[<10>] ====== Толкования на Мф. 8:26 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 26-27 **И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему** Спаситель совершает чудо и не в присутствии народа, чтобы не обвинили учеников в маловерии; но, взявши их с Собой одних, исправляет, и прежде укрощения волнения вод, укрощает волнение душ их, укоряя их такими словами: **что вы так боязливы, маловерные?** и вместе научая, что не нашествие искушений, но слабость духа производит страх. А если кто скажет, что ученики не по страху и не по маловерию приступили к Иисусу и разбудили Его, то я скажу, что это-то самое особенно и было доказательством ненадлежащего их о Нем мнения. Они были уверены в том, что Он, встав, может укротить бурю; но что может сделать это и во время сна – в этом не были уверены. И что удивляться несовершенству их в настоящем случае, когда они и после многих других чудес еще оставались весьма несовершенными? Потому-то Христос часто и укоряет их; так, например, когда говорит: //неужели и вы еще не разумеете// [[new:mf:15:16|(Мф. 15:16)]]? Итак, не удивляйся, если народ не имел о Нем высокого понятия, когда и сами ученики пребывали несовершенными. **Удивляясь**, говорит евангелист, **говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему**? Впрочем, Христос не обличил их в том, что Его называли человеком; но ждал, до времени вразумляя их чудесами, что такое их мнение о Нем ошибочно. Отчего же почитали Его человеком? Оттого, что Он имел образ человеческий, спал и был на корабле. Поэтому-то они в недоумении и говорили: **кто это**? Тогда как сон и внешний вид показывали в Нем человека, – море и тишина являли в Нем Бога. Хотя и Моисей сотворил некогда подобное же чудо, однако, и здесь открывается преимущество Христа, потому что Моисей чудодействовал как раб, а Христос – как Господь. Христос не простирал жезла, подобно Моисею, не воздевал рук к небу, не имел нужды в молитве; но, как Господь, повелевающий рабу и Творец твари, единым словом и повелением Он укротил и усмирил море, и буря тотчас совершенно утихла, так что не осталось никакого и следа волнения. Евангелист изобразил это так: **и сделалась великая тишина**. И что было сказано о величии Отца Его, то Он опять явил в делах Своих. Что же было сказано об Отце? //Скажет//, – говорит пророк, – //и восстанет бурный ветер// [[old:ps:106:25|(Пс. 106:25)]]. Так и здесь говорится: сказал – **и сделалась великая тишина**. Потому-то особенно и удивлялись Ему люди; между тем они не удивились бы, когда бы Он поступил подобно Моисею. После того, как Христос удалился от моря, последовало другое, страшнейшее чудо. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 28-я.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина** Слово **спаси** достойно похвалы за веру, а слово **погибаем** изобличает маловерие думающих об опасности, хотя с ними плывет Христос. И не совершенно неверными, но маловерными [оказались] те, кто не проявил отваги в опасности, хотя с ними Христос. //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина** См. Толкование на [[new:mf:08:23#blazh_ieronim_stridonskij|Мф. 8:23]] ===== Блаж. Петр Хрисолог ===== **И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина** //И вошел Он в лодку// [[new:mf:08:23|(Мф. 8:23)]], говорит [евангелист]. Христос всегда восходит на корабль Церкви Своей, усмиряя волны века [сего] для того, чтобы в спокойном плавании привести верующих в Него в небесное отечество и тех, кого Он уже сделал причастниками Своего человечества, сделать согражданами Своего государства. Следовательно, не Христос нуждается в корабле, а корабль во Христе, поскольку без Небесного Кормчего корабль Церкви не сможет благополучно преодолеть житейское море [и достигнуть] небесного пристанища в столь опасных условиях. //**Собрание проповедей.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 26-27 **И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры, и море повинуются Ему** Удивлялись потому, что по виду Он был человек, а по делам - Бог. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// См. также Толкование на [[new:mf:08:25#blazh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 8:25]] ===== Евфимий Зигабен ===== **И глагола им: что страшливи есте, маловери? Тогда востав запрети ветром и морю, и бысть тишина велия** **И глагола им: что страшливи есте, маловери** Прежде разрешает страх души их, показывая, что слабость души обыкновенно производит страх, а упрекнул их в маловерии, потому что имели несовершенную веру в Него. Они думали, что Он может спасти, но только если будет бодрствовать, а не спать; потому и разбудили Его. **Тогда востав запрети ветром и морю, и бысть тишина велия** **Запрети**, вместо: повелел, так как Марк говорит, что Он и сказал морю: //молчи, престани// ([[new:mk:04:39|Мк. 4, 39]]). //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина** См. Толкование на [[new:mf:08:25#prot_ioann_buxarev|Мф. 8:25]] ===== Лопухин А.П. ===== **И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина** См. Толкование на [[new:mf:08:24#lopuxin_ap|Мф. 8:24]] ===== Троицкие листки ===== **И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина** С упреком любви Он успокаивает волнение их душ; **И говорит им: что вы так боязливы, маловерные?** //«Где вера ваша?»// [[new:lk:08:25|(Лк. 8:25)]]. Как это могли вы подумать, что может погибнуть Тот, Кто творит перед вами столько чудес? Если же Он не погибнет, то нечего бояться и вам. Сын Божий с вами, и с Ним вы всюду безопасны». Не называет их неверными, а маловерными, потому что, когда сказали: //«Господи, спаси нас»//, они показали этим свою веру, но слово //«погибаем»// – уже не было от веры». Так маловерие привлекает опасности и страх помрачает веру даже избранных. Что же сказать о нашей слабой вере? Не относится ли этот упрек Господа в маловерии особенно к нам, грешным? И мы плывем по бурному морю житейскому; и нас обуревают волны искушений и напастей всяческих: не знаешь, как и откуда налетит беда... Отчего это? «Оттого, что в сердце твоем вера Иисусова дремлет. Когда пробуждается в тебе вера, тогда и среди бурных треволнений вода не зальет твоего корабля, твоя вера будет повелевать ветрами и волнами, и опасность минует» (блаженный Августин). Господь обещал пребывать с верующими до скончания века; Он с нами и около нас; а если так, то чего же нам бояться? Он не попустит искушений выше сил наших; зачем же мы забываем это? Неужели думаем, что Он спит, забыл нас, оставил?.. О, как же слаба наша вера в Него! Не слышишь ли глас Его: //«что вы так боязливы, маловерные?» Се, Я с вами»//. Воззовем же к Нему из глубины сердца и Он услышит нас, как услышал Он вопли апостолов, и скажет властное слово Свое, и настанет в смущенной душе тишина велия... **Потом, встав,** – повествует святой Матфей, – поднялся Он на возвышение кормы и единым всемогущим словом Своим: //«Умолкни, перестань!»// – **запретил ветрам** возмущать море, **и морю**, которое не сразу могло само собой успокоиться, повелел утихнуть. И, к изумлению апостолов, к изумлению всех прочих свидетелей чуда, **сделалась великая тишина**. «И Моисей некогда сотворил подобное чудо, – говорит святитель Златоуст, – но Моисей чудодействовал как раб, а Иисус Христос – как Господь. Христос не простирал жезла, подобно Моисею, не воздевал рук к небу, не имел нужды в молитве; но как Господь, повелевающий рабу, и Творец твари, единым словом и повелением Он укротил и усмирил море, и буря совершенно утихла, так что не осталось никакого следа волнения. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]