[<10>] ====== Толкования на Мф. 10:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется** См. Толкование на [[new:mf:10:21#svt_ioann_zlatoust|Мф. 10:21]] ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется** **Спастися** в обыкновенном употреблении сего слова значит избавиться от опасности, от врага, от беды, от страдания, от смерти, от погибели. Так Ной посредством ковчега спасся от вод потопа, Лот бегством спасся от огня содомского. В высшем духовном разуме **спастися** значит избавиться от врага диавола или от опасности подвергнуться его мучительству, сохраниться, или очиститься от греха как источника всех бед и страданий, освободиться от клятвы закона, связующей и поражающей грешника, избегнуть осуждения от вечного правосудия, быть безопасным от поглощения бездною, «//идеже червь не умирает, и огонь не угасает//» [[new:mk:09:44|(Мк. 9:44)]], где жизнь и бессмертие непрестанно убиваются смертию неумирающею. Кто таким образом спасется от всякого зла, того жребием, очевидно, должно быть благо и блаженство. Посему кто не пожелает спасения? И может ли быть человек, который бы действительно не желал онаго? Если некоторые люди живут и поступают так, как бы они не желали себе спасения: то это или потому, что прельщаемые и ослепляемые страстями, они безразсудно почитают возможным без опасности отложить исполнение сего желания до будущаго времени; или потому, что по множеству грехов и беззаконий, ими содеянных, отчаяваются в своем спасении; а если бы в них возбудилась надежда спасения, то возбудилось бы и желание. Жесточайший враг спасения нашего есть отчаяние. И пoелику Бог никого в сей жизни не присуждает к отчаянию, объявив торжественно чрез Пророка, что //не хощет смерти грешника//, сколь ни тяжки грехи его, //но еже обратитися и живу быти ему// [[old:iez:33:11|(Иез. 33:11)]]; и пoелику человек сам своим упрямством и гордостию пораждает в себе отчаяние: то у человека, отчаявающагося в своем спасении, нет врага столь жестокаго, как он сам. За желанием спасения и сознанием возможности онаго естественно следует помышление о средствах достигнуть онаго. Вышнее начало нашего спасения есть благодать Господа нашего Иисуса Христа, как свидетельствует Его возлюбленный ученик: //яко Отец посла Сына Спасителя миру// [[new:1in:04:14|(1 Ин. 4:14)]]. А соответствующия сему началу средства со стороны человека суть вера, действующая любовию, и употребления таинств Церкви, по реченному самим Господом: //иже веру имет и крестится, спасен будет// [[new:mk:16:16|(Мк. 16:16)]]. Сколь ни совершенны и действительны сии средства спасения: но пoелику в приспособлении оных к душе и жизни человека встречаются препятствия и затруднения; то, для устранения сих препятствий, и для препобеждения сих затруднений, вновь требуются некоторыя вспомогательныя средства. Одно из таких средств указуется нам изречением Господним: **претерпевый до конца, той спасен будет**. Спасется только тот, кто претерпит, и претерпит до конца. Следственно, вспомогательное средство спасения есть терпение, и притом терпение до конца. Христос Спаситель поставляет терпение в ближайшем соотношении с гонениями за имя Его. **Се Аз, говорит Он, посылаю вас, яко овцы посреде волков: — предадят вы на сонмы, и на соборищах их биют вас: — и будете ненавидими всеми имене Моего ради: претерпевый же до конца, той спасен будет**. Гонение за истинную веру есть открытое и торжественное поприще терпения; и славный в Церкви чин претерпевших до конца и спасшихся суть святые мученики. Но что же мы, живущие в такия времена, когда нет гонений за имя Христово, когда, как говорит святый Златоуст, «//ни раны, ни узилища, ни князи, ни сонмища, ни ино что от таковых належит нам, но и сопротивное все; мы начальствуем и обладаем, ибо цари благочестивии, и чести многи христианом//?» Пожалеем ли, что нам не дано участия в подвиге и в славе терпения мученическаго? – Это было бы, может быть, самонадеянно и дерзновенно. Или порадуемся, что можем обойдтись без подвига? – Это было бы неблагородно, а притом и погрешительно. Начальник нашего спасения преподал учение о спасительном терпении вслед за предречением о гонениях за веру по естественной последовательности; но сим не ограничил области терпения. Посему все мы, если желаем спастись, должны стяжать терпение и сохранить оное до конца. **Претерпевый до конца, той спасен будет**. Область терпения должна простираться на всю жизнь человека и на все судьбы человечества в сем мире. С терпением человек приобретает и сохраняет блага, успевает в предприятиях, достигает исполнения желаний, безвредно выдерживает приражения зол; вышед из терпения он тотчас в опасности утратить благо и пострадать от зла, или, что не менее бедственно, сделать зло. Минута нетерпения может расстроить годы и