[<10>] ====== Толкования на Мф. 10:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь** Впрочем, Дух еще не был ниспослан: //ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен// [[new:in:07:39|(Ин. 7:39)]]. Как же они изгоняли духов? Повелением и властью Христа. Смотри же, как благовременно это посольство. Он не с самого начала послал их, но когда они уже довольно времени были Его последователями, и видели, как Он воскресил мертвого, запретил морю, изгонял бесов, исцелил расслабленного, отпускал грехи, очистил прокаженного. Когда достаточно, и делом и словом, удостоверились в могуществе Его, тогда уже и посылает их; посылает не на опасные подвиги, – в Палестине не было еще никакой опасности, – приходилось только подвергаться злословиям. Впрочем, предсказывает им и об опасностях, чтобы заранее приготовить и частым напоминанием приучить их к ним. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 32-я.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь** Благодетелен и милостив Господь и Учитель: Он не смотрит с завистью на могущество Свое (virtutes suas) в рабах и учениках Своих. И как Сам исцелял всякую болезнь и немощь, так и апостолам Своим дал силу исцелять в народе **всякую болезнь и всякую немощь**. Но между "иметь" и "раздавать", "получать" и "давать" есть великое различие. Он [Учитель] все, что ни делает, творит силой Божией, а они [ученики], если делают что-либо, то исповедуют немощь свою и силу Господа, говоря: //во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи// [[new:act:03:06|(Деян 3:6)]]. Необходимо заметить, что власть совершать чудеса, вручаемая апостолам, есть двенадцатое чудо [Спасителя]. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь** Избирает двенадцать учеников по числу двенадцати колен. Дав им силу, Он послал их, хотя и мало было их, так как вообще мало таких, которые идут тесным путем. Дал Он им силу чудотворений, чтобы, поражая чудесами, они имели внимательных к своему учению слушателей. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И призва обанадесять ученики Своя, даде им власть на дусех нечистых, яко да изгонят их, и целити всяк недуг и всяку болезнь** Но если было мало учеников, почему Он не умножил числа их, присоединив и других? Он умножил, но не в числе, а в силе: **даде**, говорит, **им власть**; так что назвал их малыми не по недостатку власти, а по числу. Итак, сначала делает их врачами тел, а потом вверяет им врачевание душ, что важнее. А изгоняли они бесов и исцеляли болезни именем Христовым. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь** Из учеников и последователей своих Иисус Христос сначала избрал двенадцать, по числу 12-ти колен народа Еврейского. Впоследствии Он избрал еще 70 или 72, по 6-ти на колено. Он послал сил избранных проповедовать Свое Евангелие, т. е. Свое учение о спасении (чит. объясн. слов //евангелия царствия// [[new:mf:04:23#prot_ioann_buxarev|23 ст. 4 гл.)]], почему и назвал их **апостолами**, т. е. с греческого языка, «посланниками» для проповедания Его учения. **Даде** (дал) **им власть на дусех нечистых** и проч., т. е. дал апостолам – проповедникам – силу творить чудеса. Как Сам Он соединял проповедь с чудотворениями для того, чтобы лучше веровали в Него как Божественного посланника, так для сей же цели Он дал чудотворную силу и апостолам: «Дабы удивляя чудесами, – пишет блаженный Феофилакт, – они приобретали внимательных своему учению слушателей» (чит. объясн. [[new:mf:04:23#prot_ioann_buxarev|23 ст., 4 гл.)