем, как не хотите, чтобы с вами поступали», но: **«во всем, как хотите»**. Так как к добро­детели ведут два пути, из которых один состоит в удале­нии от пороков, а другой в совершении добродетелей, то Он предлагает последний, ясно указывая чрез него и на первый. Первый путь Бог открыл, когда сказал: что ненавидишь, не делай другому [[old:tov:04:15|(Тов.4:15)]], а последний Он ясно указал, сказав: **«во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»**. **//Беседы на псалмы. На псалом 5.//** ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки** То есть чего хотим себе от ближних наших, то и им должны делать, а чего не хотим себе от них, того не должны и им делать. Хотим, чтобы они нас любили, и мы должны их любить. Не хотим, чтобы они нас обижали, не должны и сами их обижать. В этом все шесть заповедей Божиих о любви к ближнему сказаны. **//Слово в день тезоименитства ее Императорского Величества, Императрицы Екатерины Второй.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Вся убо, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им: се бо есть закон и пророцы** Достойны одобрения те, которые руководятся врожденным законом и делают то, что должно. Ибо естество человеческое само в себе имеет точное и неподкупное судилище добродетелей, на которое ссылался и Христос как на источник увещания и совета, говоря: **вся, елика хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им.** Потом, показывая, что это есть правило и благочестия, и человеколюбия, сказал: **се бо есть закон и пророцы**. Но поскольку естество наше пало и омрачило в себе черты добродетели, то дан был закон писаный. А так как и он был нарушаем, то исправление поручалось лику Пророков. Когда же они стали отрекаться, говоря: //врачевахом Вавилона, и не исцеле// [[old:ier:51:09|(Иер. 51:9)]], - приходит на землю Тот, Кто и в естество вложил семена добродетели, и научал законом, и проповедывал через Пророков. Посему, с пришествием Небесного Царя необходимо стало, чтобы узаконены были догматы, приличные небу, и в священных Евангелиях, как бы в царских постановлениях, предписан был образ жизни, соответственный и угодный более Ангелам, нежели людям. //**Письма. Книга II.**// ---- …Естество человеческое само в себе имеет точное и неподкупное судилище добродетелей… но поскольку естество на­ше пало и омрачило в себе черты добро­детели, то дан был закон писаный. А так как и он был нарушаем, то ис­правление: было поручаемо лику проро­ков. Когда же они стали отрекаться, го­воря: //«Врачевали мы Вавилон, но не исцелился»// [[old:ier:51:09|(Иер. 51:9)]], приходит на зем­лю Тот, Кто и в естество вложил семе­на добродетели, и научал законом, и проповедовал через пророков. Поэтому, с пришествием Небесного Царя стало необходимо, чтобы узаконены были дог­маты, приличные Небу; и в священных Евангелиях предписан был образ жизни соответственный и угодный более анге­лам, нежели людям (2, 438). …Если в себе самом имеешь правило добродетели, то не ищи его у других, но пользуйся домашним сокровищем (2, 439). **// Толкование Нагорной проповеди. //** ===== Свт. Иустин (Полянский) ===== **Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки** Об отношении к ближним, как к самим ceбе. Это мировая заповедь о взаимных отношениях между людьми. Соображаясь с этою заповедию, мы, как люди, по себе знаем, что должно делать другим. Так, если хотим, чтобы нам благотворили, то и сами должны благотворить; если хотим, чтобы все нас любили, то и сами должны всех любить, и вообще, чего не любим сами, того не должны делать и другим. Сею заповедию Христос Спаситель показал, что Божественное учение о добродетели вообще и кратко, и удобно к исполнению, потому что оно близко к нам по природе и всем известно, так что никто не может извиниться неведением его. **//Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки** Ты, например, путешествуя по свету, желал бы, чтобы все иностранцы и иноверцы принимали тебя с радушием и угощали с щедростию и ласками и не делали тебе различия от них самих, не отделяли себя от тебя, как от русского и