[<10>] ====== Толкования на Мф. 8:14 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 14-15 **Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им** Марк, желая показать и время, говорит: //и тотчас// [[new:mk:01:30|(Мк. 1:30)]]; а Матфей описал только чудо, не означив времени. Другие говорят, что больная даже просила Его; но Матфей и об этом умолчал. Впрочем, в этом нет разногласия: одно происходит от краткости, а другое от полноты повествования. Но для чего Христос вошел в дом Петров? Мне кажется, для принятия пищи; на это указал и евангелист, когда сказал: **встала и служила им**. Христос останавливался у учеников, как например, и у Матфея, когда его призвал, чтобы через то почтить их и сделать усерднейшими. Но ты и здесь заметь Петрово почтение к Нему. Имея тещу, лежащую дома в сильной горячке, он не привел Его в дом свой, но ожидал, пока будет окончено учение и исцелятся все прочие; и тогда уже, когда Он вошел в дом, начал просить Его. Так он с самого начала научался предпочитать выгоды других своим. Итак, не Петр приводит Его в дом, но Он сам по собственной воле пришел, после того как сотник сказал: //я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой// [[new:mf:08:08|(Мф. 8:8)]], показывая, сколько Он благоволил к ученику. Но представь, каковы были дома этих рыбаков; при всем том Христос не гнушался входить в их бедные хижины, научая тебя во всем попирать человеческую гордость. Иногда Он словами только исцеляет, иногда и руку простирает, а иногда делает и то и другое, чтобы видимо было врачевание Его. Он не хотел всегда чудодействовать необычайным образом. Но Ему надлежало еще скрываться, и особенно при учениках, потому что они в великой радости все бы рассказали. И это видно из того, что, по восшествии на гору, Он почел нужным объявить им, чтобы они никому не сказывали. Итак, коснувшись тела, Он не только прекратил горячку, но и вполне возвратил здоровье. Так как болезнь была незначительна, то Он явил Свое могущество в способе лечения, чего не могло бы сделать врачебное искусство. Вам известно, что и по освобождении от горячки больным требуется много времени для того, чтобы придти в прежнее здоровье. Но тогда все зараз последовало. И не здесь только случилось это, но и на море. И там Он не только укротил ветры и бурю, но тотчас остановил и самое движение волн, что было также странно. (Обычно) и после того, как буря прекратится, волны еще долго колеблются. Но у Христа не так; у Него все вместе прекращалось. Так именно случилось и с этой женой. Указывая на это, евангелист и говорит: **встала и служила им**, – что было знаком и силы Христовой и расположения жены, которое она оказывала к Христу. Отсюда мы можем усматривать вместе и то, что Христос по вере одних дает исцеление другим (здесь именно просили Его другие, как то было и с отроком сотника). Впрочем, Он благодетельствует, если только желающий исцеления не упорствует в неверии, а только или по причине болезни не может придти к Нему, или по причине неведения и незрелого возраста не имеет о Нем высокого понятия. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 27-я.**// =====Прп. Исихий Иерусалимский===== //Недоумение VII.// Почему Матфей говорит, что Господь после блаженств и сотника вошел в дом Петра и вылечил тёщу его [[new:mf:08:14|(Мф. 8:14)]], Лука же говорит, что Господь исцелил её прежде блаженств и до прихода сотника [[new:lk:04:38|(Лк. 4:38)]]? Почему также и расслабленного, согласно Матфею, Господь исцелил в Своём городе Назарете [[new:mf:09:01|(Мф. 9:1)]], согласно Марку и Луке – в Капернауме [[new:mk:02:01|(Мк. 2:1)]], а по Иоанну – в Иерусалиме [[new:in:05:02|(Ин. 5:2)]]? //Разъяснение.// Из этого видно, что Господь не только блаженства изложил дважды, но и разных прокаженных и расслабленных исцелил. [Блаженства], изложенные Матфеем, произнёс прежде избрания Двенадцати из прочих [учеников], вследствие чего для всех вообще (καθολικώτερον) их изложил. После чего, сойдя с горы, прокажённого очистил и [исцелил] дитя сотника и тёщу Петра. Лука же, после избрания Двенадцати и объявления их имён, рассказывает, что Господь Христос, став на ровном месте, изрёк им блаженства [[new:lk:06:17|(Лк. 6:17)]]. Следовательно, к их лицу Он обращается. Точно также и сотники, один Матфеем, другой – Лукой записанный, разные были, хотя оба они были жителями Капернаума. Ибо один сам умоляет Господа, другой же – через ходатаев. И один о слуге, другой же о сыне, ибо отроком (παῖδα) Писание обычно называет сына. И из расслабленных, один, о котором Лука и Марк повествуют [[new:lk:05:19|(Лк. 5:19]]; [[new:mk:02:04|Мк. 2:4)]], через кровлю был спущен, другой – Матфеем, после него призванным от сбора налогов, записанный [[new:mf:09:02|(Мф. 9:2)]], и иной, который [был] у входа в купальню, о нём же Иоанн рассказывает [[new:in:05:02|(Ин. 5:2)]]. Цитаты из Св. Писания, если это особо не оговорено, приводятся по переводу еп. Кассиана (Безобразова) и П.