[<10>] ====== Толкования на Мф. 10:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное** Видишь величие служения? Видишь достоинство апостолов? Им не велено говорить ни о чем чувственном, о чем говорили Моисей и прежде бывшие пророки; но повелевается говорить о предметах новых и необычайных. Те проповедовали не о небесном царствии, но о земле и о земных благах; а эти проповедуют о царстве небесном, и обо всем, что там. Но не этим только апостолы превосходят пророков, но и послушанием. Они не отказываются, не уклоняются от повелений, как поступали древние; но, слыша и об опасностях, и о войнах, и о несносных бедствиях, с совершенной покорностью принимают повеления, как проповедники царствия. Но чему тут дивиться, скажешь, ежели они охотно повиновались, когда должны были проповедовать без скорби и тягости? Что ты говоришь? Им не заповедано ничего тягостного? Разве не слышишь о темницах, о смертных приговорах, о гонениях от единоплеменников, о всеобщей ненависти? Все это, по словам Христа, вскоре должны они были испытать на себе. Он посылает их проповедниками и раздаятелями бесчисленных благ другим; а самим возвещает и предрекает несносные бедствия. //**Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 32-я.**// ---- Называя же их овцами погибшими, а не заблудившимися, всячески внушает им мысль о прощении, и привлекает сердца их. **Ходя же**, говорит Он, **проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное**. Видишь величие служения? Видишь достоинство апостолов? Им не велено говорить ни о чем чувственном, о чем говорили Моисей и прежде бывшие пророки; но повелевается говорить о предметах новых и необычайных. Те проповедовали не о небесном царствии, но о земле и о земных благах; а эти проповедуют о царстве небесном, и обо всем, что там. Но не этим только апостолы превосходят пророков, но и послушанием. Они не отказываются, не уклоняются от повелений, как поступали древние; но, слыша и об опасностях, и о войнах, и о несносных бедствиях, с совершенной покорностью принимают повеления, как проповедники царствия. Но чему тут дивиться, скажешь, ежели они охотно повиновались, когда должны были проповедовать без скорби и тягости? Что ты говоришь? Им не заповедано ничего тягостного? Разве не слышишь о темницах, о смертных приговорах, о гонениях от единоплеменников, о всеобщей ненависти? Все это, по словам Христа, вскоре должны они были испытать на себе. Он посылает их проповедниками и раздаятелями бесчисленных благ другим; а самим возвещает и предрекает несносные бедствия. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное** Послушаем, что заповедуется посланным проповедникам: **Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное**. Если бы об этом, возлюбленнейшие братья, молчало Евангелие, то вопиял бы мир. Ибо его развалины служат его голосами. Стертый такими потрясениями, он лишился своей славы, словно указывая нам на самое близкое Царство, следующее за ним. Он горек даже для тех, кто его любит. Сами его развалины проповедуют, что его не следует любить. Ибо если бы разрушенный дом угрожал хозяину падением, то каждый, кто живет в нем, должен был бы бежать [из него], и кто любил его стоящим, тот скорее должен выходить из него падающего. Итак, если мир падает, а мы объемлем его любовью, то более хотим быть задавленными, чем жить в нем; потому что мы, кого любовь привязывает к страстям мира, никоим образом [уже] не отделяемся от его развалин. Итак, ныне, когда видим все уже разрушающимся, нам легко отделить наш дух от любви к нему. Но это было весьма трудно в то время, когда [апостолы] посылались проповедовать невидимое Царство Небесное, когда видели, что все земные царства цветут и расширяются. //**Сорок гомилий на Евангелия.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное** И в настоящее время проповедники должны преимущественно говорить людям о приближении Царства Небесного. Это всего лучше может действовать на людей, страдающих под тяжким владычеством греха. Описывать это Царство со всею подробностию, как известное земное государство, которое описали очевидцы. Но при описании бросать на Царство Небесное некоторую светлотень, которая необходимо должна быть в таких предметах, которые не совсем нам известны и покрыты некоторым мраком. //**Дневник. Том I. 1856.