[<10>] ====== Толкования на Мф. 7:16 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы** У еретиков часто можно найти жизнь добрую; но у тех, о которых я сказал, – никогда. Скажешь: что, если они и тут притворяются? Но они удобно могут быть пойманы. Тот путь, по которому Христос заповедал идти, по самому свойству труден и тягостен. Лицемер же никогда не захочет трудиться; его дело только притворяться. Потому он легко может быть и изобличен. Когда Господь говорит: //немногие находят их//, то опять отделяет этих немногих от тех, которые не обретают его, а только притворяются, внушая тем смотреть не на лицемеров, но на истинно шествующих по этому пути. Но для чего, скажешь, Спаситель не открыл таковых лицемеров, а нас самих заставил испытывать их? Для того, чтобы мы бодрствовали и всегда были на страже, охраняя себя не только от явных, но и скрытых врагов, на которых и Павел указывая, говорил, что //красноречием обольщают сердца простодуш­ных// [[new:rim:16:18|(Рим.16:18)]]. Итак, не будем смущаться, когда и ныне много таковых увидим. Христос заранее ведь и это предрек. Заметь кротость Спасителя. Он не сказал: накажите их; но только: //остерегайтесь//, чтобы не получить себе вреда от них и чтобы по неосторожности не впасть в их сети. Потом, в предотвращение твоего возражения, что невозможно узнать таких людей, приводит еще доказательство, заимствуя его от примера человеческого: **Собирают ли с терновника виноград**, – говорит Он, – **или с репейника смоквы**? //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 23-я.**// ===== Свт. Афанасий Великий ===== **от плод их познаете их. Еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы** См. Толкование на [[new:mf:07:15#svt_afanasij_velikij|Мф. 7:15]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== **По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы** См. Толкование на [[new:mf:07:15?&#svt_ignatij_brjanchaninov|Мф. 7:15]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы** Прекрасно блюсти ум не идущим на поводу у плоти и страстей. Ибо Господь говорит: **Не собирают с репейника смоквы** — то есть со страстей добродетель, **или с терновника виноград** — то есть с плоти радостное ведение. //**Главы о богословии.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы** См. Толкование на [[new:mf:07:15#prp_nikodim_svjatogorec|Мф. 7:15]] ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы** **По плодам их узнаете их.** От смутной жгучести страстей и всякого греха, чувствуемой в моем сердце, заключаю, что причиною ее всегда бывает диавол, потому что хотя в действиях своих он и разнообразен, но всегда одинаков в одном – в смутности, беспокойстве, мучительной жгучести своих действий и в понуждении к новым грехам. Он усиливается утвердить во мне свое владычество всеми возможными способами: внушением мыслей неверия, хулы и др., так что, если не успеешь отразить его натиска и не поразишь его оружием веры и слова Божия, он получит доступ к твоему сердцу и будет мучить его, потому что его страсть – помучить нас, смутить нас, расстроить нас. В этом случае прекраснейшее и действительнейшее средство против него – введение мыслию распятого Христа в сердце: с самого мгновения введения распятого Христа в сердце он оставляет его – и мучительная, жгучая боль сердца, соединенная со смущением, проходит. **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ---- **По плодам их, сказано, узнаете их**. Если, молясь с верою Господу, или Владычице, или Ангелам, или святым, ощущаете во время и после молитвы мир сердца – то знак, что Господь или святые вас слышали и подали вам желаемое благо. По плодам их узнаете их. Мир сердца подтверждает и ту истину, что Господь есть на всяком месте, а святые по благодати Его в Духе Святом слышат наши молитвы. **//Дневник. Том IV. 1860-1861.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы** См. Толкование на [[new:mf:07:15#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 7:15]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 16-17 **По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые** Лицемеры - это терновники и репейники: терновники потому, что они уязвляют тайно, а репейники потому, что они хитры и находчивы. Злое же дерево - это каждый, кого развращает праздная и распутная жизнь. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// См. также Толкование на [[new:mf:07:15#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 7:15]] ===== Евфимий Зигабен ===== **от плод их познаете их. Еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы** **От плод их познаете их** Хотя, говорит, они кажутся скрытыми, однако легко изобличаются. Тот путь, по которому Я повелел идти Своим ученикам, трудный и неудобный, и лицемеры не могут идти по нему. Подобно тому, как хорошее дерево, т.е. дерево хорошего сорта, узнается не по цветам, а по плодам, так точно и их мы должны распознавать не по речам, а по делам. О них и апостол Павел сказал, что они //ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных// ([[new:rim:16:18|Рим. 16,18]]). Затем поставляет и соображение на основании примера, чтобы удобнее было распознавать их. **Еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы** Еда, т.е. разве, неужели – вопросительно. Следовательно, Он говорит: **разве собирают люди с терновника виноград**? и т. д. Репейник есть также вид терновника. