[<10>] ====== Толкования на Мф. 8:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 11-12 **Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов** Христос не только на словах похвалил сотника, но за веру его возвратил ему больного здоровым, и сплетает ему светлый венец, и обещает великие дары, говоря: **многие придут с востока и запада и возлягут** на лоне Авраама и Исаака и Иакова; **сыны царства извержены будут во тьму внешнюю** вон. Как скоро сотник явил великую веру и смирение, Христос даровал ему небо и, сверх того, возвратил здоровье его отроку. И не этим только почтил его, но и засвидетельствованием, что он вводится в царствие, и какие люди из него изгоняются. Отсюда Христос для всех уже делает известным то, что спасение – от веры, а не от дел закона. Потому дар этот предложен будет не только иудеям, но и язычникам, и последним более, нежели первым. Не подумайте, говорит, что так случилось только с сотником; то же будет и со всей вселенной. Здесь пророчески говорит Он о язычниках, и им подает благую надежду. Между следовавшими за Ним были и жители Галилеи языческой. Говорил же Он это для того, чтобы не оставить и язычников в отчаянии, и смирить гордость иудеев. Но чтобы Своими словами не оскорбить слушателей, и не подать никакого им повода к сопротивлению, для этого Христос вводит речь о язычниках, не в самом начале, а когда случай к тому подал сотник; и не прямо выражает имя язычников. Не сказал: многие из язычников, но: **«многие от востока и запада»**, – что означает язычников. А таким образом не оскорбил слушателей, поскольку сказанное было прикрыто. И не этим только смягчает кажущуюся новость учения, но и тем, что вместо царствия упомянул о лоне Авраама. И это имя для них было неизвестно; между тем, напоминание об Аврааме сильнее угрызало их. Потому и Иоанн сначала ничего не сказал о геенне, но, что особенно их оскорбляло, говорил: //«и не думайте говорить в себе»//, что //«отец у нас Авраам»// [[new:mf:03:09|(Матф. 3:9)]]. Вместе с тем Христос имеет ввиду и другое, именно – чтобы не показаться противоречащим древним уставам. Действительно, кто удивляется патриархам, и недра их называет наследием добрых, тот совершенно уничтожает такое подозрение. Итак, никто не должен думать, что здесь одна только угроза. Иудеям возвещается сугубое наказание, язычникам сугубая радость: первым потому, что они не только отпали, но и отпали от своего; а последним потому, что они не только получили, но и получили то, чего не ожидали. К этому присоединяется третье то, что последние получили принадлежащее первым. Сынами же царствия Спаситель называет тех, кому было уготовано царствие. Это особенно сильно уязвляло иудеев, когда, показав, что по обетованию они пребывают в недрах Авраама, вслед затем тотчас же и исключает их. Далее, так как это изречение было приговором, то Христос утверждает его знамением, – как равно и знамение подтверждает предсказанием, впоследствии исполнившимся. Итак, кто не верит исцелению отрока, тогда бывшему, тот пусть верит в него на основании предсказания, ныне исполнившегося. В самом деле, предсказание прежде события для всех объяснилось знамением, тогда бывшим. Потому-то Спаситель прежде изрек пророчество, а потом исцелил расслабленного, чтобы будущее подтвердилось настоящим, и меньшее – большим. Что добродетельные наслаждаются благами, а злые претерпевают несчастья, это не заключает в себе никакой несообразности, но согласно и с разумом, и с силой законов. А укрепление расслабленного и воскрешение мертвого – превыше естественных сил. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 26-я.