[<10>] ====== Толкования на Мф. 7:13 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими** //Вопрос//. Почему сказано: **«широки врата и пространен путь, ведущие в погибель»**? //Ответ//. Господь, по многому человеколюбию, для выражения учений истины употребляет слова и именования предметов, нам знакомых. Посему, как уклонение от прямого пути, проложенного по земле, возможно на большое пространство; так, говорит Он, уклоняющийся от пути, который ведет в царство небесное, находится на великом пространстве заблуждения. А слова: **пространный** и **широкий**, как рассуждаю, тождезначительны, потому что широкое и у знакомых с внешнею ученостью называется пространным. Поэтому поле, то есть, место заблуждения пространно, а конец его-пагуба. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 13-14 **Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** Но после Он говорил: //Иго Мое благо, и бремя Мое легко// [[new:mf:11:30|(Мф. 11:30)]]. И незадолго пред тем внушал то же самое. Как же здесь путь, ведущий в жизнь, называет узким и тесным? Если обратишь все свое внимание, то увидишь, что Спаситель и здесь называет путь этот весьма легким, удобным и незатруднительным. Скажешь: как же тесный и узкий путь может быть вместе и удобным? Тем этот путь и удобен, что Он есть путь и врата, – так как и другой путь, хотя широкий и пространный, все же есть путь и врата: на них ничто не останавливается, но все проходит, как горести, так и радости в жизни. И не потому только удобна добродетель: по концу своему она делается еще удобнейшею. Потому, что она своих подвижников может утешить не только тем, что все труды и подвиги оканчиваются, но еще более тем, что конец их добрый, так как оканчиваются жизнью. Потому и кратковременность трудов, и вечность венцов, и то, что труды предшествуют венцам, а венцы последуют за ними, – все это составляет величайшее утешение в трудах. Потому и Павел назвал скорбь легкою, не по свойству самой скорби, но по произволению подвижников и по надежде будущего: //Ибо кратковременное легкое страдание наше производит, – сказал он, – в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое// [[new:2kor:04:17|(2 Кор.4:17]]–[[new:2kor:04:18|18)]]. Если волны и пучины для мореходцев, поражения и раны для воинов, непогоды и морозы для земледельцев, сильные удары для бойцов, – если все это бывает легко и выполнимо по надежде наград временных и тленных, – то тем более могут быть нечувствительны настоящие скорби, когда предстоит небо, неизреченные блага и бессмертные награды. Если же и при всем этом некоторые почитают ведущий в жизнь путь трудным, то мнение это происходит только от собственной их лености. Смотри, как Спаситель и иным способом делает этот путь удобным, когда запрещает вмешиваться между псами, предавать себя свиньям и повелевает остерегаться лжепророков, – всячески внушает быть осторожными. Самое даже наименование тесным путем весьма много способствует к тому, чтобы сделать его удобным, – потому что заставляет нас бодрствовать. Как Павел не с тем говорит: //Наша брань не против крови и плоти// [[new:ef:06:12|(Еф. 6:12)]], чтобы привести в уныние, но чтобы возбудить сердца воинов, – так точно и Господь путь жизни назвал трудным для того, чтобы, так сказать, пробудить от сна путников. Мало того: Он побуждает к бодрствованию еще и дальнейшим указанием на то, что на пути этом есть много препинающих, и – что еще опаснее – последние нападают не явно, но скрытно. Таков именно род лжепророков. Но не на то смотри, говорит Христос, что этот путь труден и тесен, а на то, где он оканчивается; и не на то опять смотри, что противоположный путь широк и пространен, а на то, куда он ведет. Все же это Он говорит для того, чтобы возбудить в нас бодрость. С тою же целью Он и в другом месте сказал, что //употребляющие усилие восхищают его// [[new:mf:11:12|(Мф. 11:12)]]. Подвижник бывает ревностнее, когда ясно видит, что подвигоположник чтит трудные его подвиги. Итак, не будем скорбеть, если на пути жизни случатся с нами многие несчастья. Пусть путь прискорбен и врата тесны; но не таков тот град, к которому ведут они. Потому-то ни здесь не должно ожидать покоя, ни там не должно предполагать ничего печального. Когда же Спаситель говорит, что **«немногие находят их»**, то и здесь опять открывает леность многих, и внушает Своим слушателям обращать внимание не на благоденствие многих, но на труды немногих. Гораздо больше, говорит Он, таких людей, которые не только не идут прискорбным путем, но даже и не избирают его, – что показывает крайнее безумие. Но не должно смотреть на многих, и от того смущаться; а должно ревновать немногим и, всячески укрепляя самих себя, таким образом идти тем путем. Кроме того, что путь этот тесен, многие еще препятствуют идти по нему. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 23-я.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Ст. 13-14 **Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** **Узкие врата** – тщательное, основательное изучение Закона Божия и в Писании и жизнью; **тесный путь** – деятельность, всецело направленная по евангельским заповедям. **//Аскетическая проповедь.//** ===== Свт. Иустин (Полянский) ===== Ст. 13-14 **Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** По сей заповеди, тесныя врата и узкий путь, которым прошел в земной Своей жизни Сам Господь, составляют единственный вход в царство славы и вечного блаженства. А как много между нами таких, которые беззаботно и небоязненно идут широкими путями, и не думают о себе, что идут в погибель, или не зная, или забывая сию заповедь! И как мало таких избранников, которые твердо помнят о тесном пути, указанном Спасителем – и делом, и словом, и усиливаются идти по нему в царство небесное! //**Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими** Некогда путь блаженства был пространен, как широта страны Едемской, и от начала своего до конца пролегал чрез рай сладости. Но семена запрещенного плода, вкушенного человеками, упали на землю, и путь блаженства зарос тернием и волчцами. Тщетно люди, следуя или темному воспоминанию, или обманчивым вожделениям, старались вновь устроять себе пространные пути: самая широта их, теперь уже неестественная, соделалась признаком того, что они ложны и не могут приводить к цели, – «**широкий путь вводяй в пагубу**». //**Слово пред погребением тела генерал-лейтенанта графа Павла Александровича Строганова (Говорено в Благовещенской церкви Свято-Троицкой Александроневской лавры, в Высочайшем присутствии Его Императорского Величества Благочестивейшего Государя Императора Александра Павловича и Их Императорских Высочеств Государей Великих князей Цесаревича Константина Павловича и Михаила Павловича, 5 июля; напечатано отдельно и в собр. 1820 и 1821 гг.)**// ===== Прп. Антоний Великий ===== **Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими** Господь наш Иисус Христос в Своем Святом Евангелии говорит нам: **внидите узкими враты**; и апостол Павел научает нас, что //многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие// [[new:act:14:22|(Деян. 14, 22)]]. Возлюбленные братия, что можно разуметь под **узкими вратами**, в которые дóлжно входить нам, сие открывает премудрый Соломон. //Не даждь устнам твоим, говорит он, еже во грех ввести плоть твою... яко во множестве соний и суетствия, тако и словеса многа// ([[old:ekl:05:05|Еккл. 5, 5]]-6). //Уста безумнаго сокрушение ему, устне же его сеть души его// [[old:pr:18:07|(Притч. 18, 7)]]. Итак, будем обуздывать язык наш, чтобы не произносить никаких худых слов. Худое слово вреднее всякого яда. Рану, причиненную ядом, можно исцелить, но худого слóва, когда оно произнесено, возвратить нельзя. //**Двадцать слов к монахам.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 13-14 **Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** Итак, далее Господь говорит: **Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их**. Он говорит это не потому, что иго Господа мучительно и бремя Его тяжко, но потому, что лишь немногие желают завершить труды и мало кто верит Ему, взывающему: //Придите ко Мне все труждающиеся, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко// [[new:mf:11:28|(Мф. 11:28-30)]]. Потому эта проповедь началась словами о смиренных и кротких сердцем, что //благое иго// и //легкое бремя// многие с презрением отвергают и лишь немногие принимают; но [только] с ним может быть **узким путь, ведущий в жизнь, и тесными врата**, которыми входят в нее. //**О нагорной проповеди Господа.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 13-14 **Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** Широкий путь - это удовольствия мира, которых ищут люди; а тесный - это тот, который открывается трудами и постом и на который вступил апостол [[new:2kor:06:06|(2 Кор. 6:6-11)]] и убеждает вступить Тимофея [[new:1tim:05:start|(1 Тим. 5)]]. Вместе с тем обрати внимание на то, как отчетливо сказал Он о том и другом пути. Широким путем многие ходят, а узкий немногие только находят. Широкого пути мы не ищем, да и не нужно искать его: он свободно открыт нам, и есть путь заблуждающихся; а узкий путь и находят не все, и те, которые найдут его, вступают на него не непосредственно. Если же многие, найдя путь истины, уловляются удовольствиями века сего, то снова возвращаются с середины пути. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими** Под **узкими вратами** разумеет испытания, как добровольные, например, пост и другие, так и недобровольные, например, узы, гонения. Как человек тучный или обремененный большою ношей не может войти узким местом, так и изнеженный или богатый: таковые идут широким путем. Показывая, что и теснота временна и широта переходима, Он называет их **вратами** и **путем**. Ибо кто терпит обиды, тот проходит некоторые ворота или злострадание, равно и изнеженный проходит сластолюбие, как некоторый путь. Но так как то и другое временно, то должно выбирать лучшее. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Внидите узкими враты: яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им** **Внидите узкими враты** **Узкими вратами** называет упражнение в добродетелях: воротами, потому что оно вводит в вечную жизнь, а узкими воротами, потому что оно приготовляет входящим труды и болезни, пока они не пройдут, и потому что они не принимают людей, тучных от грехов, по причине величайшей своей тонкости до тех пор, пока они не отбросят тучности грехов своих. **яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им** Опять **путем** и **воротами** назвал сластолюбие, как ведущее к наказанию, которое здесь назвал пагубою. Назвал **пространным** и **широким**, потому что оно не доставляет никакого труда идущим по нему, так как оно не ограничено, своевольно и никем не охраняемо. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими** **Входите тесными вратами** и прочее. Речь иносказа­тельная. Образ взят, можно думать, от способа устро­йства древних городов, окруженных стенами с разны­ми воротами. Одни из таковых ворот вели на главные многолюдные улицы города, были широки и в них постоянно была толпа проходящих; другие вели в улицы более уединенные, были узки и в них не мно­го было проходящих. Господь представляет это обра­зом двух врат и путей (улиц), из которых одни ведут в погибель — это широкие врата и путь, а другие, уз­кие — в жизнь. **Погибель**. Вечная смерть как состояние наказания осужденных на Суде Христовом [[new:fil:01:28|(Флп. 1:28]]; [[new:evr:10:39|Евр. 10:39]]; [[new:2pet:03:07|2 Пет. 3:7)]]. **Жизнь**. Вечная блаженная в Царстве Мессии — Христа. **Широки врата и пространен путь**. Суть образы гре­ховной жизни, которая ведет к духовной вечной смерти, и идущих по этому пути и этими вратами много, так как грех сильно влечет людей, не радящих о своем спасении. **Тесны врата и узок путь**. Суть образы добродетель­ной жизни, ведущей в жизнь праведную и вечную — и мало людей идут этим путем, так как это путь ли­шений и скорбей, искушений вольных и невольных. «Широкий и пространный, как рассуждаю, слова тождезначительные… и узкий и тесный означают не что- либо разное, но слово тесный выражает высшую степень узкости, когда путь до того сужен, что иду­щему по нему надобно тесниться, то есть с обеих сторон жаться, потому что опасно всякое уклонение и в правую и в левую сторону, как на мосту, с кото­рого в какую сторону ни поверни, готова принять тебя текущая под ним вода… Посему кто предполо­жил войти в живот узким и тесным путем, тот дол­жен остерегаться всякого отступления и совращения от заповедей Господних, по писанному: не уклоняйся ни направо, ни налево: [[old:vtor:17:11|Втор. 17:11]]» (Василий Вели­кий. 5, 330). //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 13-14 **Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их** Здесь речь иносказательная. Образ взят от устройства древних городов, окруженных стенами с разными воротами в них. Одни из таких ворот, которые вели на главные и многолюдные улицы города, были широкие, и в них постоянно была толпа проходящих; другие, которые вели в улицы более уединенные, были узкие, и в них было немного проходящих. Под образом этих ворот Господь представляет пути в будущую жизнь. **Широкие ворота и пространный путь** – это образ греховной жизни, жизни по своей греховной воле, без ограничения и стеснения ее, которая влечет **в пагубу**, т. е. к погибели в аду [[new:2pet:03:07|(2 Петр. 3, 7.]] [[new:evr:10:39|Евр. 10, 39)]]. И идущих по этому пути и этими вратами много; так как грех обыкновенно сильно увлекает нерадящих о своем спасении. **Тесныя же врата и узкий путь** – это образ добродетельной жизни, ведущей **в живот** – в жизнь блаженную в раю [[new:mf:25:46|(Мф. 25, 46)]], и мало людей идет этим путем; так как это путь многих лишений и скорбей, путь разных искушений и постоянного покаяния. «Узкими вратами, – пишет блаж. Феофилакт, – Господь называет искушения, как произвольные, напр., пост, бдение, вольную нищету и другие, так и непроизвольные, каковы: узы, гонения, лишение имения, славы, детей, болезнь, раны и прочее». «Кто гордится пред другими, кто пресыщается земными благами, кто не делится с ближними своим добром, у кого