веки. Поверите ли, что терпение нужно было даже в раю, где по видимому, совсем нечего терпеть? – Поверите, если размыслите. Если бы праматерь Ева имела довольно терпения, не отвечать на речи змия искусителя, с перваго слова ложныя, не бросаться, при возбудившемся чувственном влечении, опрометчиво на запрещенный плод, остановиться и подумать, не безопаснее ли верить Богу, нежели змию, посоветоваться, прежде несчастной решимости, с мужем, менее ея неопытным, еще до ея сотворения уже бывшим в общении с Богом: очень вероятно, что чувственное влечение было бы остановлено, истина восторжествовала бы над ложью, не был бы соделан грех, и не последовала бы смерть. Недостало терпения: и прародители пали, и с собою низринули весь будущий род человеческий. По сравнению с раем, надобно ли изъяснять, сколько нужнее терпение на земле, куда человек для того и послан из рая, чтобы //в терпении стяжавал душу// свою? Для чего всеблагий Бог изрек сие строгое определение: //умножая умножу печали твоя и воздыхания твоя// [[old:gen:03:16|(Быт. 3:16)]]; – //в поте лица твоего снеси хлеб твой// [[old:gen:03:19|(Быт. 3:19)]]? Конечно, не для того, чтобы открыть случай нетерпению или ропоту, но для того, чтобы ввести человека в подвиг спасительнаго терпения. Если бы терпение имел Каин во время своего унижения пред младшим братом, при жертвоприношении: он, без сомнения, поискал бы средства, поправить свое неприятное положение, в усерднейшем впредь служении Богу, а не в братоубийстве; и человек, может быть, долго бы еще не изобрел тягчайшаго из преступлений – человекоубийства. Дерзнем сказать и о блаженной Сарре нечто не к славе ея: ибо и в облагодатствованных душах иногда видны немощи природы, подобно как в солнце – темныя пятна; но для внимательных и немощи сих душ поучительны, подобно как их добродетели. Если бы супруга отца верующих имела довольно терпения, не смотря на свое продолжительное неплодство, спокойно ждать исполнения обетования Божия о семени Авраама, когда и как восхощет Обетовавший; если бы она не поспешила испросить себе у Авраама сына от рабыни: не было бы Сарре скорби и затруднений от Агари; не было бы Исмаила, неблагоприятнаго Исааку; не было бы агарян, враждебных естественному и духовному семени Авраама. Если бы у Израильтян, при Синае, достало терпения на сорок дней, чтобы ничего не предпринимать в ожидании разрешения неизвестности о Моисее, умедлившем на горе: они не запятнали бы себя идолослужением золотому тельцу при самом, так сказать, подножии престола истиннаго Бога, Законодателя. Вообще недостаток терпения был источником их преступлений и бедствий во время странствования их в Аравийской пустыне. Саул, во время опасности от врагов, имел терпение семь дней ждать Пророка Самуила, для совершения жертвоприношения, по повелению Божию: но у Саула недостало терпения только на несколько еще часов; он совершил жертвоприношение без Пророка: и Пророк явился уже не для того, что бы призвать ему Божию помощь, но чтобы объявить ему лишение благодатнаго избрания Божия. Если сии примеры страшны, потому что показывают, как легко погрешить против терпения, и как тяжки последствия от сего: то утешим и ободрим себя другими очевидными опытами того, как можно в самых трудных обстоятельствах сохранить терпение, и как благотворны от сего последствия. Какия лишения, страдания, искушения претерпел праведный Иов! И как верно и щедро вознаграждено его терпение! Какия жестокия и продолжительныя гонения претерпел Давид! И как славно вознаграждено его терпение! Какие многообразные роды истязаний, мучений, смертей, нарочно изобретены были врагами христианства для того, чтобы поколебать терпение христианских мучеников! И как чудно совершалась в их немощи сила Божия, то спокойным, и даже иногда безболезненным перенесением мучений, то внезапным изцелением ран, то карательными действиями над мучителями, то духовною победою, превращавшею самих мучителей в христиан! И кроме мученичества, как много и долго претерпевали многие подвижники благочестия, которые, по верному для прешедших и последующих времен изображению Апостола, //проидоша в милотех, и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени, в пустынях скитающеся, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных// [[new:evr:11:37|(Евр. 11:37-38)]]! И от тощих, по видимому, семен самоотвержения, добровольных лишений, претерпеваемых искушений, при орошающих слезах и теплоте молитвы, какие обильные в них являлись и являются плоды добродетелей, дарований духовных, благодатной силы и славы, еще на земле не небесной, а потом и из затвореннаго для нас неба благотворно просиявающей на землю! Сказанному теперь ты даешь очевидное и неумолкающее свидетельство, преподобне Отче Сергие! //Свидение твое да уверится зело// [[old:ps:092:05|(Пс. 92:5)]] в сердцах наших, дабы видимые у тебя славные плоды побуждали нас заимствовать у тебя хотя несколько добрых семен, от каких оные прозябли; дабы и мы возлюбили самоотвержение, добровольныя лишения, благодушие в искушениях; дабы и мы, в посильную меру, стяжавали добродетели, простирались к дарованиям, достигали спасения, //терпя настоящая мужественне, веселяся будущим// (Служба прп.