[<10>] ====== Толкования на Мф. 11:15 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Кто имеет уши слышать, да слышит** Впрочем, и на этом Спаситель не остановился, но желая показать, что нужно быть внимательными к словам: //Он есть Илия, которому должно придти// [[new:mf:11:14|(Мф. 11:14)]], – присовокупил: **Кто имеет уши слышать, да слышит**. Столь много трудных для уразумения мыслей предложил Он для того, чтобы возбудить в иудеях желание предлагать свои вопросы. Если же и это не пробудило их от усыпления, то тем более не могли бы пробудить ясные и удобопонятные слова Спасителя. Никто, ведь, не может сказать того, что они не смели спрашивать Его и боялись приступить к Нему. Если они искушали Его, спрашивая о делах маловажных, и несмотря на то, что Спаситель тысячекратно заграждал им уста, не отставали от Него, то почему бы не могли спросить о делах нужных, если бы желали узнать о них. Если спрашивали о делах касающихся закона, какая, например, первая заповедь, и тому подобном, хотя не было никакой и нужды спрашивать о таких вещах, то как бы не потребовали объяснения на слова Его, когда Он должен был отвечать на их вопросы, а особенно, когда сам располагал и побуждал их к тому? В самом деле, словами: //употребляющие усилие восхищают его// (см. [[new:mf:11:12|Мф. 11:12]]), Спаситель возбуждает в них желание предлагать Ему вопросы. И словами: **Кто имеет уши слышать, да слышит**, делает то же самое. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Кто имеет уши слышать, да слышит** См. Толкование на [[new:mf:11:14#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 11:14]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Кто имеет уши слышать, да слышит** Возбуждает этим их к тому, чтобы они спросили Его и узнали. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Имеяй уши слышати да слышит** Уши разумеет здесь умственные, потому что чувственные уши имели все слушатели. Он говорит: кто имеет умственные уши, чтобы понимать, пусть понимает сказанное, т.е. что Иоанн есть Илия. Это было – загадочно: доказывая, что Иоанн есть Илия, вместе с тем доказывал, что пришел Христос. Говоря: **имеяй уши слышати да слышит**, Он возбуждал их к расспрашиванию о том, что казалось загадочным. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Кто имеет уши слышать, да слышит** Господь нередко говорил эти слова, производя учение народа. Слова эти были народной пословицей и часто употреблялись народными учителями, или раввинами, для того, чтобы возбудить особенное внимание слушателей к тому учению, которое высказывалось ими прежде или после сих слов. Так как Иисус Христос придавал особенно значение Своей речи об Иоанне, то и заключил ее такими словами, которые призывали к особенной внимательности. Евангелист Лука, передав речь Господь об Иоанне и о Себе Самом, прибавляет: //весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым, а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе//, т. е. о своем спасении, //не крестившись от него// [[new:lk:07:29|(7, 29]][[new:lk:07:30|-30)]]. Не этих ли фарисеев и законников представляют собою разные наши современные лжеучители, которые даже отвергают не только прочие таинства, но и самое крещение, как бы не необходимое для спасения?.. Вот до чего доводит их суемудрие! **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Кто имеет уши слышать, да слышит** Думают, что слова “кто имеет уши (множ.), пусть слышит” были пословицей. В этих словах слушатели должны были разуметь то, что Христос назвал Иоанна Илией не лично, а по духу. Но Альфорд подразумевает здесь еще более глубокий смысл: “если Иоанн Креститель есть Илия, а Илия — предшественник приходящего Господа, то будьте убеждены, что Господь уже пришел”. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Кто имеет уши слышать, да слышит** См. Толкование на [[new:mf:11:02#troickie_listki|Мф. 11:2]] [<10>]