тело любит негу и покой, кто не может и одного слова обидного перенести; те, значит, идут не узкими вратами, а широкими, идут не тесным путем, а пространным», – учит один святитель. Как согласить слова Господа о трудности пути в царство небесное с Его словами: //иго мое благо и бремя мое легко//, чит. в объяснении этих последних слов, [[new:mf:11:30|гл. 11, ст. 30]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими** Буквально: входите через тесные врата, потому что гладок и широк путь, ведущий в погибель, и много таких, которые входят через него. Прежде всего заметим, что речь с 13 до 27 ст. считается эпилогом нагорной проповеди. Когда сравнивают ее с десятословием, то говорят, что это последнее имеет “пролог:” — //“Я, Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской//” [[old:ish:20:02|(Исх. 20:2)]]. В нагорной проповеди наоборот. Вместо пролога в ней — эпилог. Он состоит из отдельных заключительных увещаний и предостережений. В 13, 14 содержится увещание к серьезному исканию правильного пути, в 15-23 предостережение против таких худых руководителей на пути, которые имеют личину праведности, но отрицают ее сущность; в 24-27 заключительное увещание — укреплять веру делами. Вообще же здесь выставляются особенно сильно опасности лицемерия и дается предостережение против лицемерных учителей в нашей внутренней жизни. В начале речи содержится приглашение входить тесными вратами. Сначала врата, а потом путь. Если бы было наоборот, то такое представление дела, по мысли Мейера и других ученых, было бы аскетическим: т.е. прежде, чем вступить во врата, требуется долгий путь для того, чтобы достигнуть надлежащей цели, за которой наступает вечная жизнь. Совсем другая мысль Христа: сначала врата узкие, через которые можно входить в жизнь, а потом уже путь. Чтобы войти в эти врата, нужно, очевидно, принять предложенное Христом учение о том, как вести себя по отношению к нашим ближним и по отношению к Богу. Многое, что было предложено Христом, казалось трудным для исполнения; но потом может оказаться, что предложенные Им заповеди отличаются легкостью. Ударение делается на выбор узких врат, а не на требовании входить в них. Через узкие врата нужно входить, потому что широкие врата и вместительный и широкий путь только тот, через который многие входят для погибели. Разумеется, под узкими вратами не следует разуметь одной, только что изложенной, заповеди — не делать другим того, чего мы не желаем себе, как некоторые толковали это место. Относительно второго ή πύλη нужно сказать, что оно опущено в некоторых кодексах и многими отцами. Подлинность его вообще сомнительна. Тишендорф помещает его в скобках. Слово это было, вероятно, вставлено переписчиками, “чтобы пополнить параллелизм”. Существование этого слова не подлежало бы сомнению, если бы в греческом вместо ή άπάγουσα стояло множественное, а вместо “через него” — “через них”, как неправильно в русском переводе (“ведущие,” “ими”). **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими** Несмотря, однако же, на то, что добродетель так сродна и близка сердцу человеческому, она все же не обходится без скорбей и искушений, которые кажутся невыносимыми для греховной природы нашей, почему Господь и говорит: **Входите тесными вратами**. «Узкими вратами, – толкует блаженный Феофилакт, – Господь называет искушения, как произвольные, например, пост, бдение, вольную нищету и другие, так и непроизвольные, каковы – узы, гонения, лишения имения, славы, детей, болезни, раны и прочее, что Иов, и не хотя, потерпел. Как человек тучный или с большой ношей не может пройти узким местом, так и сластолюбивый или богатый идут широким путем». От этого широкого пути и предостерегает нас Господь, говоря: **потому что широки врата и пространен путь** жизни греховной, это пути, **ведущие в погибель**, в рабство гибельным страстям и в вечную погибель, **и многие идут ими!** Многие живут беззаботно, ни в чем себя не стесняют, грешат на каждом шагу и, обманывая свою дремлющую совесть, говорят: «Не мы одни – все так живут!..» Жалкое оправдание! И люди, жившие до потопа, могли бы также себя оправдывать, и они все грешили, кроме семейства праведного Ноя, – все грешили, но все же и погибли в водах потопа! И содомляне тоже все грешили, кроме Лота, и все истреблены огнем небесным! Вот, то и страшно, что чем больше среди нас нераскаянных грешников, тем ближе к нам казнь Божия; и если Господь щадит нас, то, конечно, потому, что есть еще среди нас немногие, Ему единому ведомые праведники, ради которых милосердие Божие милует и грешников. Но мало их, этих избранников благодати Божией; грехолюбие наше толкает нас на широкий путь греха и погибели. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]