[<10>] ====== Толкования на Мф. 11:13 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна** См. Толкование на [[new:mf:11:12#svt_ioann_zlatoust|Мф. 11:12]] ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна** Это не значит, что Он исключает возможность пророчества после Иоанна. Действительно, в Деяниях Апостольских мы читаем, что пророчествовали Агав и четыре дочери Филиппа. Это значит только то, что закон и пророки, - когда о чем-либо пророчествовали, как это мы читаем в Писаниях, - то пророчествовали о Господе. Итак, когда говорится: **Все пророки и закон прорекли до Иоанна**, указывается время пришествия Христа, так что Иоанн показал, что пришел Тот, пришествие Которого пророки предсказывали. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна** И здесь та же последовательность, что и выше. Ибо Господь говорит: "Я - Тот Самый, который идет, потому что все пророки исполнились, но они не исполнились бы, если бы Я не пришел; поэтому больше не ждите ничего". //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **вси бо пророцы и закон до Иоанна прорекоша** Законом называет древнее законодательство, так как и в нем много предсказано о Христе, в особенности в узаконениях о жертвах, служивших прообразом и предзнаменованием той жертвы, которая должна быть принесена за мир. Итак, говорит: **все пророки**, т.е. пророчествовавшие о пришествии Христа, **и закон**, пророчествовавший о принесении в жертву овцы и агнца, продолжали эти свои пророчества **до Иоанна**. Даже до времени Иоанна они были пророчествами, но с этого времени они не остались уже пророчествами, а стали делами: Он сам видел исполнение их и потому, узнав Христа, назвал Его Агнцем, говоря: //се, Агнец Божий, вземляй грехи мира// ([[new:in:01:29|Ин. 1:29]]). Христос сказал эти слова, чтобы, с одной стороны, и этим воздать похвалу Иоанну, так как он первый узнал исполнение тех пророчеств и так как он сам был пророк, – а с другой стороны, чтобы показать, что пришел уже Тот, о Котором пророчествовали, и не должно ожидать еще другого. Есть и другое толкование: **все** вообще **пророки и закон**, которым надлежало пророчествовать, **пророчествовали** иудеям **до Иоанна**, и он был последним из пророков; после него никто другой не пророчествовал им. Итак, ему, как последнему, должно верить, так как он много обо Мне свидетельствовал и привел ко Мне души всех, как друзья женихов приводят к ним невест. Поэтому пророк Малахия ([[old:mal:03:01|3:1]]) назвал его посланным, чтобы приготовить путь Мой предо Мною. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Ориген ===== **ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна** См. Толкование на [[new:mf:11:12#origen|Мф. 11:12]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 13-14 **ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти** А в этих словах Господь указывает причину, почему со времени Иоанна Предтечи явилось такое сильное стремление к царству небесному – потому, что о явлении сего царства **прорекоша** (прорекли) **закон и пророки**, т. е. законодатель Моисей в своих законоположительных книгах и в установленных им жертвах, и за ним пророки в своих писания, а Иоанн Креститель напомнил и разъяснил народу эти предсказания. **И аще хощете приятии** (если хотите принять), **той** (он) **есть Илия, хотяй** (которому должно) **приити**. Здесь Господь еще повторяет, кто такое Иоанн, – говорит, что он есть Илия, т. е. великий из пророков. Пр. Малахия предсказал, что пред лицом Мессии будет послан Илия, чтобы приготовить Ему путь [[old:mal:04:05|(4, 5,]][[old:mal:04:06| 6)]]. Это, конечно, не значило того, что сам взятый на небо пророк Илия явится оттуда, а – то, что явится пророк, подобный Илие, т. е., как говорит евангелист Лука, //с духом и силою Илииною// [[new:lk:01:17|(1, 17)]]. Но Иудеи понимали пророчество Малахиино так, что ожидали самого Илию, Иеремию и некоторых других пророков, которые будто бы явятся с неба и приготовят их к принятию Мессии [[new:mf:16:14|(16, 14.]] [[new:in:01:21|Ин. 1, 21)]]. Потому, т. е. сообразно ожиданию Иудеев, Иисус Христос и прибавил: **если хотите принять**. