[<10>] ====== Толкования на Мф. 11:8 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских** Но смотри, как Господь, оставив всякое другое зло, обращает внимание на то, которое особенно в это время возмущало их, и отнимает самый предлог к легкомыслию. **Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских**. Эти слова означают то, что Иоанн не был по природе непостоянен, и это вы доказали своим усердием. Но и того никто не может сказать, что он хотя и был по природе тверд, но впоследствии, предавшись роскоши, сделался слаб. Одни из людей от природы бывают слабы, а другие впоследствии времени делаются таковыми. Например, один гневлив по природе, а другой от долговременной болезни приобретает эту страсть. Равным образом одни бывают непостоянны и легкомысленны по природе, а другие от того, что предаются роскоши и неге. Но Иоанн не был таков и по природе, – вы ходили смотреть, говорит Спаситель, не трость, колеблемую ветром, – равно как не потерял он сокровища, которым обладал, предавшись роскоши. Что он не был рабом роскоши, это показывает его одежда, пустыня и темница. Если бы он хотел носить дорогие одежды, то жил бы не в пустыне и не в темнице, а в царских чертогах. Он одним молчанием мог бы достигнуть величайших почестей. В самом деле, если Ирод так уважал его, несмотря даже на то, что он обличал его и находился в узах, то тем более стал бы льстить ему, если бы он молчал. Итак, могут ли падать такие подозрения на того, кто самым делом доказал свою твердость и постоянство? //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских** Сын Захарии, живущий в пустыне, одевающийся звериною кожею, питающийся дикою пищею, вероятно, диким человеком казался многим из тех, которые **носят мягкая, и живут в домех**: и кто бы подумал, что есть род великости, в которой он перерос всех рожденных женами прежде его? //**459. Слово на память иже во Святых Отца нашего Алексия, Митрополита и всея России Чудотворца (Говорено в Чудове Монастыре февраля 12). 1824**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских** //Об облекающихся в мягки ризы// О том, что носить мягкие, тонкие, красивые и цветные одежды значит не сохранять правило подвижничества по Богу, спроси Иоанна Богослова, описывающего хитон Господень. И он скажет тебе: //бе же хитон Его не швен, свыше исткан весь// [[new:in:19:23|(Ин. 19:23)]]. Но кому неизвестна малоценность той одежды, какую употребляли бедные Галилеяне, которым особенно нравилось таковое одеяние, сотканное с некоторым искусством? Попроси сведений у божественного Матвея, извещающего об Иоанне Крестителе, и он даст тебе такой ответ: //сам же Иоанн имяше ризу свою от влас вельблуждь// [[new:mf:03:04|(Мф. 3:4)]]. Смотри также, как многомудрый и богоносный Лука изображаете кичливость Иродову и порицает одежду, в какую тот был облечен [[new:act:12:21|(Деян. 12:21)]]. //В мягки ризы одеянные//, - говорит он, - //живут в домах царских// [[new:lk:07:25|(Лк. 7:25)]], но не отличаются одеждами, достойными духовного брачного чертога. Посему, если вожделеваешь его, малоценностью одежды подражай Богу нашему Иисусу, потому что роскошь в одеждах - знак здешней изнеженности, а не горней светоносности. //**Письма. Книга I.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских** См. Толкование на [[new:mf:11:07#blazh_ieronim_stridonskij|Мф. 11:7]] ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== **Что же смотреть вы ходили? Человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских** Чтобы не могли сказать, что Иоанн, сделавшись рабом роскоши, впоследствии стал изнеженным, Господь говорит им: "Нет!" Ибо власяная одежда показывает, что он - враг роскоши. Если бы он носил мягкие одежды, если бы он хотел роскоши, то жил бы в царских палатах, а не в темнице. Узнай же, что истинный христианин не должен носить мягкие одежды. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Но чесо изыдосте видети? человека ли в мягки ризы облеченна? Се, иже мягкая носящии, в домех царских суть** **Но чесо изыдосте видети; человека ли в мягки ризы облеченна** т.е. изнеженного, чтобы и из этого он казался слабым и легкоизменяемым; или наоборот, воспитанного сурово, как убеждали в этом его одежда и пища. **Се, иже мягкая носящии, в домех царских суть** Но этот сначала жил в пустыне, а теперь заключен в темницу. Так как одни бывают легкомысленны от рождения, а другие становятся такими от изнеженности, то Христос привел и то, и другое и показал, что ничего этого нельзя сказать об Иоанне. Затем высказывает истинное суждение, подтверждает его истиною, и сплетает Крестителю блестящий венец похвалы. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских** **Что же смотреть ходили вы** в пустыню? **человека ли, одетого в мягкие одежды**? То есть друга века [сего], наслаждающегося его благами. Разве вы не видели, что //он имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих? А пищею его были акриды и дикий мед// [[new:mf:03:04|(Мф. 3:4)]], так что самим своим образом жизни он презирал мир с его благами; ведь он оставался в мире. А в мир он пришел не для того, чтобы самому там оставаться, но чтобы разоблачить его: то есть, конечно, он был рожден в мире, но вошел [в него] не ради каких-то благ сего мира. Он был рожден в мир не затем, чтобы пребывать в нем грешником, а чтобы, обращая грешников к праведности, освободить [их] от мира. Ибо сей мир явил людям многие приманки для развращения. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских** См. Толкование на [[new:mf:11:07#prot_ioann_buxarev|Мф. 11:7]] ===== Лопухин А.П. ===== **Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских** [[new:lk:07:25|(Лк. 7:25)]]. Предложив в 7 ст. вопрос, Спаситель оставляет его без ответа. Но этот ответ со стороны народа можно подразумевать; на вопрос 7-го стиха народ мог только ответить: нет, мы ходили в пустыню смотреть не на трость, ветром колеблемую. Но зачем же ходили вы? Человека смотреть, одетого в мягкие одежды? Так по лучшим чтениям. На эти вопросы отрицательные ответы опять только предполагаются, хотя добавление //“носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских”// и служит подтверждением основательности предполагаемых отрицательных ответов. Повторение таких вопросов служит здесь для усиления речи, выставляет истину с разных сторон, и в древности употреблялось величайшими художниками ораторского искусства. Но Иоанн не был и человеком, одевающимся в мягкие одежды. Почему? Потому что такие люди живут в чертогах царских. Что это так, было ясно для всех. Иоанн жил не в чертогах царских, а в пустыне и потом в темнице. В пустыне он не походил на тростник, не колебался так же, как тот; а темница, хотя и была при дворце, совсем не походила на царский чертог. Жизнь Иоанна была настолько сурова, что его ни в каком случае нельзя было считать за человека изнеженного. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских** См. Толкование на [[new:mf:11:02#troickie_listki|Мф. 11:2]] [<10>]