православного. Так и ты поступай с другими, кто бы они ни были – католики, лютеране, англикане, магометане, евреи или язычники: всех принимай с радостию, никого не чуждайся. //Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым// [[new:act:10:15|(Деян. 10, 15)]]. За такой образ жизни и поведения ты стяжешь великую благодать Того, Кто сказал: //молю... да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино// [[new:in:17:20|(Ин. 17, 20–21)]]. Не будь только с ними едино по мыслям, которые разделяют их от нашей веры и Церкви. Ибо общение в таковом смысле есть единомыслие лукавства. **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Блж. Августин ===== **Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки** [Мне] кажется, что эта заповедь касается любви к ближнему, а не к Богу, хотя в другом месте [Христос] говорит, что //на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки// [[new:mf:22:37|(Мф. 22:37-40)]]. Ведь если бы Он сказал: **Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали, так и вы поступайте**, то одной этой фразой охватил бы и ту, и другую заповедь с обеих сторон. Легко было бы сказать, что каждый хочет быть любимым и Богом, и людьми. Итак, в то время как одна [заповедь] повелевала ему, чтобы он поступал так, как хотел, чтобы поступали с ним, другая повелевала, чтобы он возлюбил и Бога, и людей. Когда же о людях говорится отчетливее: **Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними**, то это, как кажется, не что иное, как: //Возлюби ближнего твоего, как самого себя// [[new:mf:22:39|(Мф. 22:39)]]. Однако не следует беспечно оставлять без внимания то, что Он добавил: **Ибо в этом закон и пророки**. Он не только говорит, что в этих двух заповедях утверждается закон и пророки, но и добавляет: //весь закон и пророки// [[new:mf:22:40|(Мф. 22:40)]], в том смысле, что это - полное пророчество. А поскольку здесь Он не добавил этого, то оставил место для другой заповеди, которая касается любви к Богу. Однако здесь, поскольку Господь излагает заповеди чистого сердца, и относительно людей следует остерегаться, как бы не имел кто двуличного сердца, у которого сердце может быть скрыто, именно это следовало предписать. Ведь, пожалуй, нет никого, кто хотел бы, чтобы кто-нибудь поступал с ним двулично. //**О нагорной проповеди Господа.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки** См. Толкование на [[new:mf:07:11#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 7:11]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки** Показывает краткий путь к добродетели, ибо мы - люди и поэтому уже знаем должное. Если хочешь, чтобы тебе благодетельствовали, благотвори; если хочешь, чтобы тебя любили враги, люби и ты сам врагов. Ибо и закон Божий и пророки говорят то же, что повелевает нам и закон естественный. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Вся убо, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им: се бо есть закон и пророцы** **Вся убо, елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им** Все, что прежде узаконил относительно любви, теперь в немногих словах собрал существенное и вкратце возвестил легкое и самое справедливое дело, говоря: **Вся елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им**. Итак, делайте им то, чего желаете и от них, чтобы они делали вам, а это совершенно одно и то же, что любить ближнего, как самого себя. Поэтому и прибавил: **се бо есть закон и пророцы** Так утверждает древний **Закон** и **пророки**. Закон говорит: //возлюбиши ближняго своего яко сам себе// ([[old:lev:19:18|Лев. 19,18]]), а пророки часто увещевали иудеев к братолюбию. Но и Христос впоследствии законнику, вопрошавшему, какая заповедь в Законе большая, ответив, что это есть заповедь о любви к Богу и о любви к ближнему, присоединил: //в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят// ([[new:mf:22:36|Мф. 22, 36-40]]), т.е. преимущественно держатся этих двух заповедей, наиболее трактуют об этих двух, а главною своею целью имеют научить людей, с одной стороны, любить Бога, живя благочестиво, а с другой стороны, любить друг друга, не обижая ближнего. Можно и иначе сказать, что весь Закон и пророки имеют в этих двух заповедях свой корень, основание и содержание. