[<10>] ====== Толкования на Мф. 7:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные** Вот, кроме псов и свиней, другой род наветов и коварства, гораздо опаснее первого: те, по крайней мере, известны и явны, а эти – скрытны. Потому и Спаситель тех повелел только удаляться, а этих еще внимательно рассматривать, так как невозможно узнать их с первого взгляда. Потому и сказал: **берегитесь**, внушая тем большую тщательность в их распознавании. Потом, чтобы слышавшие, что должно идти тесным, прискорбным и для многих неприятным путем, притом, хранить себя от псов и свиней и от других (врагов) злейшего рода, т. е., от волков, – чтобы, говорю, слышавшие это не пришли в уныние от множества скорбей, так как надлежало идти путем для многих неприятным, и притом еще иметь в виду вышесказанные препятствия, – для этого Спаситель привел на память происшествия, бывшие при их отцах, упомянув именно о лжепророках. Все подобное и тогда случалось. Итак, говорит, не смущайтесь. Ничего не случится нового, или особенного. Дьявол всегда к истине присоединяет обман. Здесь под именем лжепророков, как мне кажется, Христос разумел не еретиков, но тех, которые, ведя развратную жизнь, прикрывают себя личиною добродетели, – каковых людей обыкновенно называют обманщиками. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 23-я.**// ===== Свт. Афанасий Великий ===== Ст. 15-16 Господь сказал: **внемлите от лживых пророк, иже приходят к вам в одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От плод их познаете их** Поэтому, брат, если видишь, что имеет кто благоприличную наружность, не на то обращай внимание, облечен ли он в **овчую вóлну**, носит ли он имя пресвитера, или епископа, или диакона, или подвижника; но постарайся узнать дела его: целомудрен ли он, страннолюбив ли, милосерд ли, исполнен ли любви, пребывает ли в молитвах, терпелив ли? Если чрево ему — бог, и гортань его — ад, если страждет он сребролюбием, корчемствует благочестием; то оставь его. Это — не пастырь сведущий, но **волк хищный**. Если о деревах умеешь заключать по плодам, какой они породы, какого вкуса и качества; то тем паче должен по делам заключать о христопродавцах, что, славясь своим благоговением, имеют они диавольскую душу. Если не собираешь **от терния грозды, или от репия смоквы**: то как же предполагаешь, что от законопреступных услышишь что-либо доброе, или от предателей что-либо полезное? Поэтому, уклоняйся от них, как от //волков аравийских// [[old:sof:03:03|(Соф. 3, 3)]], как от тернов преслушания, как от репия неправды и от негодных дерев. //Аще узриши разумна//, по совету Премудрости, //утреннюй к нему, и степени дверей его да трет нога твоя// [[old:prsir:06:36|(Сир. 6, 36)]], чтобы научиться у него сеннописаниям Закона и дарам благодати. Не слово велемудрое, не наружность прикрашенная вводят в царствие небесное, но совершенная и непытливая вера с похвальною и ясною предусмотрительностью. //**Из Бесед на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Ст. 15-16 **Внемлите же от лживых пророк** (т. е. от лжеучителей и лжеучения), **иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы: от плод их узнаете их** «//Плод духовный//, — сказал Апостол, — //есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание//» [[new:gal:05:22|(Гал. 5. 22)]]. Учение истинное, богоугодное, имеет непременно своим последствием плод духовный, изображенный Апостолом; если же учение не свидетельствуется этим плодом, то оно — ложное, хотя бы произносящий носил имя пророка, то есть какое бы то ни было важное и громкое наименование, соединенное с понятием о превосходных знании и учености. Эта заповедь Божия требует особенной рассмотрительности, и в начале ее Господь поместил знаменательное слово: «**внемлите**». Точно: она, для исполнения, требует тщательнейшего внимания и рассуждения! Лжеучение весьма часто излагается блистательно и увлекательно. Не всякий