А. Юнгерова. Слова в квадратных скобках отсутствуют в оригинале и добавлены для связности речи.Перевод: иерей Роман Романов. **// «Собрание недоумений и разъяснений». //** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке** ... **Увидел тещу Петрову лежащую в горячке** – это душа твоя, страстями поверженная и жегомая. Вот прикасается Господь руке ее – и оставляет ю огнь страстей, и востает она и служит Господу с свободным сердцем. **//Дневник. Том III. 1859-1860.//** ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 14-15 **И когда Иисус пришел в дом Петров, увидел тещу его, лежащую и страдающую горячкою **[или: лихорадкою]** и Он прикоснулся к руке ее, и лихорадка оставила ее; и она встала и служила им** Совершается прикосновение к руке женщины, и по исцелении дел ее исчезает греховная немощь. Природа людей такова, что после лихорадки тело ослабевает еще более и с возвращением здоровья чувствуются дурные последствия болезни. Но исцеление, подаваемое от Господа, возвращает все вместе; и [теща] не только (non sufficit) была исцелена, но - чтобы показать полное возвращение сил, - еще прибавлено: **И она встала и служила им.** - Та самая рука служила, которая испытала прикосновение и была исцелена. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 14-15 **Пришедши в дом Петра, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, коснулся руки ее, и горячка оставила ее; она встала и служила им** Вошел в дом Петра вкусить пищи; прикоснувшись же к руке, не только утишил горячку, но и возвратил женщине полное здоровье, так что вернулась ее сила, и она в состоянии была служить. И мы действительно знаем, что много нужно времени, чтобы больные снова окрепли. В то время как другие евангелисты говорят, что Господа просили и потому Он уврачевал болящую, Матфей, заботясь о краткости, не сказал об этом. Ибо я говорил тебе и вначале, что один из них опускает то, о чем другой говорит. Но узнай и то, что брак ничуть не препятствует добродетели, ибо верховный из апостолов имел тещу. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 14-15 **И пришед Иисус в дом Петров, виде тещу его лежащу и огнем жегому, и прикоснуся руце ея, и остави ю огнь: и воста и служаше Ему** Марк ([[new:mk:01:29|1, 29]]) и Лука ([[new:lk:04:38|4, 38]]) сказали также, откуда Он пришел туда, именно из синагоги иудейской, в которой учил по случаю субботы. Марк прибавил, что Он пришел с Иаковом и Иоанном. Разумеется, что Петр, узнав об этом, прежде пришел. Кроме того, Марк и Лука говорят, что ученики просили Его за лежащую; но Матфей умолчал и об этом. Однако это не есть еще признак разногласия, потому что те сделали так ради точности, а он – ради краткости. Вошел Он, чтобы принять пищу, потому что уже было время. Лежавшая встала и прислуживала Ему. А ты удивляйся снисхождению Господа, как Он не чуждался войти в убогую хижину рыбака, с одной стороны, оказывая честь ученику, с другой – научая нас не тщеславиться. Коснувшись руки ее, Он не только уничтожил горячку, но и тотчас возвратил ей полное здоровье, так как она поднялась и служила; между тем как, и по прекращении горячки, больным нужно много времени, чтобы дойти до прежнего здоровья. И на море Он не только укротил бурю, но остановил движение волн, между тем, как однако же, после бури движение волн остается очень долго. Следовательно, Христос знал не только, как уничтожить страдание от болезни, но и как возвратить в прежнее положение. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 14-15 **Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им** Исцеление тещи ап. Симона, или Петра, было так же, как и исцеление слуги сотника, в Капернауме. Ап. Петр происходил из Вифсаиды [[new:in:01:44|(Ин. 1, 44)]], но, вероятно, переселился в Капернаум и имел там свой дом. **Тещу его**. И из послания к Коринфянам видно, что ап. Петр был в супружестве [[new:in:01:44|(1 Кор. 9, 5)]]. **Воста и служаше ему** (им). Исцеление произошло быстро и без последствий слабости после горячки, так что исцеленная почувствовала себя совершенно здоровою и начала заниматься домашними делами. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 14-15 **Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им** [[new:mk:01:29|(Мк. 1:29, 30;]] [[new:lk:04:38|Лк. 4:38)]]. Букв... увидел тещу его поверженную и страдающую от горячки. Время, когда это было, у Матфея не обозначено точно, и, читая его Евангелие, всякий может думать, что это было по сошествии Христа с горы и отправлении в Капернаум; на пути к нему подошел прокаженный, потом сотник просил об исцелении раба и, наконец, Он прибыл в Капернаум и тут же вошел в дом Петра. Поправка, сделанная Марком, дает возможность видеть, что исцеление слуги сотника и тещи Петра были события, рассказанные Матфеем не в хронологической последовательности и не связанные между собою близко по времени. По Марку чудо в доме Петра было “тотчас” или “вскоре” (ευθύς) после того, как Иисус Христос вышел из синагоги, где учил [[new:mk:01:21|(Мк. 1: 21, 22)]] и исцелил бесноватого [[new:mk:01:23|(23-28)]]. С этим согласен и рассказ Луки, хотя выражения и различны [[new:lk:04:31|(4:31-39)]]. Последние же указанные события совершились, по Марку, непосредственно после призвания некоторых учеников [[new:mk:01:17|(1:17-20;]] ср. [[new:mf:04:19|Мф. 4:19-22)]]. Говоря “вскоре” [[new:mk:01:29|(1:29)]], Марк хотел обозначить и время; Матфей же только рассказал о чуде, не указывая на время (Иоанн Златоуст). Другое различие заключается в том, что Христа просили придти в дом Симона [[new:mk:01:30|(Мк. 1:30;]] [[new:lk:04:38|Лк. 4:38)]]; но Матфей умалчивает об этом. По поводу того, что у Петра была теща и что, следовательно, он был женат, Феофилакт замечает, что “брак не препятствует добродетели, ибо первый из апостолов имел тещу”. В том же доме, кроме Петра, его жены (о которой евангелисты не упоминают) и тещи, жил брат его, Андрей [[new:mk:01:29|(Мк. 1:29)]]. Если Иоанн [[new:in:01:44|(1:44)]] говорит, что Петр и Андрей были родом из Вифсаиды, то здесь нет противоречия с настоящим рассказом. Были две Вифсаиды, одна (Юлия) на северо-восточной стороне Галилейского озера, другая галилейская на западной, или, лучше, северо-западной. Последняя, как полагает Эдершейм, была пригородом Капернаума, а название означает “дом рыбной ловли”, т.е. “рыбачий городок” или рыбная слобода. Противоречия не будет и в том случае, если Капернаум отожествлять с Хан-Минией, а Вифсаиду с современным селением Аин-Табига, около двух третей мили (около 1-й версты) к северу от Хан-Минии, потому что и тогда Вифсаида составляла бы почти пригород Капернаума (Телл. — Хума). Болезнь, от которой страдала теща Петра, не означена определенно. Описание болезни у Матфея сильнее, чем у Марка (у последнего κατέκειτο лежала, вм. βεβλημένη). Слово πυρέσσουσα от πυρ, огонь, имеет связь с лат. febris, лихорадка; но эта болезнь, очевидно, была в сильной степени, и лучше переводить словом горячка, вообще какой-то воспалительный процесс, заставлявший больную сильно страдать (чем объясняется обращение ко Христу) и быть поверженною на одре — βεβλημένη. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке** Христос Спаситель наш, не имевший где главу приклонить, находил Себе упокоение в домах близких учеников Своих и последователей. В Капернауме был дом Симона Петра; сюда и пришел Он в день субботний после обычной проповеди в синагоге, вероятно для того, чтобы вкусить хлеба и отдохнуть в бедной хижине любимого ученика. «Не Петр приводит Его в дом, – говорит святитель Златоуст, – но Он Сам произвольно пришел, показывая, насколько Он благоволил к ученику. Но представь, каковы были дома этих рыбаков, при всем том Христос не гнушался входить в их бедные хижины, чтобы научить тебя во всем попирать человеческую гордость». И здесь встретило Его человеческое горе: **придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке.** Святой евангелист Лука, как врач, выражается еще точнее: //«была одержима сильною горячкою»// [[new:lk:04:38|(Лк. 4:38)]], или, по-нашему, тифом. Он же прибавляет: //«и просили Его о ней»//: может быть, она была в бреду и безпамятстве и не могла сама просить помощи у Небесного Целителя. «И здесь, – говорит святитель Златоуст, – заметь Петрово почтение к Нему. Ибо, имея тещу, лежащую дома в сильной горячке, не привел Его в дом свой, но ожидал, пока будет окончено учение и исцелятся все прочие; и тогда уже, когда Он вошел в дом, начал просить Его. Так он с самого начала научился предпочитать выгоды других своим». //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]