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 7-8 **А идя проповедуйте, говоря, что приблизилось царство небесное; немощных исцеляйте, мертвых воскрешайте, прокаженных очищайте, демонов изгоняйте; даром получили, даром давайте** **А идя проповедуйте, говоря, что приблизилось царство небесное; немощных исцеляйте, мертвых воскрешайте, прокаженных очищайте, демонов изгоняйте** А чтобы люди простые, не обладающие прелестями красноречия, неученые, некнижные, встретили у всех веру, когда они будут обещать Царство Небесное, Он дает им власть исцелять больных, очищать прокаженных и изгонять демонов, чтобы величие обетований было подтверждено величием знамений [или: чудес]. А так как духовные дары, - если награда за труд бывает средней, - всегда бывают дешевле, то Он присоединяет осуждение скупости в словах: **даром получили, даром давайте** Я - Господь и Учитель дал вам это без платы, и вы раздавайте также без платы, чтобы благодать Евангелия не потерпела ущерба. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное** См. Толкование на [[new:mf:10:05#blzh_feofilakt_bolgarskij|Мф. 10:5]] ===== Евфимий Зигабен ===== **ходяще же проповедуйте, глаголюще, яко приближися Царствие Небесное** Приблизилось небесное блаженство, т.е. оно в вас есть, если только вы желаете получить его; а получите вы его посредством веры и соблюдения заповедей. О Царстве Небесном хорошо сказано [[new:mf:03:start|в третьей главе]]; поэтому нужно знать это и выбирать оттуда то, что кажется более соответственным. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 7-8 **ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте** **Приближися** (приблизилось) **царствие небесное** (чит. объясн. [[new:mf:04:17#prot_ioann_buxarev|4 гл. 17 ст.)]]. **Болящия исцеляйте** и проч. Тут повторяет Господь то, что сказал ранее (чит. [[new:mf:10:01#prot_ioann_buxarev|ст. 1)]]. **Туне приясте, туне дадите** (даром получили, даром и давайте), т. е. апостолы должны проповедовать и творить чудеса не за плату, не из корысти. «Этим Господь смиряет их высокоумие, – пишут Златоуст и Феофилакт, – чтобы они не подумали, что производимые ими чудеса происходят от их добродетелей: сами получили не в награду, не за труды, это Моя благодать, так давайте и другим»; а также предостерегает и от сребролюбия. К страстям тщеславия и любостяжания особенно склонно грехолюбивое человеческое сердце. Этими же словами Господь учит апостолов и всех вообще щедрости: если мы получаем от Бога все даром, то и сами должны давать другим, делиться с другими, не для награды только, но и даром. Впрочем, сими словами Господь не запретил апостолам принимать добровольные приношения от верующих для вспомоществования им в необходимом в жизни при трудах проповедничества, ибо **трудящийся**, сказал Он, **достоин награды за труды свои** [[new:lk:10:07|(Лк. 10, 7.]] [[new:1kor:09:08|1 Кор. 9, 8-14)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное** [[new:lk:09:02|(Лк. 9:2)]]. Буквально — проповедуйте, говоря, что приблизилось Царство... За отсутствием хронологических данных трудно определить с точностью, когда именно совершилось это посольство апостолов на проповедь. Однако видно, что по воззрению самого евангелиста, это было уже после того, как Сам Спаситель много проповедовал и исцелял больных. Если мы будем иметь в виду это обстоятельство, то и лучше поймем, в чем должна была состоять первоначальная проповедь апостолов. Материал для нее намечается в словах //“приблизилось Царство Небесное”.// Если бы посланные стали произносить пред кем-либо только одни эти слова, то и этого было бы достаточно. Но если бы их попросили объяснить, что это значит, то они могли бы просто рассказывать о появлении необыкновенного Лица, которое творило чудеса и говорило так, как не говорил никто из книжников и фарисеев. Таким образом, посольство на проповедь неопытных в ней людей, вследствие самой простоты проповеди, нисколько не превышало сил апостолов. Эта проповедь не была книжной, не требовала изучения или каких-либо научных знаний и занятий, а была взята прямо из жизни и совершалась для нее же. Слово “покайтесь” пред “ибо приблизилось” встречается только в одном сагидском переводе. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное** «Видишь, – восклицает святитель Златоуст, – величие служения? видишь достоинство апостолов? Им не велено говорить ни о чем чувственном, о чем говорил Моисей и прежде бывшие пророки; но повелевается говорить о предметах новых и необычайных. Те проповедовали о земных благах, а эти проповедуют о Царстве Небесном. Но не этим только апостолы превосходят пророков, а и послушанием. Они не отказываются, не уклоняются от повелений, как поступали древние; но слыша и об опасностях, и о войнах, и о несносных бедствиях, с совершенной покорностью принимают повеления. Слышишь о темницах, о смертных приговорах, о гонениях от единоплеменников, о всеобщей ненависти? Все это, по словам Его, вскоре они должны были испытать на себе. Он посылает их проповедниками и раздаятелями благ для других, а самим возвещает и предрекает несносные бедствия. //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]