может дать лжеучению должную цену по разбору мыслей, в нем заключающихся; но по плодам своим оно тотчас познается, разоблачается, оценивается. Святой Великий Варсонофий некоторому иноку сказал: «Знай, брат мой, что всякий помысел, которому не предшествует тишина смирения, не от Бога происходит, но явно от левой стороны. Господь наш приходит с тихостию; все же вражеское бывает с смущением и мятежом. Хотя бесы и показываются облеченными в одежду овчую, но, будучи внутренне волками хищными, обнаруживаются посредством производимого ими смущения, как сказано: «**от плод их познаете их**». Да вразумит Господь всех нас, чтоб не увлечься их правдою». //**Архипастырские воззвания по вопросу освобождения крестьян от крепостной зависимости.**// ===== Прп. Варсонофий Великий ===== **Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные** Всякое доброе дело, которое совершается не из одной только любви к Богу, но к которому бывает примешана и своя воля, не чисто и не приятно Богу. Сие можно познать и из Божественного закона; он говорит: //мешанаго семени да не сееши на селе твоем ниже да сотвориши себе ризы от волны и льна// (см. [[old:vtor:22:09|Втор. 22, 9]], [[old:vtor:22:11|11]]; [[old:lev:19:19|Лев. 19, 19]]). И если хочешь убедиться, что сказано так о делателях, то Екклезиаст указывает на это, говоря: //во всяко время да будут ризы твоя белы// [[old:ekl:09:08|(Еккл. 9, 8)]], показывая тем, что дело сие должно быть всегда чисто. Если же примешивается к делу что-либо по особенной воле делающего, то оно уже осквернено и неугодно Богу. И Господь касательно дел говорил Своим ученикам: **внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы: от плод их познаете их**. Итак, постараемся делать дело Божие не ради чего-либо другого, но только ради единого Бога. Если же не так, то Бог не имеет в нас нужды, чтобы дело совершалось через нас, ибо не оскудеет у Бога человек, чрез которого дело Его будет исполняться непорочно. Итак, делая благое, будем бодрствовать над собою, чтобы как-нибудь, ради воли нашей, не сделать труд наш бесполезным. //**Руководство к духовной жизни. Вопрос 398.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные** Не будем допускать помыслов, умаляющих грехи наши и вещающих о свершившемся отпущении их. Ибо о них Господь, оберегающий нас, сказал: **Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные**. Ведь пока ум наш докучается грехом, мы еще не сподобились прощения его и не сотворили достойных плодов покаяния. Плод же покаяния есть бесстрастие души, а бесстрастие - изглаждение греха. Не имеем еще совершенного бесстрастия, поскольку иногда страсти докучают нам, а иногда - нет. Значит, и не сподобились еще мы совершенного отпущения грехов. От прародительского греха освободились мы через святое крещение; а от греха, на который дерзнули мы после крещения, освободимся через покаяние. //**Слово о подвижнической жизни.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== Ст. 15-16 **Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы** Блюди себя от помыслов, которые представляются святыми и разжигают неразумную по ним ревность, о которых иносказательно говорит Господь: **«Внемлите... от лживых пророк, иже приходят к вам в одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы. От плод их познаете их»**. **Плод** же есть томление и крушение духа. Ведай, что все, что удаляет тебя от смирения и от внутреннего мира и спокойствия, под каким бы то красным видом ни представлялось, все это – лживые пророки, которые, прикрываясь овчею одеждой, т. е. лицемерною ревностью облагодетельствовать ближнего безразборно, суть воистину волки хищные, похищающие у тебя смирение, мир и спокойствие, столь необходимые для всякого, кто желает прочно успевать в духовной жизни. И чем более какое дело по видимости представляется окрашенным святостью, тем строжайшему должно оно быть подвергнуто тобой исследованию, без задора, однако ж и тревожности. Если случится иной раз впасть при этом в ошибку, не поддавайся малодушию, но смирись пред Богом и, осознав немощь свою, возьми из сего урок на будущее время. Ибо, может быть, Бог попустил это, чтоб смирить в тебе какую-либо черту гордыни, сокрытой в тебе и тебе самому неведомой. **//Невидимая брань.