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки** **Во всем, как хотите** и прочее. Это правило назы­вают «золотым правилом» Спасителя в силу его пре­восходства. Все, чего мы ожидаем от других для нас, сделаем ли мы для них, поставив себя в их обстоя­тельства, а их в наши? И делаем ли то же для дру­гих, если можем в наших обстоятельствах, что хоте­ли бы получить от других? Если делаем, то мы беспристрастны, справедливы; если поставим себя на место другого и спросим себя: дали ли бы этому другому, чего сами желаем получить от него, и если совесть говорит, что дали бы, — то, значит, мы дей­ствовали бы по любви к ближнему, не по самолю­бию. При исполнении христианами этого правила уничтожилось бы между нами множество пороков и злоупотреблений, так как в этом случае не было бы ничего незаконного, несправедливого, насильствен­ного. «Здесь показывает (Спаситель) нам кратчай­ший путь к добродетели: поскольку мы, как люди, по себе знаем, что должны делать другим» (Феофи­лакт). **В этом закон и пророки**. В этом сущность всего Ветхого Завета, это составляет главное нравственное содержание Ветхого Завета. В Ветхом Завете это не выражено прямо в таких или подобных словах, но это — сущность того, чего требовали от человека За­кон и пророки в нравственном отношении. Любовь и справедливость — вот сущность этого правила; лю­бовь и справедливость — сущность и всего Ветхого Завета. «В этом случае и Закон Божий, и пророки говорят то же, что повелевает нам и закон естествен­ный» (Феофилакт). //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки** Это превосходное правило. Оно поясняет заповедь Христову о любви к ближнему, как к самому себе [[new:mf:22:40|(22, 40)]]. **Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними**, т. е. все, чего мы желаем для себя от других, должны делать сами для них, представив себя в их положении, а их в нашем. Напр., желаем, чтобы помогли нам в нужде, поможем и мы другим в таком же случае; не желаем, чтобы обижали нас, не должны и сами обижать других. О, если бы исполнялось это правило! Тогда не было бы среди нас ничего незаконного, несправедливого и насильственного, не было бы ни обид, ни судов, ни хищений, ни убийств, ни распрей, ни войны, ни бедности. **Се бо есть закон и пророцы** (ибо в этом закон и пророки), т. е. в этом сущность всего ветхого завета (объяснение слов: **закон и пророки**, – чит. в объясн. [[new:mf:05:17#prot_ioann_buxarev|17 ст. 5 гл.)]]. Любовь и справедливость – вот сущность указанного правила, как равно сущность и всего ветхозаветного и новозаветного учения и закона. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки** [[new:lk:06:31|(Лк. 6:31)]]. В греческом речь несколько своеобразная и свойственная только этому языку: и так все, сколько пожелаете, чтобы делали (не поступали) вам люди, так и вы делайте им; ибо таков (таковы) закон и пророки. При толковании этого стиха многое зависит от того, признаем или нет подлинным поставленное в начале стиха “итак” (ούν). Чтение сильно колеблется: во многих кодексах этой частицы нет. Вульгата “ergo”. Если “итак” должно быть удержано, то между 12 и предыдущим стихами будет близкая связь. 12 стих будет просто выводом из предыдущего стиха. Если “итак” опустить, то мысль 12 стиха получит самостоятельное и независимое от предыдущей речи значение; другими словами, здесь связь или будет вовсе неясна, или же ее и совсем не будет. Некоторые новейшие экзегеты принимают последнее. По мнению Цана, можно найти достаточные свидетельства в пользу того, что в первоначальном тексте этого “и так” не было и что оно подозрительно и в других местах, несмотря на древнее и более или менее сильное свидетельство в его пользу [[new:mf:06:22|(Мф. 6:22;]] [[new:mf:07:19|7:19, 24;]] [[new:mf:13:28|13:28;]] [[new:mf:28:19|28:19;]] [[new:lk:11:36|Лк. 11:36;]] [[new:in:04:09|Ин. 4:9, 30)]]. Попробуем прежде всего взвесить, какая мысль получается