[<10>] ====== Толкования на Мф. 8:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем** Итак, когда поднялась буря и море сильно волновалось, ученики будят Его, говоря: **Господи! спаси нас, погибаем**. Спаситель, прежде чем усмирить море, обратился к ним с обличением. Буря, как сказал я, попущена была для научения учеников; это было образом имеющих постигнуть их искушений, так как и после того Спаситель часто попускал им впадать в жесточайшие бедствия, и через то укреплял дух их. Потому и Павел говорил: //мы не хотим оставить вас, братья, в неведении, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых// [[new:2kor:01:08|(2 Кор. 1:8)]]. И далее опять говорит: //Который избавил нас от столь близкой смерти// [[new:2kor:01:10|(2 Кор. 1:10)]]. Итак, Иисус прежде всего укорил учеников Своих, показывая тем, что надобно быть мужественными и среди сильнейшего обуревания волн, что Он все устраивает во благое. Так и самое смущение их принесло им пользу, поскольку чудо представилось им гораздо важнейшим, и происшествие навсегда сохранилось в их памяти. Когда Бог имеет намерение совершить что-нибудь чудесное, то сначала предустраивает многое для утверждения его в памяти людей, чтобы они не забывали совершенного Им чуда. Так и Моисей сначала страшится змия, и страшится не просто, но и с великим смущением, и потом уже видит совершающееся чудо; так и ученики ожидали сначала себе погибели, а потом получили спасение, чтобы они, через уверенность в опасности, познали величие чуда. Вот почему Спаситель и предается сну. В самом деле, если бы буря случилась во время Его бодрствования, то они или не устрашились бы, или не стали бы Его просить, а может быть даже не подумали бы, что Он может совершить подобного рода чудо. Потому-то Он и предался сну, чтобы дать им время испытать страх, и заставить их сильнее почувствовать происходящее. Человек иначе смотрит на то, что случается с другими людьми, и что случается с ним самим. Так как ученики видели всех других облагодетельствованными, а себя самих не получившими никакого благодеяния, и были беззаботны (они ведь ни хромы не были, и никакой другой подобной болезни не имели), и потому им надлежало собственным чувством испытать Его благодеяния, то Он попускает восстать буре, чтобы им через спасение от нее сильнее почувствовать Его благодеяние. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 28-я.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем** См. Толкование на [[new:mf:08:23#blazh_ieronim_stridonskij|Мф. 8:23]] ===== Блаж. Петр Хрисолог ===== **Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас: погибаем** Поэтому, когда ученики поняли, что это им не хватило морских навыков, что против них свирепствовало море, их требовали волны и против них сошлись вихри ветров, они в страхе прибежали к Кормчему [всех] вещей, Содержителю вселенной и Повелителю стихий, прося, чтобы Он усмирил волны, устранил опасность и спас [их], утративших надежду. //**Собрание проповедей.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 25-26 **Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина** **Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас: погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные** Господь не называет их неверными, а маловерными, потому что, когда сказали: "**Господи, спаси нас**", они показывали свою веру, но слово "**погибаем**" - не от веры. Им не должно было бояться, когда Господь плыл с ними. Обратите внимание, что, укоряя их как робких, Господь показывает, что боязливость привлекает опасности. Поэтому Он успокоил сначала их душевную бурю, а затем утишил и морское волнение. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И пришедше ученицы Его возбудиша Его, глаголюще: Господи, спаси ны, погибаем** У Марка стоит: //Учителю, не радиши ли, яко погибаем// ([[new:mk:04:38|Мк. 4,38]]); у Луки: //Наставниче, Наставниче, погибаем// [[new:lk:08:24|(Лк. 8:24)]]. Одни говорили это, а другие – то; один – одно, а другие – другое, не все они сказали все это. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 25-26 **Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина** **Что страшливи есте, маловерии** (что вы так боязливы, маловерные?). Т .е. «зачем вы забыли, что с вами Сын Божий и что с Ним вы всюду безопасны? Как могли вы подумать, что может погибнуть Тот, Кто творит пред вами столько чудес? Если же Он с вами, то нечего бояться вам». Не называет неверными, а маловерными, потому что, когда они сказали: **Господи, спаси нас!**, – показали в этом веру; но слово **погибаем** не было уже от веры. Как равно и в том, что апостолы думали, что Иисус Христос, вставши от сна, может укротить бурю, была вера, но в том, что Он может сделать это и во время сна, было маловерие. **Запрети ветром и морю, и бысть тишина велия** (сделалась великая тишина). В минуту своей дикой ярости, природа узнала голос Того, Кто был ее Творец и Владыка, и радостно возвратилась в послушание Ему. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас: погибаем** См. Толкование на [[new:mf:08:24#lopuxin_ap|Мф. 8:24]] ===== Троицкие листки ===== **Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас: погибаем** Искусство опытных рыбарей не помогало; вера учеников ослабела, и они решились, наконец, разбудить своего Божественного Учителя и Господа. **Тогда ученики Его, подошедши к Нему, разбудили Его и сказали**: //«Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?»// [[new:mk:04:38|(Мк. 4:38)]], неужели Ты не заботишься, что мы погибаем? //«Наставник! Наставник! погибаем!// [[new:lk:08:24|(Лк. 8:24)]]. **Господи! спаси нас: погибаем**». Сколько страха слышится в этих тревожных возгласах! Но в них же слышится и борющаяся со страхом надежда на могущество Господа. «Хотя они, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – были уверены в том, что Он, встав, может укротить бурю, но что может сделать это и во время сна – в этом не были уверены». И Господь пробудился от сна. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]