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== Ст. 11-12 **Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов** Какие же это **«сынове царствия»**, которые будут изгнаны во мрак? Это – те, которые хотя и исповедуют свою веру, но своими делами отрицаются Бога, мерзкие и непокорные и неключимые ни на какое доброе дело. Кто же суть те, кто возлежат с Авраамом и Исааком и Иаковом в царстве небесном? – Это – те, которые при правой вере, следуют Закону или Учению Благодати, и чрез дела являют свою веру. Если кто желает присоединиться к их числу и избежать кромешного мрака, и удостоиться невечернего (незаходимого) света царства Божия и непрестанно со-вечноствовать со Святыми на небесах, – пусть он //«совлечется ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях»// [[new:ef:04:22|(Еф. 4:22)]], которые суть: пьянство, блуд, прелюбодеяние, нечистота, лихоимство, сребролюбие, ненависть, гнев, злословие и всякая дурная страсть; да //«облечется же в нового... человека, который обновляется... по образу Создавшего его»// [[new:kol:03:10|(Кол. 3:10)]], в любовь, братолюбие, чистоту, воздержание и всякий вид добродетели, – благодаря чему обитает в нас Христос, примиряя нас с Самим Собою и друг с другом. **//Омилия 57, произнесенная в Неделю Праотец.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном** Господь, возбуждая к соревнованию неблагодарный народ иудейский, противящийся евангельской проповеди, говорит: **мнози от восток и запад приидут, и возлягут со Авраамом, и Исааком, и Иаковом, праотцами их, во царствии небеснем**. А сим и камни благодати созидает на основании закона, народ Божий сопоставляет с патриархами, показывает связь закона с Евангелием, а также и то, что благоискусные в том и другом удостоятся приглашения, а те, которые, надмеваясь мыслью о своем роде и будучи скудны добродетелью, величаются, что они - сыны царствия, сами себя ввергнут в нескончаемое мучение. //**Письма. Книга I.**// ===== Блж. Августин ===== Ст. 11-12 **Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов** Посмотрите: о чем вы слышали из Евангелия как о будущем, происходит уже тогда. **Поэтому говорю вам**: благодаря похвальной вере сотника, хотя и чуждому по плоти, но своему по сердцу. **Поэтому**, сказано, **многие придут с востока и запада**. Не все, но многие. Наконец, сами [слова] с востока и запада, эти две части [света] означают весь мир. **Многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю**. Сыны царства - это иудеи. Почему они названы сынами царства? Потому что получили закон, к ним были посланы пророки, у них был Храм и священство, они праздновали прообразы всех будущих [событий]. И хотя они славили прообразы этих событий, их наступление они не признали. Вот почему Христос говорит, что **сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов**. Мы видим отверженных иудеев и видим христиан с востока и запада, призванных на некое небесное пиршество возлечь с Авраамом, Исааком и Иаковом, где хлеб - праведность, а питье - премудрость. //**Проповеди.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном** Так как Бог Авраама, Творец неба, есть Отец Христа, то в Царстве Небесном есть и Авраам, с которым возлягут народы, которые уверуют во Христа, Сына Творца. И Он снова восполняет смысл, который мы выше указали, т. е. что преимущество язычников состоит в вере сотника, так как по поводу его веры указываются народы от востока и запада, которые уверуют. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 11-12 **Говорю же это вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов** Не сказал, что многие язычники возлягут, чтобы не огорчить иудеев, но прикровенно сказал: "**с востока и запада**". Относительно Авраама упомянул для того, чтобы показать, что Он не противник Ветхого Завета. Говоря о внешней тьме, показал, что есть и внутренняя тьма, более легкая, чем первая, ибо различаются степени и в муках. Иудеев называет сынами царствия, так как им даны были обетования: //"Израиль есть Сын Мой, первенец Мой"// (см. [[old:ish:04:21|Исх. 4:21]]). //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Глаголю же вам: яко мнози от восток и запад приидут, и возлягут со Авраамом и Исааком и Иаковом во Царствии Небеснем** Многие, т.е. из язычников. Востоком и западом обозначил все страны вселенной. Придут ко Мне, т.е. чрез веру; возлягут, т.