Сергию, стихира на Господи воззвах). Без терпения нет подвига, а без подвига нет добродетели, ни дарования духовного, ни спасения. Ибо //Царствие Небесное нудится// [[new:mf:11:12|(Мф. 11:12)]]. Хочешь ли, по заповеди Христовой, стяжать совершенную любовь, объемлющую и врагов? Размысли, сие возможно. В людях встречаешь ты часто недостатки, нередко пороки, иногда и ненависть к тебе, а это располагает к неуважению людей, к отвращению от них, ко взаимной ненависти, а не к любви. Как же стяжать любовь ко всем? Если решишься и приобучишь себя с терпением взирать на недостатки и пороки людей и на самую ненависть к тебе, то можешь возлюбить всех, не преставая ненавидеть пороки, а без терпения не можешь. Хочешь ли, по апостолу, быть //чадо послушания// [[new:1pet:01:14|(1 Пет. 1:14)]]? Размысли, как сие возможно. Если начальствующий или старейший будет тебе повелевать только то, чего ты и сам желаешь, то ты будешь исполнять свою волю, исходящую из уст другого. Трудно признать здесь добродетель послушания. Послушание несомнительно тогда, когда ты, очевидно, не своему следуешь мудрованию и не своим желаниям, но рассуждению и воле повелевающего. Посему надобно, да и неизбежно, чтобы тебе нередко повелеваемо было то, что тебе не по мысли, не по желанно, не по вкусу, что тягостно для твоей неги, непокойно и обременительно для твоей беспечности; но чтобы сие исполнить без противления, без прекословия, без ропота, для сего нужно терпение. Итак, если имеешь терпение, то можешь иметь послушание, а без терпения не можешь. Подобно сему и всякая добродетель требует некоторых лишений, труда, подвига, брани против страстей, вожделений, искушений, не всегда легко и скоро увенчаваемой победою, и следственно, требует терпения. Если поколеблется терпение, — не устоит и другая добродетель. И поелику добродетель есть обязанность всей жизни до конца, то и терпение есть потребность всей жизни до конца, если человек не хочет подвергнуться грозному определению Божию, провозглашенному Пророком Иезекиилем: //аще совратится праведник от правды своея, и сотворит неправду по всем беззаконием, яже сотворил беззаконник, вся правды его, яже сотворил есть, не помянутся: в преступлении своем, имже преступи, и во гресех своих, имиже согреши, в них умрет// [[old:iez:18:24|(Иез. 18:24)]]. И после правды можно умереть во грехах, и умереть вечно! Как опасно такое положение! Какая посему потребна осторожность! А как часто мы забываем опасность, и не думаем об осторожности! Слово Божие, совесть, советы добрых людей, указания Провидения подвизают нас на путь правды; и мы с жаром вступаем в духовный подвиг: но потом время охлаждает жар; труд подвига утомляет; искушения разстроивают; некоторые успехи в добре располагают к безпечности; словом, недостает терпения и постоянства: и наченшие духом нередко плотию скончавают. Братие, подвижники веры и добродетели! Братие, подвижники самоотвержения и креста! //Терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Начальника веры и Совершителя Иисуса// [[new:evr:12:01|(Евр. 12:1-2)]], и с терпением да продолжим оный до конца. **Претерпевый же до конца, той спасен будет**. Аминь. //**260. Слово в день памяти преподобнаго Сергия (Говорено сентября 25 в Троицкой Лавре; напечатано в Твор. Св. От. 1850 г. и в собр. 1861 г.) 1850 год**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется** Если ненавидят нас ради имени Иисуса Христа, мы должны радоваться. Будем терпеть: только за терпение до конца обещано спасение. Значит, спасение – весьма важное дело, когда оно обещается как награда терпящим до конца. //**Дневник. Том I. 1856.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется** См. Толкование на [[new:mf:10:21#blazh_ieronim_stridonskij|Мф. 10:21]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется** "Всеми" вместо "многими", потому что не все ненавидели их, так как были и такие, которые принимали веру. "**Претерпевший же до конца**", а не в начале только, тот будет участником жизни вечной. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **и будете ненавидими всеми имене моего ради: претерпевый же до конца, той спасен будет** **и будете ненавидимы всеми имене Моего ради** Всеми, т.