[<10>] ====== Толкования на Мф. 8:20 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову** Что же, – говорит ему Христос, – ты надеешься, следуя за Мной, собирать деньги? Не видишь ли, что у Меня нет жилища даже и такого, какое имеют птицы? **"Лисицы"**, говорит Он, **"имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову"**. Впрочем, это сказал Он не для того, чтобы отдалить его от Себя, но чтобы обличить его худое намерение и доставить случай следовать за Собой с таковой надеждой, если захочет. А чтобы узнать тебе его лукавство, смотри, что он делает. Услышав слова Христовы и будучи обличен, он не сказал: готов последовать. Подобным образом часто поступал Христос и в других случаях. Хотя явно не обличал Он, но ответом показывал мысль к Нему приходивших. Так и тому, который говорил: //Учитель благий// [[new:mf:19:16|(Мф. 19:16)]] и этой лестью думал расположить Его к себе, Он, имея ввиду его намерение, отвечал: //что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог// [[new:mf:19:17|(Мф. 19:17)]]. И когда говорили Ему: //вот Матерь Твоя и братья Твои// ищут Тебя [[new:mf:12:47|(Мф. 12:47)]] (так как последние еще имели в себе нечто человеческое, и желали не услышать что-нибудь полезное, но показать, что они близки к Нему, и тем тщеславиться), послушай, что говорит: //кто Матерь Моя? и кто братья Мои// [[new:mf:12:48|(Мф. 12:48)]]? И опять самим братьям Своим, которые говорили Ему: //яви Себя миру// [[new:in:07:04|(Ин. 7:4)]], и желали через то приобрести себе тщетную славу, сказал: //Мое время еще не настало, а для вас всегда время// [[new:in:07:06|(Ин. 7:6)]]. То же самое делает и с противной стороны. Так о Нафанаиле говорит: //вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства// [[new:in:01:47|(Ин. 1:47)]]. И опять: //пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите// [[new:mf:11:04|(Мф. 11:4)]]. И здесь Он дал ответ не на слова, но на мысль пославшего. Подобным образом, и к народу говорит сообразно с его внутренним расположением: //что смотреть ходили вы в пустыню// [[new:lk:07:24|(Лк. 7:24)]]? Так как народ, вероятно, думал об Иоанне, как о простом и обыкновенном человеке, то, исправляя такое его мнение, говорит: //что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? человека ли, одетого в мягкие одежды// [[new:lk:07:24|(Лк. 7:24]]–[[new:lk:07:25|25)]]? – показывая через то и другое, что он и сам в себе тверд, и не может быть расслаблен никакими удовольствиями. Так точно и здесь Христос дает ответ, сообразный с мыслью говорившего. Приметь, какую кротость показывает Он и в настоящем случае. Он не сказал: хотя Я имею, однако презираю; но сказал: не имею. Видишь ли, сколь великую Он имел осмотрительность и вместе снисходительность? Ел ли Он когда, пил ли, или казался делающим что-либо несогласно с Иоанном, – Он делал и это для спасения иудеев, или лучше, для спасения целой вселенной, и, вместе, заграждая уста еретиков, и сильно желал привлечь к Себе бывших тогда при Нем. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 27-я.**// ===== Свт. Максим Туринский ===== **И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову** Всякий христианин, кто хочет скрыть свои грехи, есть духовная лисица. Ведь как лиса живет в тайном месте из-за своих проделок, так и грешник прячется в норах, таясь из-за сознания своих грехов. И как лисица не осмеливается обнаружить коварство своих дел перед людьми, так и грешник стыдится исповедать беспутство своей жизни в церкви. Право же, я назвал бы лисицей всякого христианина, который строит козни против своего соседа, который ежедневно старается пробраться в чужие владения, присвоить плоды, пожрать животных и - что обычно в наше время - похитить уже не цыплят по-лисьи, но поросят по-волчьи. И хотя он может прожить своей охотой, он похищает чужую добычу с яростью дикого зверя. //**Проповеди.