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Еп. Михаил (Лузин) ===== **По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы** Сравнить: [[new:mf:03:08|Мф. 3:8]]. Господь дает и средство узнавать таких лицемерных лжеучителей и льстецов и отли­чить их от истинных учителей: это — их дела, не са­мое учение, которое для простых и неопытных труд­но распознавать и опровергать, а их образ жизни, поведение (ср.: [[new:mf:24:24|Мф. 24:24]]; [[new:mf:12:33|Мф. 12:33]]); плод — символ дел че­ловеческих, как растущее дерево — символ человека или жизни человека. О качестве дерева судят обык­новенно не по стволу его, не по листьям, не по цве­там, а по плодам; цветы могут быть красивые и бла­гоухающие, листва густая и нежная, но это — только украшение; по плоду судит человек о качестве дере­ва или растения: хорош плод — значит, дерево хоро­шо; худ плод — значит, дерево худо; и на худом дере­ве или растении не могут расти плоды хорошего де­рева или растения, равно как и наоборот. На тернов­нике, например, не растет виноград или на репейни­ке — смоквы. Точно так же от лжеучителя нельзя ожидать истинно христианских высоких добродете­лей, хотя бы дела его и имели внешний вид доброде­тели. И как дерево, не приносящее добрых плодов, идет на топку печей, так и эти лжеучителя подлежат адскому огню. //**Толковое Евангелие.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 16-20 **По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их** В этих словах Иисус Христос дает средство узнать лжеучителей и отличить их от истинных учителей. Это – не посредством их учения, которое для простых и неопытных бывает трудно распознать, а посредством дел или образа жизни, как они ведут себя. Плоды изображают человеческие дела, подобно тому, как растущее дерево изображает самого человека или жизнь и поведение его (чит. [[new:lk:13:06|Лк. 13, 6-9)]]. О качествах дерева судят обыкновенно по плодам, а не по листьям и цветам: цветы на дереве могут быть и красивые и благоухающие, и листья густые и нежные; но это только украшение. Хорош плод, значит, хорошо и дерево, худ плод, худо и дерево; и на хорошем дереве не растут плоды дурные, равно как и наоборот: **Егда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы** (собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы)? Так точно и от лжеучителя нельзя ожидать истинно христианских высоких добродетелей, особенно смирения, хотя бы и дела его и имели внешний вид добродетели. **От плод их познаете их** – по плодам, т. е. по делам, по жизни их, узнаете их, – поймете, отличите истинных от ложных. **Всяко убо древо** и проч., т. е. как дерево, не приносящее добрых плодов, срубается и идет на топку печей; так и эти лжеучители подлежат осуждению на мучение в адском огне. Это тот же приговор, который уже был высказан фарисеям Иоанном, Предтечею Христовым [[new:mf:03:10|(Мф. 3, 10)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы** Большое недоумение, еще у древних толкователей, возбуждало здесь слово “плоды”, — что именно следует разуметь под ними? Иероним толковал это слово так: вы узнаете лжепророков по их учениям. Такого же мнения держались многие западные богословы, в том числе и новейшие. Изречение Христа было щитом — якорем инквизиции, которая преследовала сектантов за их учение. Но тут представлялось важное затруднение: некоторые сектанты, несмотря на свое еретичество, отличались большой чистотой жизни. Как это объяснить? Прибегали в таких случаях к жалкой уловке, что в сектантов в это время вселялся диавол и заставлял их вести хорошую жизнь. Но речь Христа здесь настолько проста и вразумительна, что нужно только посмотреть на дело прямо, чтобы понять ее значение. Люди разделяются на добрых и злых. Люди добрые приносят и плоды добрые. К этим плодам относится все, что есть доброго в людях, будет ли это учение, или добродетельная жизнь, или же вообще какая-либо полезная для людей деятельность. Добрых плодов духа так много, что их нельзя и перечесть, как и различные добрые плоды, которые растут на разных хороших деревьях. Что касается самых растений, которые взяты здесь для примера, то под άκανϋαι понимаются здесь вообще колючие растения, и преимущественно терновник, который растет во множестве в Палестине. Он по внешнему виду несколько походит на виноград и, может быть, поэтому сказано: собирают ли с терновника виноград? Под τρίβολος разумеется колючее растение, известное под названием чертополоха, или репейника. С этого растения, конечно, смоква никогда не собирается. Последнее, хотя и полезно в лекарственном отношении, однако всегда считается плевелом, вредным для хлебных растений. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?** Так и человек узнается не по словам, а по его делам, по его жизни и поведению: **по плодам их узнаете их!** Смотрите не на учение их, которое для простых и неопытных бывает трудно распознать и опровергнуть; смотрите, как они ведут себя. Тот путь, по которому Я велел идти Своим ученикам, путь трудный и неудобный; лицемеры не могут идти по нему, для этого у них нет самого нужного – смирения. **Собирают ли с терновника виноград** (кисти сладкого винограда), **или с репейника** питательные **смоквы**? //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]