е. многими, потому что многие также любили их. И это идиоматизм Писания – употреблять "все" вместо "многие". Прибавив выше [[new:mf:10:18|(ст. 18)]]: //Мене ради// и здесь опять: **имене Моего ради**, сообщил им великое утешение и дерзновение, так как они были убеждены, что Он Сам защищает и помогает страдающим ради Него. **претерпевый же до конца, той спасен будет** Это изречение заключает в себе троякий смысл: во-первых, что им нужна не только Его помощь, но и собственная твердость, чтобы добрые дела принадлежали не только Христу, но и Апостолам; во-вторых, – что не должно ослабевать: какая польза от начала, которое не имеет конца? В-третьих, – что даже до конца жизни их будут случаться опасности. Следует удивляться Апостолам: каким образом, будучи посылаемы на столько и столь великие опасности, слыша, что вся вселенная им враждебна и что во всю свою жизнь они будут искушаемы, они, однако, не устрашились и не требовали освобождения от этих зол. Они повиновались, как послушные, Учителю и уповали, как верующие, на силу Пославшего. Зная, что проповедь веры будет иметь такую силу, что расторгнет и крепчайшую природную любовь, и что различные страсти будут побеждать взаимно друг друга, они еще больше ободрились и, воодушевившись несомненной надеждой совершить благое дело, выступили в числе двенадцати во всю вселенную, вместе с которой против них борется диавол со множеством своих демонов. И победили они, не убивая противников, но перечисляя их на свою сторону: подобных демонам они сделали подобными Ангелам. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется** **Претерпевший же до конца спасется**. Ибо многие начинают, но немногие заканчивают. Всегда сначала - любовь, а в конце - испытание. И никто не может претерпеть до конца за Бога, кроме тех только, кто ради Бога стал Божиим. Ибо все, что делается ради плоти, есть плотское, поскольку и сама плоть временна; но то, что делается ради Бога, то - вечно, как вечен и Сам Бог. Добрый исход есть сердце благой веры, ибо славно не начать какое-либо доброе дело, а закончить. Ибо начинание часто исходит от желания плоти, а завершение есть сила души. Ведь часто доброе дело побуждается плотской страстью, но без милости Божией оно не завершится. Если же ты обратишься к Богу, будешь Ему служить и вершить дела справедливости, то никогда не вспоминай об уже сделанном тобою, а помышляй о завершении. Ибо размышление о прошлых благих делах производит хвастовство, а размышление об [их] завершении - страх, ибо: **Претерпевший до конца спасется**. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется** См. Толкование на [[new:mf:10:21#prot_ioann_buxarev|Мф. 10:21]] ===== Лопухин А.П. ===== **и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется** Стих буквально повторяется у Марка [[new:mk:13:13|13:13]] и Луки [[new:lk:21:17|21:17]]. (У последнего, впрочем, без последней половины, которая заменяется в [[new:lk:21:19|21:19]] словами: //“терпением вашим спасайте души ваши”//). Указывается на предмет ненависти, но не указывается на ее причину. Другими словами, ненависть ко Христу начинается и продолжается как бы без всякой причины, только потому, что Он Христос. Одно только имя Его способно возбуждать во многих людях ненависть. Ясно, что тут есть какие-нибудь тайные причины, на которые Он не указывает прямо, но вполне понятные. Слишком высоки идеалы, слишком высоки требования, которые, как кажется на первый раз, неприложимы к жизни и проведение которых требует тяжкой борьбы. А где борьба, там и ненависть, которая отсутствует только разве в немногих случаях, не относящихся собственно к борьбе. Выражение “всеми” объясняют различно. По одним это выражение поставлено вместо “многими” (Феофилакт); по другим — это только популярное выражение всеобщей ненависти; исключения исчезали из виду (Мейер и Морисон). Ни то, ни другое объяснение, по-видимому, не могут считаться удовлетворительными. Выражение будет понятнее, если мы опять обратимся к представлению о борьбе, когда люди разделяются на два лагеря. Люди противоположного или враждебного лагеря и называются здесь “всеми”. Для них будет служить предметом ненависти даже только одно имя Христа. Дальнейшее выражение в греч. можно понимать двояко: “за имя Мое претерпевши до конца — он спасется”; или, как в русском: //“будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевшие же”// и проч. Если бы было первое, то артикль пред словом “//претерпевший//” заменен бы был артиклем пред //“за имя Мое"// (ср. [[new:mf:24:13|24:13]]). Выражение //“до конца”// объясняют также различно: конец страданий учеников, конец жизни, разрушение Иерусалима и проч. Но гораздо лучше объяснять, конечно, “до конца страданий”, потому что в этом, по-видимому, и заключается самая сущность дела. “Важно не начало, а завершение”, говорит Иероним. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется** См. Толкование на [[new:mf:10:19#troickie_listki|Мф. 10:19]] [<10>]