**// ===== Свт. Тихон Задонский ===== **И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову** Христос Господь наш этими словами представляет нам крайнюю Свою нищету, ибо настолько он беден был, что и дома собственного Своего не имел, где бы голову Свою мог приклонить. **«Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда»**, а Он и дома Своего не имел. Смотри, как ради нас обнищал Тот, Которому принадлежит вся земля и все, что наполняет ее, – не имел даже, где голову приклонить. О, чудо! Тот, у Которого в руке все концы земли, и небо престол, и земля подножие, так обнищал, что не имел, где голову приклонить. Эту нищету представляет нам Его апостол: //«Вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою»// [[new:2kor:08:09|(2Кор 8:9)]]. Своей нищетой милостивый наш Иисус нас, нищих, обогащает. **//Письма келейные. Письмо 87.//** ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову** **Лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда**. Так отвечал Господь просившему позволения идти за Ним, отвечал как Сердцеведец, //создавый на едине сердца// [[old:ps:032:15|(Пс. 32:15)]] человеческие (сказано же //на едине//, потому что сотворил их, не имея нужды в помощи другого), и как усматривающий, что человек этот одержим лукавыми помыслами, что вселяются в него злые духи и что он неотвратимо предан пороку. Посему-то Господь удалил его от сопребывания с Собою, чтобы упорство его в злонравии не соделалось причиною соблазна для верующих, т.е. чтобы они, смотря на сего человека, не осудили бы Владычнюю силу в немощи, как не возмогшую обратить его к добродетели. //**Письма. Книга I.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову** См. Толкование на [[new:mf:08:19#blazh_ieronim_stridonskij|Мф. 8:19]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову** См. Толкование на [[new:mf:08:19#blazh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 8:19]] ===== Тертуллиан ===== **И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову** [Иосиф и Даниил] были на положении рабов, а ты никому не раб, лишь одному Христу, который освободил тебя от плена этого века, так что ты должен и вести себя по образу Господа. Ибо Сам Господь вошел в дом неуверенно, в смирении и простоте, ведь Он сказал: **Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову**. Одежда на Нем была грубая, иначе Он бы не сказал: //Вот те, кто носят мягкие одежды, живут в царских дворцах// [[new:mf:11:08|(Мф. 11:8)]]. Наконец, и лицом Своим, и видом Он был невзрачен, как об этом свидетельствует и Исайя. Если Он не воспользовался правом Своей власти даже в отношении собственных учеников, которым Он, напротив, послужил; если Он, зная о Своем царстве, отказался от того, чтобы стать царем, [то этим с исчерпывающей полнотой показал, что Его последователи должны отказываться от всякого возвышения и почета как в отношении достоинства, так и власти]. //**Об идолопоклонстве.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Глагола ему Иисус: лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же Человеческий не имат где главы подклонити** Я беднее, говорит, лисиц и птиц небесных, потому что не имею даже такого пристанища, чтобы приклонить только голову, и желаю, чтобы и последователи мои были такими же. Поэтому напрасно ты предполагаешь и тщетна надежда твоя. Таким образом Христос оказал книжнику двойную пользу: с одной стороны, показав, что знает тайны души его, с другой, не изобличив его явно, но предоставив ему самому изобличить, чтобы он избежал стыда и, если желал, исправился. Сказав это, Христос не запретил следовать за Собою, но показал, что следующий за Ним не найдет той прибыли, какой ищет. Книжник, поняв, что он разгадан, и обманувшись в цели, замолчал. Некоторые говорят, что Христос, прежде зная его, как раба не только сребролюбия, но и других страстей, отвечал иносказательно, назвав лисицами и птицами демонов по причине их хитрости и коварных умыслов против семян и плодов добродетели. Он как бы так говорит: демоны имеют в тебе норы и гнезда, а Я не нахожу и самого краткого пребывания в душе твоей. Норы и гнезда демонов суть страсти, в которых они скрываются и находят покой. Называет Себя Сыном Человеческим, утверждая этим, что Он действительно воплотился, а не призрачно, как предполагали некоторые. Человеком здесь называет Свою Матерь, потому что человеком называется не только муж, но и жена. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову** Это значит, что Иисус Христос отклонил от себя книжника. Хотя книжники в большей части были люди, имевшие неправильное понятие о Иисусе Христе и ведшие предосудительную жизнь, почему весьма не редко и подвергались осуждению со стороны Иисуса Христа; тем не менее, были между ними и такие, которые удивлялись учению и делам Господа и желали быть Его учениками, хотя, может быть, иные – и с корыстными побуждениями; так, как думает Златоуст, что и сей, упоминаемый Евангелистом Матфеем, книжник, видя многие чудеса Христовы, надеялся обогатиться от таких чудес, почему и желал следовать за Ним: Господь же, предвидя тайные его намерения, отклонил его от Себя. На это между прочим указывают и слова Христовы, сказанные книжнику: **Сын человеческий не имеет где преклонить голову**. Слова же эти значат, что Иисус Христос, как странник, не имеет места, которое мог бы назвать Своим, тем более, что для проповеди Он постоянно должен был переменять свои места. **Сын человеческий**. Иисус Христос любил называть и потому весьма часто называл Себя этим именем. Название это означает близость Его к людям, единство Его с ними по воплощению, подобно тому, как название //Сын Божий// означает близость Его к Богу Отцу, единство Его с Ним. Сын человеческий значит то же, что человек. Иисус Христос, воплотившись, был истинным человеком, только не имевшим греха, как имеют вообще все люди. Название Иисуса Христа Сыном человеческим встречается в книге пр. Даниила, где описывается, как пророк видел в видении Мессию, шествовавшего на облаках и бывшего //подобным Сыну человеческому// [[old:dan:07:13|(7, 13)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову** [[new:lk:09:58|(Лк. 9:58)]]. У Луки “говорит” заменено словом “сказал”; в остальном стих буквально сходен с рассматриваемым у Матфея. Из этого стиха яснее, чем из предыдущего можно видеть, почему Спаситель отверг книжника. Последний видел величие чудес, совершенных Христом, и хотел, как полагают Иероним, Феофилакт и др., следовать за Ним, чтобы получить от этого прибыль, желая как раз того же, чего желал получить от Петра и Симон волхв. Что книжник действительно имел в виду земные выгоды, это можно вывести из самых слов Иисуса Христа, в которых справедливо находят указание на Его бедность, – //“Сын Человеческий".// Название это часто встречается в Новом Завете; по Цану у Матфея тридцать раз (по другим 33 раза), у Марка 13 раз (по другим 14, причем [[new:mk:08:31|8:31]] не представляет исключения), у Луки 24 раза, Иоанна 12 раз (по другим 11). Такого названия совсем не встречается у Апостола Павла; в Деяниях только один раз [[new:act:07:56|7:56]]. При просмотре относящихся сюда мест можно видеть, что “Сыном Человеческим” ни разу не называли Иисуса Христа другие лица, за единственным только исключением Ин. 12:34, где народ только повторяет выражение Самого Христа. Он называет Себя “Сыном Человеческим” только Сам. Название ни разу не употреблено в виде сказуемого, но всегда или как подлежащее, или как дополнение. Значения, в каких он употребляется, можно разделить на три группы: 1. оно указывает вообще на земную жизнь Иисуса Христа (примеры: [[new:mk:02:10|Мк. 2:10;]] [[new:mk:02:28|2:28;]] [[new:mf:08:20|Мф. 8:20;]] [[new:lk:19:10|Лк. 19:10]]); 2. на его страдальческую жизнь и смерть (примеры: [[new:mk:08:31|Мк. 8:31;]] [[new:mk:09:31|9:31;]] [[new:mk:14:21|14:21]]); 3. на Его славу в настоящем и будущем (примеры: [[new:mf:24:30|Мф. 24:30]]; [[new:mf:25:31|25:31]]). В настоящее время, после работ многочисленных ученых, занимавшихся исследованием этого предмета, может считаться доказанным, что выражение “Сын Человеческий” во дни Христа не было народным названием Мессии. Но выражение хорошо было известно в Ветхом Завете и употреблялось там или для обозначения человеческой слабости, несовершенства, беспомощности, зависимости от Бога и проч. (напр., [[old:ps:008:05|Пс. 8:5]] и часто у Иезекииля, в книге которого это название приложено к пророку до восьмидесяти раз), или величия [[old:dan:07:13|(Дан. 7:13-14)]]. Если, как сказано, выражение “Сын Человеческий” не было во дни Христа названием Мессии, то оно могло, однако, перейти в народную речь, и, будучи народным, могло быть заимствовано Христом и приложено к Себе. В каком смысле? В ответ на этот вопрос было предложено множество теорий. Но самой вероятной и лучше других