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь** [[new:mk:06:07|(Мк. 6:7;]] [[new:lk:09:01|Лк. 9:1)]]. В рассматриваемом стихе говорится не о призвании и не об избрании апостолов, а только о посольстве их на проповедь. Матфеем было сообщено раньше о призвании нескольких учеников ([[new:mf:04:18|4:18]] и след.) и одного Матфея [[new:mf:09:09|(9:9)]]; всего, по его сообщению, призвано было раньше только пять учеников, Петр и Андрей, Иаков и Иоанн Зеведеевы, и Матфей. О призвании, бывшем раньше, остальных учеников, у Матфея нигде не говорится и “двенадцать учеников” появляются перед нами здесь в первый раз, хотя и возможно предположить, что до посольства на проповедь они уже находились со Спасителем (μαθητάί αύτοΰ — [[new:mf:05:01|Мф. 5:1;]] [[new:mf:08:21|8:21,]] [[new:mf:08:23|23;]] [[new:mf:09:10|9:10,]] [[new:mf:09:11|11,]] [[new:mf:09:14|14,]] [[new:mf:09:37|37]] и проч.). Евангелист мог бы и совсем не перечислять в 10:2 след. имен апостолов, и к этому, по-видимому, и клонилась речь его в 10:1. Но, написав этот стих, он, может быть, только тут вспомнил, что неудобно обозначать этих людей одним числительным, и потому счел за нужное назвать их и по именам, что во всяком случае было понятнее читателям, для которых он писал. Главная же суть дела теперь заключалась в том, что Спаситель дал этим ученикам власть над нечистыми духами и врачевания. Речь всех синоптиков о посольстве апостолов не отличается сходством по выражениям. Речь Матфея ближе к речи Луки. Из показания Луки [[new:lk:06:13|(6:13)]] видно, что двенадцать апостолов были призваны или избраны пред произнесением нагорной проповеди. Следует отметить здесь постепенное расширение деятельности Христа, как ее изображает Матфей. Сначала [[new:mf:04:23|(4:23)]] он говорит о путешествии только Самого Христа по Галилее. Затем в [[new:mf:09:35|9:35]], почти в тех же словах, говорит о той же галилейской деятельности, только с прибавкою речи о “городах и селениях”. Наконец, в [[new:mf:10:01|10:1]] и [[new:mf:10:02|2]] сюда присоединяется посольство апостолов на проповедь. Поэтому думают, что в [[new:mf:10:01|10:1]] содержится заключение начатой в [[new:mf:04:13|4:13]] речи. Иероним правильно замечает, что Спаситель не завидует тому, что Его ученики и рабы будут владеть силами, которые принадлежат Ему Самому. И как Он Сам исцелял всякую болезнь и немощь, так и ученикам передал эту власть. Но существует большое расстояние между выражениями иметь и раздавать, дарить и получать и обозначаемыми в них действиями. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь** Святой Лука, повествуя об избрании апостолов, говорит, что Спаситель накануне всю ночь провел в молитве к Богу Отцу Своему, ибо в избрании апостолов Он полагал первый камень в основание Святой Церкви. Он желал и апостолов Своих научить, чтобы, избирая кого-либо на служение Церкви, они приступали к этому делу с молитвой, просили Бога показать им достойного. Так они и поступали впоследствии. И, когда настал день, **призвав двенадцать учеников Своих**, по числу двенадцати колен Израилевых, чтобы и новозаветный избранный народ имел двенадцать духовных родоначальников, назвал их апостолами, т.е. посланниками для проповеди Его учения. Все они были Израильтяне, а не язычники, не еллины-пришельцы, так как именно через потомков Авраамовых должно было распространиться благословение на весь род человеческий. **Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь**. Он дал им силу чудотворений, чтобы они, удивляя чудесами, привлекали к своему учению внимательных слушателей. «Как же они изгоняли духов? – вопрошает святитель Златоуст и отвечает: – Его повелением и властью. Смотри же, как благовременно посылает их. Ибо не с самого начала послал их, но когда они уже достаточное время были Его последователями и видели, как Он воскресил мертвого, запретил морю, изгнал бесов, исцелил расслабленного, отпускал грехи, очистил прокаженного. Когда они и делом, и словом полностью удостоверились в Его могуществе, только тогда Он их посылает, но посылает не на опасные подвиги, потому что еще не было никакой опасности в Палестине, а надлежало только подвергаться злословиям. Впрочем, напоминает им и об опасностях, чтобы заранее приготовить их и частым напоминанием приучить к ним». //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]