[<10>] ====== Толкования на Мф. 8:12 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов** См. Толкование [[new:mf:08:11#svt_ioann_zlatoust|Мф. 8:11]] ===== Свт. Григорий Палама ===== **а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов** См. Толкование [[new:mf:08:11#svt_grigorij_palama|Мф. 8:11]] ===== Блж. Августин ===== **а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов** См. Толкование [[new:mf:08:11#blzh_avgustin|Мф. 8:11]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов** **а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю** Сынами царства Он называет иудеев, среди которых царствовал Бог. **Выброшены будут в тьму внешнюю** (in tenebras exteriores). Тьма всегда бывает внутренняя, а не внешняя. Но так как изгоняемый от Господа вон (foras), как бы за ворота, за дверь, утрачивает свет, то поэтому тьма названа внешней. **там будет плач и скрежет зубов** Так как плач есть свойство, присущее глазам, а скрежет зубов указывает на кости, то [следует, что] истинно будет воскресение тел и тех же самых членов. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов** См. Толкование на [[new:mf:08:11#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 8:11]] ===== Евфимий Зигабен ===== **сынове же Царствия изгнаны будут во тму кромешнюю: ту будет плач и скрежет зубом** Под Царством здесь разумеет Бога, а под сынами Его – израильтян. //Сын Мой//, говорит, //первенец Израиль// ([[old:ish:04:22|Исх. 4,22]]). Или: Царством здесь названо вечное успокоение, а сынами его – иудеи, как ожидающие этого, потому что они были семенем Авраама. Думающие, говорит, быть сынами царства будут изгнаны за свое неверие. **Изгнани будут**, т.е. будут удалены. Тьма кромешная есть место весьма жестокого наказания. Христос сказал это, с одной стороны, смиряя надменность иудеев, которые хвалились своим происхождением от Авраама, с другой – утешая тех, которые происходили из язычников, и привлекая их к вере в Себя. По причине чудес многие и из язычников следовали за Ним. Он заботится о пользе тех и других, чтобы те не слишком дерзали, как стоящие, и эти не отчаивались, как лежащие. Обрати внимание на то, что сотник требовал слова, а прокаженный – только желания, – что есть дело большей веры. Но почему же сотнику больше удивились? Потому что прокаженный, как иудей, знал книги, свидетельствующие о Христе, и потому имел много такого, что легко могло привести его к вере; а сотник, как язычник, не знал ничего этого и ничем иным не мог быть приведен к вере, как только здравым умом. Посему он и был предпочтен верующим из израильтян. Так как было упомянуто о введении язычников и об отвержении иудеев, то подтверждает это чудом. Смотри, что дальше следует. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 12-13 **а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час** **Сыны царства** – это Иудеи, или Евреи; так названы они потому, что были избранным народом Божиим, и поэтому имели преимущественное пред язычниками право на участие в царстве Христовом, т. е. в церкви Христовой на земле и в раю на небе (ср. [[new:in:04:22|Ин. 4, 22,]] [[new:rim:09:04|Рим. 9, 4.]] [[new:rim:09:05|5)]]. **Изгнани будут во тьму кромешнюю** (внешнюю). **Тьмою кромешнею**, или **внешнею** здесь называется ад. Такое название ада взято от образа же пира или вечери, когда они происходили на востоке в холодные вечера. Гостей, провинившихся в чем-либо на вечери, обыкновенно выводили из комнаты, где происходила вечеря и где было тепло и светло, и заставляли оставаться в темноте и холоде, – во тьме внешней, т. е. находящейся вне (кроме) комнаты пира, – на дворе или на улице, что, конечно, для них было очень неприятно; и потому представляется, что они тут **плачут и срежещушь зубами**. Изгнание из комнаты пира и помещение в темноте и на холоде означает лишение райского блаженства и ввержение в ад; плач и скрежет зубовный лишившихся веселия этого пира – мучения грешников в аду. Относительно слов Господа: **многие придут с востока** и пр. св. Златоуст замечает: «Между следовавшими за Господом были и жители языческой Галилеи, поэтому Он и указал так для того, чтобы не оставить язычников в отчаянии и вместе смирить гордость Евреев». Эти слова Христовы поучают нас, православных христиан, что и мы, если будем только кичиться своим православием, а жить не по-православному, можем быть лишены царства небесного и ввержены во тьму кромешную. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ---- Кто такие **сыны царства**, которые **будут извержены во тьму кромешную**? И что это за тьма? **Сына царства** – это иудеи, которым дана была вера в грядущего Спасителя и обещано наследие царства небесного за веру сию. За неверие во Христа Спасителя, пришедшего на землю, они будут изгнаны из церкви верующих на земле и из церкви блаженствующих на небесах. **Тьма кромешная**, куда они будут ввержены за неверие, – это ад с мучением в нем. У иудеев чем-либо виновных гостей обыкновенно выводили из комнаты, где происходила вечеря (пир), и заставляли оставаться наружи (вне) в темноте и на холоде в то время, когда другие в тепле и свете веселились, что, конечно, для первых было крайне неприятно, так что представляется, что они плачут и скрежещут зубами от досады и холода. Эта-то тьма кромешная, или внешняя, т. е. находящаяся вне (кроме) комнаты пира, плач и скрежет зубов лишившихся веселия на пиру и представляется здесь образом мук грешников в аду. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ===== Лопухин А.П. ===== **а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов** Проповедь о царстве началась у евреев и в этом смысле они были //признанными// сынами царства (οι υίοί); но так как они не хотели в него вступить, то были отвергнуты. Выражение “тьму внешнюю” встречается только у Матфея (ср. [[new:mf:22:13|22:13;]] [[new:mf:25:30|25:30]]). Под “тьмою внешнею” можно ближе всего разуметь “тьму вне дома”, — это образное выражение указывает на темную улицу грязного восточного города и на положение человека вне царства. “Там будет плач и скрежет зубов” свойственно Матфею (ср. [[new:mf:13:42|13:42,]] [[new:mf:13:50|50;]] [[new:mf:22:13|22:13;]] [[new:mf:24:51|24: 51;]] [[new:mf:25:30|25:30]]), и только однажды встречается у Луки [[new:lk:13:28|(13:28)]]. Артикль пред словами “плач” и “скрежет”, по словам Бенгеля, многозначителен: в настоящей жизни скорбь не есть еще скорбь. Артикль стоит потому, вероятно, что имеются ввиду какие-либо реальные факты, доступные для общего наблюдения в тогдашней еврейской жизни. Понятно, что это выражение имеет здесь переносный смысл: на том свете не будет “плача” и “скрежета зубов”, но только мучения. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов** **А сыны царства**, те, которые считали себя законными наследниками этого царства, за свое неверие **извержены будут во тьму внешнюю** – на вечные мучения, подобно тому, как во время брачного пира из светлой, теплой горницы выгоняют недостойных гостей на улицу, в холодную зимнюю ночь. **Там будет плач и скрежет зубов**, там плачут от холода и, изгнанные с царской брачной вечери, с досады скрежещут зубами. Так Спаситель объявляет, что «спасение будет предложено не только Иудеям, но и язычникам, и последним даже более, нежели первым. Не подумайте, говорит, что это исполнилось только над сотником: то же исполнится и над всей вселенной». «Между следовавшими за Господом, – говорит святитель Златоуст, – были и жители Галилеи языческой, и Господь говорит так для того, чтобы не оставить и язычников в отчаянии, и вместе с тем смирить гордость Иудеев. Но чтобы Своими словами не оскорбить слушателей Иудеев, Он повел речь о язычниках не тогда, когда сотник подал к этому случай, и не прямо называет язычников, ибо не сказал: многие из язычников, но – «многие с востока и запада», что означает язычников. Таким образом сказанное было прикрыто. Мало того, Он смягчает мнимую новость учения еще и тем, что вместо Царствия упомянул о лоне Авраамовом. Сынами же царствия Спаситель называет тех, кому уготовано царствие». Такими считали себя Иудеи. Но то же самое может относиться и к нам, православным христианам. И мы – чада Церкви Православной, сыны Царствия Божия; наша вера – единая, истинная, вера спасающая; но если мы будем исповедовать ее только устами, а не оправдывать делами, если будем только превозноситься своим православием, а жить будем по-язычески, то и мы будем изгнаны из Царствия Небесного и ввержены во тьму кромешную. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]