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 15-17 **Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые** Это место может быть понимаемо и относительно всех тех, которые одно обещают по внешнему виду и на словах, а на деле обнаруживают другое. Но особенно это должно понимать в отношении еретиков, которые по воздержанию, целомудрию и постничеству кажутся одетыми как бы в некую одежду благочестия, а внутри имеют душу, как бы зараженную ядом, и обманывают сердца более простых братьев. Итак, по плодам души [своей], которыми они развращают невинность, они приравниваются к хищным волкам. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 15-16 **Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их** Обычно еретики бывают хитры и лукавы; поэтому говорит: "**берегитесь**". Они говорят приятные речи и показывают вид как будто честной жизни, но внутри их - уда. **Овечья одежда** - это кротость, которой пользуются иные лицемеры с тою целью, чтобы льстить и обманывать. **От своего плода** они узнаются, то есть по делам и жизни. Хотя бы они на время и скрывались, но внимательными изобличаются. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Внемлите же от лживых пророк, иже приходят к вам во одеждах овчих, внутрь же суть волцы хищницы** Сказав о пути, присоединяет и о злоумышляющих на этом пути, чтобы мы были внимательнее и осторожнее. В предыдущих стихах Он дал наставления относительно псов и свиней, а здесь приводит другой, более опасный род, именно волков, покрытых овечьей кожею, потому что те видимы, а эти скрыты и невидимы. Некоторые говорят, что это необыкновенные и безбожные люди, которые обходят и обольщают многих. **Лжепророками** названы они, так как толкуют и предсказывают будущее, – приходящими **в овечьих одеждах**, так как они в образе разумных овец приходят на пастбища Христовы, – а **хищными волками**, так как они молча и тайно обольщают более простые души и увлекают в погибель. Но Златоуст говорит, что это христиане, отличающиеся порочною и зловредною жизнью и проповедующие незлобие и благочестие, беседы которых портят добрые нравы. Показывая различие между ними и вышеупомянутыми псами и свиньями, Христос повелел тем не вверять таинственного учения, а этих остерегаться, как ядовитых животных, чтобы не сделаться участниками их погибели. А чтобы слушатели не смущались тем, что нелегко узнать такого рода людей, научает, каким образом узнать их, говоря: **От плод их познаете их**. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные** **Лжепророков**. Пророком в узком смысле слова на­зывается тот, кто прорекает будущее не по естествен­ному предвидению, основанному на знании законов природы или на соображении обстоятельств, но по особенному откровению Божию, а потому предрека­ет о таких предметах и обстоятельствах или событи­ях, какие естественному предвидению недоступны. Следовательно, пророком может быть только чрез­вычайный посланник Божий, которому Бог открыва­ет будущее. Так как чрезвычайное посланничество обыкновенно не ограничивалось одним откровением будущего, так как чрезвычайный посланник Божий обыкновенно предназначался быть вообще учителем народа, руководителем его в известных обстоятель­ствах, то пророком в широком смысле назывался по­сланный Богом учитель народный. Лжепророк пото­му есть тот, кого не посылал Бог ни предрекать бу­дущее, ни вообще быть учителем народным, кто сам самозванно выдает себя, за посланного Богом проро­ка, каковых лжепророков особенно много было око­ло времен плена вавилонского ([[old:ier:23:09|Иер. 23:9]] и