при опущении “итак”. Почти единогласное объяснение таково, что этот стих поставлен у Матфея не на своем месте. Тут нам представляются целые теории. У [[new:lk:06:30|Лк. 6:30]] выражение параллельно [[new:mf:05:42|Мф. 5:42]]. Поэтому 12 стих Матфея во всяком случае более уместен в [[new:mf:05:38|5:38-48]], где идет речь о том, как мы должны обращаться с другими. Но выражение могло бы быть поставлено и у Мф., после [[new:mf:07:01|7:1, 2.]] Ст. 3-5 и 7-11 суть “интерполяции” из разных частей Логий. (Логии, одна из ранних форм устной и письменной досиноптической традиции Евангелий. Впервые термин Логии употребил во 2 в. Папий. Жанр литературный Логий восходит к ветхозаветным временам; прообразом их служили притчи, т.е. краткие афоризмы, классический образец которых содержится в Книге Притчей Соломоновых. В междузаветный период и евангельскую эпоху поучения наставников принято было заучивать наизусть. Часть таких поучений была записана в первые века н.э. и составила сборник “Речения Отцов” (евр. Пирке-Авот). Следует отметить, что еврейский эквивалент термина Л. диврей может означать и слова, и деяния. По свидетельству Папия, евангелист Матфей первоначально записал Логии Христовы на еврейском (или, может быть, на арамейском) языке, и они вошли в греческую версию Евангелия от Матфея. Образцом Логий может служить Евангелие от Фомы. Оно состоит из 118 речений, каждое из которых начинается словами: “Иисус сказал”. По мнению большинства исследователей, Логии были одним из важнейших источников для евангелистов.) Отсюда легко видеть, какая путаница получается, если выпустить ούν. Другие экзегеты не столь строги. Они не заподозревают стих в подлинности; но говорят, что он не имеет никакой связи с предыдущими, ούν следует здесь совсем зачеркнуть и допустить, что в [[new:mf:07:12|7:12]] содержится самостоятельный член в цепи одинаково не имеющих синтаксической связи увещаний [[new:mf:07:01|(7:1-5, 6]], [[new:mf:07:07|7-11]], [[new:mf:07:13|13-14]], [[new:mf:07:15|15-20)]]. Связующей нитью в этих выражениях служит только κρίνειν. К этой нити нужно прицепить и стих 15. Теперь посмотрим, какая мысль получается, если ούν признается подлинным. Иоанн Златоуст принимал ούν, хотя и считал его загадочным. Связь, которую он предполагает между 12 и предшествующим стихами, по мнению Толюка, неестественна, хотя иначе, говорит Толюк, чем Иоанн Златоуст, ее и нельзя понимать. Как же понимал эту связь Иоанн Златоуст? “В этих кратких словах (12 стиха) Спаситель заключил все и показал, что добродетель и кратка, и удобна, и всем известна. И не просто сказал: “во всем, как хотите”; но: “итак (ούν) во всем, как хотите”; слово: итак не без намерения употребил, но с особенной мыслью. Если хотите, говорит Он, быть услышаны, то, кроме того, сказанного Мною, и это делайте”. Теперь какое же мнение из указанных считать верным? Следует ли считать ούν подлинным? Из двух предположений, по нашему мнению, вероятнее второе: ούν следует принимать за подлинное. Слова же 12-го стиха относятся не к ближайшему 11-му, а ко всей предшествующей речи, где говорится об отношении людей друг к другу. Подобные же вставки встречаются и во всех других ораторских речах и служат или для отдохновения самого оратора, или для того, чтобы дать возможность слушателям собраться с мыслями. Во многих случаях часто встречаются здесь повторения или обобщения, или просто бросается беглый взгляд на сказанное прежде. Содержание стиха или выражаемая в нем мысль были известны еще в древности. Гиббон, по-видимому, с целью унизить правило, предложенное Христом, указывал, что оно встречается у Сократа за четыреста лет до Р.X. в таком виде: “чем прогневляют тебя другие, того не делай им”. Диоген Лаэрций говорит, что Аристотель, когда его спросили, как нам следует вести себя по отношению к друзьям, ответил: так, как нам желательно, чтобы они вели себя по отношению к нам. Конфуций, когда его спросили, существует ли слово, в котором выражалось бы все, как мы должны вести себя, ответил: не есть ли такое слово взаимность? Чего ты не делаешь себе, того