объясняющей дело представляется та, по которой делом Христа на земле было основание и утверждение на земле божественного Царства; Сам же Он возвещал о Себе, как о Царе этого Царства. Идеальный Царь был представлен у Даниила [[old:dan:07:13|7:13-14]]; но эта идея о Христе, которому даны были власть, слава и царство, объединялась с идеей о Муже скорбей или страдающем Отроке Всевышнего у пророка Исаии. Христос применяет к Себе все эти идеи — ветхозаветную идею о слабости человеческой, беспомощности и зависимости от Бога, идею об исполненном славы и власти Царе пророка Даниила, и идею о страдающем Отроке Господнем Исаии, выражая все эти три идеи в словах “Сын Человеческий”. Для непосредственных слушателей Христа такое название не могло казаться названием Мессии, но ассоциировалось с выражениями, привычными для иудейского слуха. К числу идиом еврейского языка относится употребление слов сын (бен, бар) и дочь (бат), дом (бет) в таких случаях, где в других языках эти слова вовсе не употребляются. Таким образом, выражение “бен-адам” (то же, что Сын Человеческий) могло для посторонних не заключать в себе ничего необычного. Но в устах Христа оно было прикровенным названием Его как Мессии, и обозначением Его мессианского достоинства, и именно в трех указанных его смыслах, как представителя человечества, Царя Царства и страдающего Отрока Господня. Лучшим доказательством, что это было действительно так, что Христос, называя Себя Сыном Человеческим, возвещал о Себе именно как о Мессии, служит то, что впоследствии выражение это было действительно и понято в мессианском смысле Его учениками. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову** **И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову**, не имеет места, которое мог бы назвать собственным. «Для чего ты, следуя за Мной, надеешься собирать деньги? Неужели не видишь, что у Меня нет жилища даже и такого, какое имеют птицы?.. Я желаю, чтобы и последователи Мои были такими же, они должны быть готовы ко всяким лишениям, не ждать веселых дней, славы и богатства». «Заметь, – говорит Златоуст, – какую кротость показывает Он; не сказал – хотя Я имею, но презираю; но сказал – не имею. Видишь ли, сколь великую имел Он осмотрительность и вместе снисходительность? И это сказал не для того, чтобы отдалить его от Себя, но чтобы обличить его худое намерение и подать случай следовать за Собой с надеждой, если захочет». «Книжник понял, что он разгадан и, обманувшись в цели, замолчал». «Господь, – говорит святой Исидор Пелусиот, – удалил этого книжника от сопребывания с Собой, чтобы его упорство в злонравии не сделалось причиной соблазна для верующих, чтобы они, смотря на этого человека, не стали осуждать Владычную силу и обвинять в немощи, как невозмогшую обратить его к добродетели». «Подобным образом часто поступал Христос и в других случаях. Хотя явно не обличал Он, но ответом показывал мысли к Нему приходивших». Блаженный Феофилакт и Евфимий Зигабен дают еще такой смысл словам Господа: «лукавые демоны страстей живут в тебе, имеют в тебе, в твоем сердце, норы и гнезда; поэтому Я не нахожу и самого краткого пребывания в душе твоей». Здесь в первый раз в Евангелии встречается смиренное имя – «Сын Человеческий», как любил называть Себя Христос Спаситель. Сын Человеческий значит то же, что человек вообще. А Евреям это смиренное имя напоминало видение пророка Даниила: пророк видел, как //«с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится»// [[old:dan:07:13|(Дан. 7:13–14)]]. Ясно, что тут пророк изображает Христа Спасителя, о Котором и апостол говорит, что Он, //«будучи образом Божиим, сделался подобным человекам и по виду стал как человек»// [[new:fil:02:06|(Фил. 2:6–7)]], кроме греха. Христос Спаситель именуется Сыном Божиим потому, что Он – един с Богом Отцом по Своему Божеству; Он же именуется Сыном Человеческим потому, что Он – един с нами по человечеству. Он любил называть Себя Сыном Человеческим потому, что любил людей как братьев; этим наименованием Он желал показать Свою особенную близость к людям, родство с ними по природе человеческой. Как трогательно для сердца верующего это смиренное Его к нам снисхождение! //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]