далее; [[old:iez:13:start|Иез. гл. 13]] и далее). Этим словом обозначаются здесь, по всей вероятности, вообще лжеучителя, ко­торых тогда было довольно между иудеями, а в част­ности — лжеучителя христианские, имеющие появиться в самых недрах Церкви Христовой, от кото­рых Господь и предостерегает своих последователей (ср.: Феофилакт), и наконец «те, которые, ведя раз­вратную жизнь, прикрывают себя личиною доброде­тели, коих многие обыкновенно называют льстеца­ми» (Златоуст). **В овечьей одежде**. Овца — символ простоты и кро­тости. Иносказательное выражение быть в овечьей одежде значит иметь внешний вид, личину простоты и кротости, чтобы под этой личиной легче и удобнее увлекать за собою людей неопытных. **Волки хищные**. В применении к лжеучителям и льстецам это выражение означает людей, которые без милосердия и сострадания завлекают в свое лжеуче­ние людей и тем губят их души, умервщляя их духов­но своим лжеучением. Образ взят от того, как если бы волк, чтобы не разогнать своим видом стадо овец, облекся в шкуру овцы и, не замеченный простоваты­ми и доверчивыми овцами, похитил и растерзал не­которых из них, а остальное стадо разогнал. //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные** **Пророками** назывались у Евреев особенные люди – посланники Божии, которым Бог открывал будущее, учители народные. Название «пророк» происходит от слова прорекать, т. е. предсказывать будущее. Воздвигаемые Богом, пророки и предсказывали будущее по Его откровению, и учили народ вере и добродетели, руководили их в известных случаях, обличали в пороках. **Лжепророк** – это человек, которого Бог не посылал ни предсказывать будущее, ни вообще быть учителем народа; но который сам выдает себя за посланника Божия. Таких лжепророков особенно много было около времен Вавилонского плена [[old:ier:23:09|(Иер. 23, 9]] и дал. [[old:iez:13:01|Иез. 13, 1]] и дал.). Иисус Христос под именем лжепророков разумеет вообще лжеучителей христианских, имевших появиться в самой христианской церкви [[new:mf:24:24|(Мф. 24, 24)]], и тех людей, которые, ведя недостойную, напр., развратную, жизнь, прикрывают себя личиною добродетели, – так называемых льстецов. **Иже** (которые) **приходят к вам во одеждах овчих**. Овца есть символ простоты и кротости. Быть во овчей одежде значит принимать на себя личину простоты и кротости, наружного благочестия – чтобы удобнее увлекать за собою людей неопытных. **Волцы хищницы** в отношении к лжеучителям – это те из них, которые завлекают в свое лжеучение других и тем погубляют их души, подобно тому, как если бы волк, чтобы не разогнать стада овец своим видом, облекся в шкуру овцы и, незамеченный простоватыми овцами, похитил и растерзал бы некоторых из них. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные** Для слова **берегитесь** греческий глагол тот же, что в [[new:mf:06:01|6:1]]. Кого следует здесь разуметь под лжепророками? Одни разумеют просто руководителей, которые встречаются на широком пути, указанном Христом раньше. Как скоро Спаситель заговорил о пути, то у Него тотчас же явилась мысль и о людях, которые стоят на пути и показывают его. На ложном пути стоят ложные, обманывающие народ руководители, или лучше, путеводители, — их нужно беречься. Это и есть лжепророки. Другие разумеют фарисеев, которые были учителями и развращали народ. Наконец, третьи “еретиков”, или ложных мессий, ложных христианских учителей, которых так много было в первоначальной апостольской церкви, о которых говорит и Сам Христос, и апостолы. Не трудно заметить, что Христос говорит здесь о ложных пророках в совершенно общем смысле, не указывая ближе на отдельных лиц или на отдельные классы людей. Самое слово “лжепророков” можно понимать не в том смысле, что здесь разумеются люди, наделенные даром пророчества, хотя бы и ложным, но вообще говорящие ложь, обманывающие. Эти лжепророки приходят к верующим в овечьей шкуре. Последняя, в