не делай другим. Подобные же выражения приписываются Будде, Сенеке, Филону и раввинам. В Ветхом Завете такого же выражения не встречается. Но древние, жившие до Христа, никогда не выражали с такой силою идеала, как Он. У Аристотеля о друзьях; в словах Иисуса Христа — о всех людях. У других лиц, высказавших такую же мысль (между прочим у еврейского раввина Гиллеля), правило выражено в отрицательной форме; у Христа — положительно. Далее, справедливо замечают, что Христос, высказав заповедь, и положив ею основание естественного права, не выставляет того, что Он хотел выступить с каким-либо новым открытием и указывает, что “в этом закон и пророки” (ср. [[new:mf:22:40|Мф. 22:40)]]. Однако пророки доходили до этого правила только “едва”, как [[old:mih:06:08|Мих. 6:8.]] В этой заповеди выражается скоре дух и сущность ветхозаветного закона и чаяние пророков, чем самые их слова. Выражение не значит: “что делают вам люди, то же самое делайте и вы им”, потому что мы часто не можем делать другим всего того, что делают они нам. Следует понимать его в более общем смысле: за любовь мы должны отплачивать любовью же. Общая мысль та, что мы должны делать людям, чего желаем себе. Далее, не всегда мы можем и должны делать другим то, чего желали бы себе самим, потому что, как правильно замечает Альфорд, иногда то, что было бы удобно для нас, было бы неудобно для других. “Мы должны думать о том, что нравится нам, и затем прилагать это правило к нашему обращению с другими, т.е. делать им то, чего, как мы имеем основание предполагать, они желали бы. Это очень важное различие, и такое, на которое часто не обращают никакого внимания при толковании этого золотого правила” (Альфорд). **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки** Не спасет и молитва того, кто сам нерадиво живет: молись, чтобы Бог помог тебе спастись; но и сам трудись, делай добро, как можешь Вот почему Господь, после того, как сказал: просите, ищите, стучите, – сейчас же дает и общее правило: как надобно жить христианину, правило, которое толкователи слова Божия справедливо называют золотым: **Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди**, а вы конечно хотите, чтобы все люди любили вас, все делали вам добро, **так поступайте и вы** сами **с ними**: и вы всем и каждому делайте только добро. Хотите, чтобы вам благотворили, вас благословляли, за вас молились, прощали вам ваши проступки – все, даже и враги? Делайте и вы то же. Вообще, чего себе желаешь от людей, то делай и людям. Это и значит любить ближнего, как самого себя. И если бы люди исполняли это правило Христово, то не было бы ни обид, ни судов, ни хищений, ни убийств, ни распрей, ни войн, ни убожества. Вот правда Христова, всякому понятная, для всех благотворная!.. «В этих кратких словах, – говорит святитель Златоуст, – Спаситель показал, что добродетель и кратка, и удобна, и всем известна. Он не сказал: чего хочешь себе от Бога, то делай ближнему твоему, дабы ты не возразил: как это возможно? Он Бог, а я человек; но произнес: чего хочешь себе от равного тебе, то и сам оказывай ближнему. Что может быть легче этого? что справедливее?» **ибо в этом закон и пророки**, – это не новое, в сущности, правило; этому учили и ветхозаветный Закон писаный, и Пророки, и самый закон природы человеческой. Добродетель врождена человеку; мы и по совести знаем, что нам делать, так что нельзя оправдываться неведением. Даже языческие мудрецы, не ведавшие Бога истинного, говорили: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». Закон этот перстом Божиим начертан на сердцах всех людей. «Душа человеческая, по природе своей, – христианка», – говорит Тертуллиан. Опытом познавшие всю благодатную силу этого закона святые отцы говорили: «От ближнего зависит и жизнь и смерть». Несмотря, однако же, на то, что добродетель так сродна и близка сердцу человеческому, она все же не обходится без скорбей и искушений, которые кажутся невыносимыми для греховной природы нашей, почему Господь и говорит: //входите тесными вратами//. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]