[<10>] ====== Толкования на Мф. 9:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой** Так как книжники говорили, что никто не может оставлять грехов, кроме одного только Бога, то Спаситель, желая показать им, **что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой**. И не только здесь, но и в другом случае, когда иудеи говорили: //Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом// [[new:in:10:33|(Ин. 10:33)]], – Спаситель не опроверг такого их мнения о Нем, но опять подтвердил его, сказав: //Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим// [[new:in:10:37|(Ин. 10:37]]–[[new:in:10:38|38)]]. Когда Он говорил расслабленному, то не ясно обнаружил власть Свою, так как не сказал: Я отпускаю тебе грехи, но – //«прощаются тебе грехи твои»//; а когда нужно было уверить в этом врагов, яснее показывает власть Свою, говоря: **«Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи»**. Видишь ли, как Он желал, чтобы Его почитали равным Богу Отцу? Он не сказал, что Сын человеческий имеет нужду в помощи другого, или что Он получил власть от другого, но говорит: **«имеет власть»**. И говорит это не по честолюбию, но для того, чтобы убедить врагов в том, что Он не богохульствует, делая Себя равным Богу Отцу. Господь везде желает представлять ясные и неопровержимые доказательства; так, например, очистившемуся от проказы говорит: //«Пойди, покажи себя священнику»// [[new:mf:08:04|(Мф. 8:4)]]. Теще Петровой дарует силы служить Ему, и свиньям попускает низринуться в море. Так точно и здесь, в доказательство отпущения грехов расслабленному, укрепляет его тело, а в доказательство укрепления тела заставляет его нести одр, чтобы сотворенного Им чуда не почли за обман. Итак, восставив расслабленного, Господь посылает его в дом. Здесь Он опять показывает Свое смирение и снова подтверждает, что сотворенное Им чудо не есть мечта: тех, которые были свидетелями болезни расслабленного, делает свидетелями и его здравия. Как бы так говорил Он: Я желал бы чрез твою болезнь исцелить и тех, которые почитают себя здоровыми, а на самом деле больны душою; но поелику они не хотят того, то **«иди в дом твой»**, и исправляй тех, которые там находятся. Видишь ли, как Господь показывает, что Он есть Творец души и тела? Он исцеляет больного от расслабления и духовного и телесного, и невидимое открывает посредством видимого. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 29-я.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой** Затем, чтобы они могли понять, что Он, находясь в теле, есть Тот, Кто и душам отпускает грехи, и тела воскрешает, говорит: **Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, тогда говорит расслабленному: встань и возьми постель твою**. Достаточно было сказать: **Встань!**, но, поскольку всякое совершенное [Им] дело требовало разъяснения, Господь прибавил: **Возьми постель твою и иди в дом твой**. Сначала Он даровал отпущение грехов, затем явил силу воскресения; сначала словами о взятии постели показал, что будет упразднена слабость и болезнь тела, затем словами о возвращении в свой дом указал верующим путь для возвращения в рай, откуда всеобщий праотец Адам ушел запятнанный грехом. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Григорий Палама ===== **Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой** См. Толкование на [[new:mf:09:01#svt_grigorij_palama|Мф. 9:1]] **//Омилия 29, имеющая своей темой исцеление расслабленного в Капернауме.//** ===== Свт. Николай Сербский ===== **Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой** См. Толкование на [[new:mf:09:05#svt_nikolaj_serbskij|Мф. 9:5]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== Ст. 6-7 **Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой** Третие в разсматриваемом нами повествовании Божественное действие Христа Спасителя есть чудо исцеления. В разсуждении сего достойно примечания, что слово Господне исцеляющее явилось и воздействовало не прежде, как вслед за словом Господним прощающим грехи. Видно, есть связь между болезнию души и болезнию тела, видно, исцелению тела воспрепятствовал бы грех в душе, если бы человек не был очищен от него. Надлежало отнять болезнь души, чтобы она перестала заражать и тело. Надлежало удалить нечистую тьму души, чтобы всечистый свет Божественный приближился и исцелил тело. Не приходит ли вам иногда на мысль жалеть, что в наше время благодатныя исцеления и подобныя особенныя благодеяния Божии не так часты, или не так явственны, как видим в Евангелии? – Теперь имеем мы случай указать, куда надлежит обратить сие сожаление. Оно должно быть обращено на нас самих, на недостаток в нас веры и очищения от грехов. //Гpеcи ваши разлучают между вами и между Богом// [[old:is:59:02|(Ис. 59:2)]], сказует Пророк. Всемилосердый Бог хощет приближиться к вам и благотворить вам: но грехи ваши, как мгла, облежат вас и не приемлют благотворнаго света Божия. Подвизайся ревностно в очищении души твоей от греха; достигай того, чтобы во глубине души твоей возглаголало животворящее слово: **отпущаются ти греси**: тогда не преминут являться тебе и другия особенныя благодеяния Божии, часто, явственно, чудно. //**181. Слово в неделю шестую по Пятдесятнице (Напечатано в Твор. Св. От. и в собр. 1848 г.) 1844 год**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой** См. Толкование на [[new:mf:09:05#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 9:5]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 6-8 **Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой... Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам** Приказал больному нести свою постель, чтобы не подумали, что случившееся было только призрак, а вместе с тем и для того, чтобы народ, который считал Христа простым человеком, хотя и большим всех, видел чудо. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **но да увесте, яко власть имать Сын Человеческий на земли отпущати грехи: тогда глагола разслабленному: востани, возми твой одр и иди в дом твой** **Но да у весте, яко власть имать Сын Человеческий на земли отпущати грехи** Это – образ выражения эллиптический; здесь не достает слова: смотрите. Чтобы вы, говорит, знали, что кажущийся вам человеком имеет власть, как Бог, смотрите. Слова: **на земли** прибавлены или в прямом смысле, или же вместо: во время Своей жизни на земле. Итак, Он сказал это о Себе. **тогда глагола разслабленому: востани, возми твой одр и иди в дом твой. И востав, (взем одр свой,) иде в дом свой** Так как отпущение грехов заключало в себе невидимое доказательство, а для поднятия Своей властью расслабленного нужно было видимое доказательство, то Он совершает видимое для удостоверения в невидимом; и тем, и другим вполне убеждает, что если Он мог совершить одно, то может совершить и другое. А для подтверждения того, что тело стало крепким, повелел взять постель, чтобы случившееся не показалось каким-нибудь призраком. Посылает его в свой дом, чтобы, с одной стороны, он не возбуждал похвалы Себе, если бы остался тут же и был всеми видим,– а с другой, чтобы он имел неопровержимых свидетелей своего выздоровления, т.е. тех, которые были свидетелями его болезни, и чтобы им был повод к вере в Него. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой** Что значит название Иисуса Христа Сыном человеческим, которым Он нередко называл Себя? Сын человеческий значит то же, что человек вообще. Иисус Христос есть Сын Божий. Родившись на земле от пресв. Девы Марии, Он сделался сыном человеческим. Господь особенно любил называть себя сим смиренным названием, чтобы показать свое братство с людьми, свою особенную близость к ним. **//Краткое толкование Евангелий читаемых на литургии во все воскресные и праздничные дни года.//** ---- См. также Толкование на [[new:mf:09:05#prot_ioann_buxarev|Мф. 9:5]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-7 **Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой** [[new:mk:02:12|(Мк. 2:12;]] [[new:lk:05:25|Лк. 5:25)]]. В некоторых кодексах нет слов “взял постель свою”; в русском они подчеркнуты, в слав. поставлены в скобках, в Вульгате, немецк. и англ. выпущены. В русском и славянском вставлены произвольно, вероятно, только в соответствии с показаниями других евангелистов. В подлиннике у Матфея в этом стихе нет даже и разночтений. Рассказ о чуде отличается крайней простотой. Человек, которого нельзя было пронести в дом больным, без посторонней помощи выходит из него здоровым. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой** **Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий**, Он же и воплотившийся Сын Божий, **имеет власть** даже и теперь, когда Он еще **на земле**, не говоря уже о том времени, когда Он будет на Небеси, и теперь Он, как Бог, имеет не данную Ему от кого-либо, а собственную, Божескую, власть **прощать грехи**, – смотрите:** тогда** Господь, обращаясь уже к болящему, **говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой!** «Видишь ли, – говорит святитель Златоуст, – как Он желал, чтобы Его почитали равным Богу Отцу? Он не сказал, что Сын Человеческий имеет нужду в помощи другого, но говорит: **«имеет власть»**. И говорит это не по честолюбию, но для того, чтобы убедить врагов в том, что Он не богохульствует, делая Себя равным Богу Отцу. И когда вначале говорил расслабленному, то еще неясно обнаружил власть Свою, ибо не сказал: Я отпускаю тебе грехи, но **«прощаются тебе грехи»**; а когда нужно было уверить в этом врагов, то Он яснее показывает власть Свою: //«власть имею»//. Господь везде желает представлять ясные и неопровержимые доказательства; так и здесь: в доказательство отпущения грехов расслабленному укрепляет его тело, а в доказательство укрепления тела заставляет его нести одр, дабы сотворенное Им чудо не почли за обман». И к общему изумлению слово Его влило живоносную силу в больного, ни одним членом не владевшего, и расслабленный тотчас исполнил повеление Исцелителя. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]