отличие от ιμάτιον, означает цельную или всю одежду. Немецкие ученые не могут понять, каким образом волки могут наряжаться в овечьи шкуры. “Волки”, говорит Цан, “не носят никаких одежд, чтобы их можно было не узнать, даже и тогда, когда овца бывает их жертвой. С другой стороны, овечья шкура, которую носят люди из низших сословий и пастухи, не служит признаком их овечьего образа мыслей”. Разумеется, настоящий волк, животное, никогда не надевает и не может надеть овечьей шкуры. Но разве не говорят про животных, что они делают действия, подобные человеческим? Это известно во всех литературах. На основании своих соображений Цан приходит к заключению, что овечью шкуру нужно здесь толковать в смысле грубой пророческой власяницы, которую носили ложные пророки [[old:zah:13:04|(Зах. 13:4)]]. Конечно, можно. Но суть дела не в этом. Выражения волки и овечьи шкуры суть очевидно образные, и здесь употреблены образы весьма знакомые в еврейской литературе. Народ израильский представлялся под образом овчего двора [[old:ps:077:52|(Пс. 77:52;]] [[old:ps:079:02|79:2;]] [[old:ps:090:03|90:3)]]. Между другими хищными животными [[old:ier:05:06|(Иер. 5:6)]] — волк [[old:sof:03:03|(Соф. 3:3;]] [[old:iez:22:27|Иез. 22:27;]] [[new:mf:10:16|Мф. 10:16;]] [[new:in:10:12|Ин. 10:12;]] [[new:act:20:29|Деян. 20:29)]] и к ним принадлежат и ложные пророки [[old:iez:22:28|(Иез. 22:28;]] [[old:mih:03:09|Мих. 3: 9-11)]]. Так по словам самого же Цана. Таким образом, ложные пророки были известны в древности, из священного писания Ветхого Завета. По словам Иоанна Златоуста Спаситель здесь разумеет под лжепророками не еретиков, но тех, которые, ведя развратную жизнь, прикрывают себя личиною добродетели, которых обыкновенно называют обманщиками. Выражение встречается в сочинениях Ерма. Он говорит: "суди по делам и жизни о человеке, который говорит о себе, что он получил вдохновение от Бога (Mand. 11:16)". //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные** Тесен и прискорбен путь в Царство Небесное и потому, что среди нас самих бывают люди, которые под видом истины и добра стараются распространить ложь и всякое зло. Спаситель предостерегает и от этих лицемеров: **Берегитесь**, – говорит Он, – **лжепророков**, берегитесь их! «Заметь кротость Спасителя, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – Он не сказал: накажите их, но только – остерегайтесь, дабы не получить себе вреда от них». Явные еретики, которых Он назвал псами, и отчаянные грешники, которых наименовал свиньями, не так опасны, потому что они всем известны. А лживых пророков еще нужно распознавать, потому что они стараются выдать себя за истинных православных христиан, **которые приходят к вам в овечьей одежде**, прикрываясь лицемерной кротостью и простотой, даже наружным благочестием: милостыней, молитвой, хотя все это делают в духе фарисейском, **а внутри** (на самом деле) они **суть волки хищные**. Кто же эти лживые пророки? Истинный пророк есть избранник Божий, которого Бог посылает возвещать людям волю Свою и открывать будущее. А так как древние пророки не только предсказывали будущее, но и учили народ благочестию, то пророками называли иногда и посланных Богом проповедников веры и учителей благочестия. Поэтому ложный пророк есть самозванец, выдающий себя за посланника Божия, за проповедника истины; это лжеучитель и обманщик. Немало их и теперь. Но как отличить этих лживых учителей от истинных? Господь указывает верное к тому средство. Все они заражены такой гордыней, которая даже все их мнимые добродетели обращает в ничто в очах Божиих. Дерево может иметь цветы прекрасные и благоуханные, листья густые и зеленеющие; но все дело в плодах: хороши плоды – хорошо и дерево, худы плоды – худо и дерево. Так и человек узнается не по словам, а по его делам, по его жизни и поведению: //по плодам их узнаете их!// //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]