[<10>] ====== Толкования на Мф. 9:17 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое** Видишь ли, как эти примеры, – одежды и мехов, – сходны с употребленными и в Ветхом Завете? Так Иеремия называет народ чреслеником, и упоминает о вине и мехах [[old:ier:13:11|(Иер. 13:11]][[old:ier:13:12|–12)]]. От этих вещей Спаситель заимствует примеры потому, что речь была о чревоугодии и трапезе. Евангелист Лука прибавляет еще, что и новое раздирается, если приложить его к старому. Видишь ли, что отсюда не только не происходит никакой пользы, а только еще больший вред? Говоря о настоящем, Христос вместе предвещает и будущее, – именно то, что ученики Его впоследствии времени обновятся; но доколе этого не будет, дотоле не должно возлагать на них никаких строгих и тяжких заповедей. Кто прежде надлежащего времени, говорит Христос, предлагает людям высокое учение, тот и в свое время уже не найдет их способными следовать ему, навсегда сделав их бесполезными. Это зависит не от вина и не от мехов, в которые оно вливается, но от неблаговременной поспешности вливающих. Употребив эти сравнения, Спаситель открыл нам и причину того, почему Он, беседуя с учениками Своими, часто употреблял о Себе скромные выражения. Сообразуясь с их немощью, Он много говорил такого, что было гораздо ниже Его достоинства. Об этом свидетельствует и евангелист Иоанн, приводя слова Христовы: //Многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить// [[new:in:16:12|(Ин. 16:12)]]. Чтобы они не думали, что Он только то и может сказать им, что сказал, но представляли бы, что Он может сказать много и другого, гораздо важнейшего, – для этого Христос указал на их слабость, обещая сказать и остальное, когда они будут крепки. То же самое Спаситель выражает и здесь, говоря: //Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься// [[new:mf:09:15|(Мф. 9:15)]]. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 30-я.**// ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Не только пагубен для нас грех, но пагубно и самое добро, когда делаем его не вовремя и не в должной мере, так пагубны не только голод, но и излишество в пище и качество пищи, не соответствующее возрасту и сложению. «**Не вливают вина нова в мехи ветхи: аще ли же ни, то просадятся меси, и вино пролиется, и меси погибнут; но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется**». Это сказал Господь о деланиях добродетели, которые непременно должны соответствовать состоянию делателя, иначе они погубят делателя и сами погибнут, то есть, предприняты будут бесплодно, во вред и погибель души, противоположно своему назначению. //**Аскетические опыты. Том II. Слово о молитве Иисусовой.**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое** Согнивших в ветхости и отвергнувших новую благодать Господь нарек **мехами ветхими**, как бы прорвавшимися и проливающими новое учение Царствия. Таковым показал себя Каиафа. Ибо, услышав от Господа, что Он - Сын Божий, разодрал одежды. Петр же, приняв закон Духа жизни, не только, будучи поучаем, не отвращался, но и, будучи вопрошаем, исповедал Его, показав насажденное в нем познание истины. //**Письма. Книга I.**// ===== Прп. Иустин (Попович) ===== **Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое** Христианство ­- новая гносеология, ибо новый дух, новая душа, новое сердце новая психология. **Не вливают вина молодого в мехи ветхие**. Дух христианства не вмещается даже и через посредство какой бы то ни было категории в тленные сосуды ограниченного сознания и ума. //**Подвижнические и богословские главы.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое** См. Толкование на [[new:mf:09:16#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 9:16]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое** См. Толкование на [[new:mf:09:16#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 9:16]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Ниже вливают вина нова в мехи ветхи: аще ли же ни, то просадятся меси, и вино пролиется, и меси погибнут: но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется** **Ниже вливают вина нова в мехи ветхи** Берет и другое сравнение, называя **новым вином** строгость и силу заповедей, вином, как веселящую души совершенных, – новым, как непривычную для неприготовленных, – а **ветхими мехами** называя учеников, – мехами, как вмещающих учение, – ветхими, как слабых. **аще ли же ни, то просадятся меси, и вино пролиется, и меси погибнут** Просадятся мехи, т.е. прорываются, не выдерживая крепости нового вина, проливается не удержанное вино, и мехи пропадают, став негодными на дальнейшее время. **но вливают вино ново в мехи новы, и обое соблюдется** Хороший хозяин должен обращать внимание и на свойство вина, и на крепость мехов, и на время. Теперь ученики ветхи, как еще не возобновленные. И в другом месте сказал к ним: //еще много имам глаголати вам, но не можете носити ныне// ([[new:in:16:12|Ин. 16, 12]]). И то, и другое, говорит, сберегается, т.е. вино и мех, носимое и носящий. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое** **Мехи**. На востоке, особенно во время путешествия, для сохранения вина, употребляют мехи из кожи животных, так называемые бурдюки; и, конечно, для молодого, как более крепкого, вина употребляются мехи новые, крепкие. Новое вино означает пост, а ветхие мехи – слабость учеников, которую не следует обременять. Под словами: **новая одежда**, **новые мехи**, **новое вино**, – можно разуметь и весь новый завет Господа нашего Иисуса Христа [[new:2kor:05:17|(2 Кор. 5, 17)]]. Новый завет имеет и новые священные книги, и обновляющие нас благодатные таинства, и новое богослужение, и новые посты, и пр. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое** [[new:mk:02:22|(Мк. 2:22;]] [[new:lk:05:37|Лк. 5:37-39)]]. Речь в этом стихе гораздо яснее, чем в 16, и образы понятнее. Всякому известно, что если способную к брожению жидкость заключить в какой-нибудь некрепкий сосуд, то она разорвет его и сама выльется. Христос намеренно принимает всем знакомый образ молодого и, следовательно, подверженного брожению, вина, которое в Палестине и до сих пор вливается в мехи. Если они некрепки, то вино разрывает их, делает их совершенно негодными и само выливается. У Марка и Луки смысл одинаков, если только не иметь в виду прибавки у Луки 39-го стиха, которого нет ни у Матфея, ни у Марка. Выражения у всех трех евангелистов различны. Что разуметь под “молодым вином?” Нужно заметить, что связь речи о новой и старой одежде, новом вине и старых мехах с образами ст. 15, где говорится о брачном пире и о Христе, как женихе, — если думать, что новая одежда и новое вино свойственны брачному пиру, — только внешняя. “Притча” сказана в ответ на вопрос о постах. Под ними и следует разуметь старую одежду и старые мехи. Новое учение о постах это — новая одежда и новое вино. Требовать от учеников прежнего соблюдения постов значит вливать новое вино в старые мехи или пришивать к старой одежде новую заплату. По Цану, учение в ст. 17 в существенном одинаково, как и в ст. 16, но цель иная, — там говорится о поддержании старого, здесь о сохранении нового. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое** Он не принуждал учеников Своих поститься, по выражению святителя Иоанна Златоуста, «не для угождения тела, но по особенному Своему смотрению», с особенной премудрой целью, как это и объяснил Он в следующих двух примерах, взятых уже прямо из домашней жизни: **не вливают также вина молодого в мехи ветхие** (в ветхие кожаные бурдюки); **иначе**, если не так, **прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое**, сильное и крепкое, **вливают в новые мехи, и сберегается то и другое**. Не следует младенцу умом предлагать высокое учение прежде времени; иначе он и впоследствии не будет расположен слушать это учение. Новая, суровая заплата и новое вино означают пост, а старая одежда и старые мехи – учеников. Вот почему и Сам Спаситель, беседуя с учениками Своими, часто употреблял простые выражения, как Сам же им и объяснил это: //«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить»// [[new:in:16:12|(Ин. 16:12)]]. Вот почему и мы должны быть снисходительны к другим и тогда только будем иметь успех. Под словами «новая одежда, новые мехи, новое вино» можно понимать и весь Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа, как пишет и апостол Павел: //«ветшающее и стареющее близко к уничтожению»//; //«древнее прошло, теперь все новое»// [[new:evr:08:13|(Евр. 8:13;]] [[new:2kor:05:17|2 Кор. 5:17)]]. Новый Завет имеет и новые священные книги, и благодатные, обновляющие нас Таинства, и новое Богослужение, и новые посты, словом, – имеет все установления свои новые, потому что древнему ветхозаветному закону Христос дает новую жизнь. Он преобразовал древнюю субботу в праздник Своего воскресения; Он раскрыл и объяснил самый дух ветхозаветных заповедей, словом, основал новое благодатное Царство Божие на земле, которое есть Его Церковь Святая. И эта невеста Христова, Церковь Божия, следуя заветам Своего Жениха Небесного, Христа Спасителя, помнит и держит и это Его правило: не могут сыны чертога брачного плакать и поститься, пока с ними Жених. Сохраняя строгий пост во дни покаяния, предшествующие светлому празднику Его воскресения, она прекращает этот пост с того мгновения, когда Христос, яко Жених от чертога, исшел от гроба. И в постах, и в праздниках Святая Церковь твердо руководствуется апостольским преданием, премудро распределяя дни поста и праздников в течение года, дабы посредством тех и других воспитывать чад своих для Царства Небесного, для вечной будущей жизни... Святые отцы, прилагая слова Спасителя о «ветхих и новых мехах» к духовной жизни, поучают, что не следует человеку, неопытному в духовной жизни, сразу вдаваться в чрезмерные подвиги; «прежде возгрей в себе дух ревности, а потом налагай на себя и строгости, – пишет святитель Феофан затворник. – Если же, не имея этой ревности, возмешься за строгости, то не на пользу это будет. Немного еще продержишься в этой строгости, а потом ослабеешь и бросишь. И будет тебе еще хуже, чем было прежде. Это не значит, что строгости негодны, а только то, что надо все делать по порядку. Надо, чтобы все шло от сердца, от души, а не для показа»... Кроме того, одни внешние, телесные подвиги, без заботы о внутреннем очищении сердца от страстей, от грешных помыслов, а главное – без смирения, самоуничижения, могут даже повредить делу спасения души; такой неразумный подвижник, засмотревшись на свои мнимые подвиги, легко может возгордиться ими и впасть в прелесть; тогда действительно такому человеку, по слову Спасителя, //«бывает... последнее хуже первого»// [[new:mf:12:45|(Мф. 12:45)]]. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]