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна** Так как в начале этого стиха поставлено γαρ (ибо), то, значит, он содержит в себе доказательство предыдущего стиха. Смысл тот, что на новых людей, которые насильно вторгаются в царство, пророки не походят, — они были вестниками нападения на него и расхищения его, как и сам Иоанн. (Несколько сильное выражение — “нападения на него и расхищения его” — Царства Небесного на земле не существовало до Христа. Прим. ред.) Словом “до” обозначается здесь terminus ad quem; в словах “от дней же Иоанна” (ст. 12) terminus а quo, по времени следующий за первым. Таким образом, ход событий представлен в обратно-хронологическом порядке. То, что было после, поставлено раньше, и наоборот. Сначала указание на новозаветные события, а потом на ветхозаветные. Сначала в кратких словах — обозначение новозаветного движения людей к Царству Божию, а потом — ветхозаветного пророчества об этом царстве. Личность и деятельность Иоанна поставлены как бы в промежутке, примем ли мы за начало этой деятельности время выступления Иоанна на проповедь или время его рождения. Правильный хронологический порядок таков: 1) пророки до Иоанна; 2) Иоанн; 3) наступление Нового Завета. Характеристикой первого пункта служит то, что пророки пророчествовали до Иоанна. Но верно ли это? Обыкновенно принимается, что пророчество прекратилось у евреев со времени Малахии. Возражение Гарнака, что пророчество существовало у евреев до самого времени Спасителя (Иоанн, пророчица Анна), во всяком случае не противоречит словам Спасителя. Можно, во-первых, думать, что если пророки существовали, то не имели такого значения и известности, как до Малахии (οί προφήται). Во-вторых, определение времени нельзя считать точным. В-третьих, общий факт остается верным, что именно пророки пророчествовали о царстве до Иоанна, а сам Иоанн (и вместе с ним другие новозаветные пророки) был уже “вестник” и выше всех ветхозаветных пророков. Проще всего понимать дело так, что здесь проводится различие между пророчеством о будущей деятельности и самой этой деятельностью. О той деятельности, которая началась от дней Иоанна, пророки только пророчествовали. Сам Иоанн стал выше пророков, но не возвысился до полного понимания природы Царства Небесного, хотя и был больший из пророков и рожденных женами. Таким образом, на самом деле 13 стих представляет из себя тончайший переход к следующему 14 стиху. Схематически весь ход речи 9-14 ст. представляют так. 9 ст.: Иоанн более, чем пророк, потому что он есть исполнение пророчества. Пророк предсказывает будущее. При Иоанне началось то, что он проповедовал. Он возвестил о Мессии и в то же время приготовил Ему путь. 10 ст.: он был, таким образом, вестником, предсказанным Малахией. 11 ст.: поэтому он был величайшим из людей. Но хотя в некотором смысле при нем и началось царство, он стоял вне его. Самый меньший в этом царстве имеет больше привилегий, чем он, потому что (ст. 12) со времени его проповеди люди уже могут, в некотором смысле, находиться внутри Царства. Известия о его наступлении проникли в жизнь со всею силой и энергией духовного движения, и мужчины и женщины с пылким энтузиазмом желают вступить в него. Ст. 13 и 14: пророки до Иоанна предрекли это Царство, и, кроме того, закон, т.е. все Священное Писание, свидетельствовал о том же. Но когда пришел Иоанн, пророчество закончилось и началось исполнение. Потому что Иоанн был предсказанным Илией. Но действительно ли из слов Христа следует, что закон появился после пророков, это, конечно, может быть только вопросом. Можно объяснить стих так, что ближе ко времени Иоанна предсказывали пророки, а раньше пророков — закон. При этом нужно заметить, что Спаситель говорит не о личностях пророков, а об их писаниях. Что эту услугу они могли оказывать, естественно, с тех пор, как были написаны, на это указывает слово πάντες, которое, по-видимому, относится не к одному слову “пророки”, но и к слову “закон”, т.е. все пророчествовали: и пророки и закон. Достоверно, что с Иоанном прекратилось предсказание; он не предсказывал; не указывал, подобно всем пророкам до него, на будущий день; он говорил о настоящем, а не о будущем, говорил о Том, Кто уже пришел, с Которым наступило Царство Небесное. Со времени Иоанна сразу же изменился язык посланных от Бога вестников, пророчество сделалось Евангелием, свидетельство о будущем заменилось свидетельством о настоящем. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна** См. Толкование на [[new:mf:11:02#troickie_listki|Мф. 11:2]] [<10>]