е. успокоятся. Привел Авраама, чтобы еще более упрекнуть иудеев усыновлением Ему язычников. Лоном Авраама назвал успокоение и наслаждение праведных, взаимное общение и жизнь, что и составляет Царствие Небесное. Так как они верили, что Авраам пребывает в неизреченном блаженстве, то поставил вместо Царствия Небесного лоно Авраама, как вещь более известную; делает это вместе и для того, чтобы не показаться противником мужей, проводивших добродетельную жизнь в Ветхом Завете. Настолько высоко почитая Авраама, что даже лоном его называет вечное Царство, Он становится вне всякого подозрения. Некоторые говорят, что как известные места на море называются пазухою (заливом – лоном), так и место наслаждений, в котором пребывает Авраам, названо лоном Авраама. Собственно же Авраамовым лоном назвал, так как Авраам был особенно знаменит у евреев. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном** Кто такие **многие**, которые **придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом, в царстве Небесном**? И что значит это возлежание многих в царстве небесном с еврейскими патриархами? **Многие**, – это язычники, имевшие уверовать во Иисуса Христа. Обитание в царстве Божием Христос уподобляет возлежанию на пиру за трапезою; известно, древние восточные народы за трапезою обыкновенно не сидели, а возлежали. Еврейские патриархи: Авраам, Исаак и Иаков, – представляются первыми наследниками царства Божия за свою веру в обещанного Спасителя. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- Т. е. многие из язычников будут приняты в царство Христово, так как Евреи думали, что в царство Мессии войдут только одни они и те из язычников, которые примут их религию, а все прочие будут осуждены и порабощены им. **С востока и запада**, т. е. со всего света; потому что восток и запад, по библейскому словоупотреблению, означают целый свет [[old:is:45:06|(Ис. 45, 6.]] [[old:mal:01:11|Мал. 1, 11)]]. **Возлягут с Авраамом**…, т. е. уверовав во Христа, получат блаженство в царстве Его, вместе с патриархами и святыми еврейского народа. Авраам – это первый и главный патриарх Еврейского народа. Он среди всеобщего идолопоклонства сохранил веру в истинного Бога и передал ее своему потомству. Исаак – сын его, а Иаков – сын Исаака. За свою веру они удостоены блаженства в царстве небесном. Авраам, Исаак и Иаков изображают собою всех патриархов и всех святых Еврейского народа. **Возлягут в царствии небесном**. Свое небесное царство Иисус Христос представляет под образом пира, на котором за столом древние восточные народы не сидели, а возлежали, т. е. на полу на коврах полусидели и полулежали, облокотившись на разложенные подушки. Так и доселе делают восточные народы: Турки, Персиане и т. п. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном** Справедливо замечено, что Спаситель здесь не прямо упомянул об язычниках, что было бы оскорбительно для иудеев, а выразился описательно: “многие от востока и запада”, (букв. от востоков и западов). Настоящий частный случай дает повод бросить пророческий взгляд на будущее, когда в Церковь Христову будут тесниться язычники. Пророчество это исполнилось и исполняется буквально. К произнесению его дала повод вера только одного язычника, жившего среди Израиля. Дальше — изображение мессианского пира, конечно, только метафорическое. Метафора эта о мессианском пире, как показывают Эдершейм и другие, была обычна у иудеев. Черты, которыми изображается мессианский пир, заимствованы Христом из современных Ему обычаев при устройстве пиров. Не сказано “сядут”, но “возлягут”. Возлежание на пиру с Авраамом, Исааком и Иаковом — это было высшее счастье, какое мог представить себе иудей во дни Мессии, и оно отличалось не столько конкретным, сколько духовным характером. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном** И вот, время это уже близко: Христос Спаситель видит уже в сотнике начаток спасаемых от язычников, алчущих и жаждущих правды Божией, видит их, и в пророческом духе, как Бог всеведущий, возвещает обращение язычников в Царствие Божие: **говорю же вам, что многие придут с востока и запада,** со всего света, согласно древним пророчествам, придут ко Мне через веру, И **возлягут** на вечери Божией, в вечном блаженстве вместе **с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном**. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]