[<10>] ====== Толкования на Мф. 9:21 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею** Она видела, из какого дома Он вышел – из дома мытаря, и кто за Ним следовал – грешники и мытари; и все это произвело в ней благую надежду. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 31-я.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 21-22 **Ибо она говорила про себя **[т. е. в душе своей]**: Если я только коснусь одежды Его, то буду здорова: Иисус же, обратившись и видя ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова** **Ибо она говорила про себя **[т. е. в душе своей]**: Если я только коснусь одежды Его, то буду здорова: Иисус же, обратившись и видя ее, сказал** По закону [Моисееву] прикоснувшийся к женщине, имеющей месячное очищение или кровоточивой, считался нечистым [[old:lev:15:19|(Лев 15:19-32)]]. Потому эта женщина прикасается к Господу, чтобы и самой очиститься от нечистоты крови. **дочь, имей твердую веру, твоя вера сделала тебя здравою; и женщина стала здравою с того часа** Она - дочь потому, что вера ее сделала ее здоровой. Он не сказал: "Твоя вера сделает тебя здравою", а: "Твоя вера **сделала** тебя здравою". В самом деле, ты здорова уже потому, что уверовала. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею** См. Толкование на [[new:mf:09:20#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 9:20]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Глаголаше бо в себе: аще токмо прикоснуся ризе Его, спасена буду** Она имела великую веру, потому что верила, что, прикоснувшись края одежды Его, будет спасена, т.е. выздоровеет, но, однако – веру несовершенную, потому что думала скрыть от Того, Который видит и тайные движения души. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею** См. Толкование на [[new:mf:09:20#prot_ioann_buxarev|Мф. 9:20]] ===== Лопухин А.П. ===== **ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею** См. Толкование на [[new:mf:09:20#lopuxin_ap|Мф. 9:20]] //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **ибо она говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею** «Она не имела еще, – говорит святитель Златоуст, – надлежащего и совершенного понятия об Иисусе; иначе она не думала бы, что может укрыться от Него; но она и не сомневалась, и не говорила сама себе: исцелюсь ли я от болезни или нет? но подошла с твердой уверенностью, что получит исцеление. **Ибо она говорила сама в себе**: видно никто, кроме Иисуса, не восстановит моего здоровья; но как явиться мне, как приступить к Нему? Закон Моисеев объявляет меня нечистой; если я повергнусь перед Иисусом при всем этом народе, то я вызову в людях всеобщее отвращение; если коснусь руки Его, я оскверню Его Самого... Что же мне делать? Как быть? Но ведь Он не погнушался войти в дом мытаря; вот идут за Ним разные грешники и Он не гонит их прочь от Себя... Пойду и я, грешница, хотя бы ризы Его коснусь: Он так милосерд, так преисполнен Божественной силы, что ею, этой благодатной силой, орошены самые ризы Его, поэтому **если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею**. Так в ее сердце явилась благая надежда, и эта надежда не посрамила ее. Прежде самих апостолов познала она – не умом, а простым своим сердцем ту великую истину, что во Христе Иисусе обитает //«вся полнота Божества телесно»// [[new:kol:02:09|(Кол. 2:9)]]. Прикасаясь к краю одежды Христовой, она не боготворила ее, а только выразила свою крепкую веру во всемогущество Иисуса Христа. Так впоследствии больные исцелялись от прикосновения главотяжей и убрусцев (Убрусец (ц.-сл.) – полотенце, узкий пояс, платок) апостола Павла; так по вере болящих одна тень апостола Петра исцеляла их. Так и ныне, по благодати Божией, верующие исцеляются, прикасаясь с верой к чудотворным иконам, к мощам угодников Божиих, или освящая себя Таинствами Церкви. «Для нас, чувственных, – говорит святитель Феофан затворник, – необходимо чувственное прикосновение, чтобы принять нечувственную духовную силу. Господь так и устроил: Его Святая Церковь имеет видимое устроение: благодатная сила Божия приемлется через прикосновение с верою в Таинствах, в святыне храмов Божиих, в святых иконах и мощах. Господь видит веру прикасающегося и в его же сердце изрекает ему: «дерзай, чадо!» «Но среди множества народа, теснившегося вокруг Господа, вероятно были и другие страждущие застарелыми недугами; может быть, они были телом еще ближе к Небесному Целителю, нежели кровоточивая, и однако же не касались Его с той верой, с какой прикоснулась она, и потому оставались неисцеленными. Так бывает и в Христовой Церкви: многие называют себя христианами, Христовыми по имени, участвуют в Таинствах Церкви, но Христа не касаются, не притекают к Нему с живой, сердечной верой, не ищут и потому не получают жизни и исцеления от Него через те благодатные средства, какие предлагает им Святая Церковь. Почувствовав, что стала совершенно здоровой, женщина поспешно укрылась в толпе. Этого никто не заметил, но Господь Сердцеведец все видел, все знал. Ради славы Божией и для примера, в чем состоит сущность смиренной спасающей веры, Он не восхотел оставить ее в неизвестности. Кроме того, оставить исцеление ее как бы незамеченным означало бы дать повод думать, будто одежды Христовы имеют силу сами по себе. «Для чего же Господь не оставил ее в неизвестности? – вопрошает святитель Златоуст. – Неужели любит славу Тот, Кто другим запрещает говорить, и Сам не упоминает о безчисленных чудесах Своих? Но Он, во-первых, освобождает женщину от страха, дабы она, угрызаемая совестью, как похитительница дара, не проводила жизнь в мучении. Во-вторых, исправляет ее, потому что она напрасно думала утаиться. В-третьих, открывает всем веру ее, дабы и другие подражали ей. В-четвертых, чтобы показать Свое всеведение, которое само по себе есть великое чудо. Наконец, и начальника синагоги, который легко мог потерять веру, а с ней и все, исправляет примером жены». Святые евангелисты Марк и Лука повествуют, что Господь тотчас остановился и обратился к народу с вопросом: //«кто прикоснулся ко Мне?»// Когда же все отрицались, то апостол Петр, не понимая, в чем дело, сказал Господу: //«Наставник! народ окружает Тебя и теснит»//, – //«и Ты спрашиваешь: кто прикоснулся ко Мне?.»//. Но Господь сказал: «//прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня»//. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]