[<10>] ====== Толкования на Мф. 11:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес** Теперь спросим иудеев: что скажете вы о посте? Хорош он и похвален? Если так, то вам надлежало повиноваться Иоанну, принимать его и верить словам его. Тогда слова его привели бы вас к Иисусу. Или пост тяжек и обременителен? Тогда вам надлежало повиноваться Иисусу и верить Ему, как идущему путем противным. Тот и другой путь мог привести вас к царствию. Но они, подобно дикому зверю, восставали против того и другого. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// См. также Толкование на [[new:mf:11:17#svt_ioann_zlatoust|Мф. 11:17]] ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== Ст. 18-19 **Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее** **И оправдана премудрость чадами его**, а именно теми, кто, применяя силу к Царству Небесному, похищает его оправданием веры, исповедуя, что дело премудрости праведно, поскольку она передала свой дар от строптивых и неверующих верующим и покорным. Впрочем, нетрудно в этом месте заметить силу сказанного, и слова: «**и оправдана премудрость**» Он сказал главным образом о Себе. Ибо Он Сам Премудрость не из-за действий, но от природы. Ибо всякая вещь имеет возможность, всякое остальное дело есть результат возможности, и не одно и то же дело силы и сила, как действующее отличается от результата действия. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес** Это был Ангел во плоти, так что плоть у него как бы совсем была мертва. //**Дневник. Том I. 1856.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес** См. Толкование на [[new:mf:11:16#blzh_ieronim_stridonskij|Мф. 11:16]] ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 18-19 **Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот, человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам** Плачу уподобляет жизнь Иоанна, ибо Иоанн показывал многую строгость и в словах, и в делах, а жизнь Христа - свирели, так как Господь был очень приветлив ко всем, чтобы всех приобресть: благовествовал Царствие, и у Него ничуть не было той строгости, что у Иоанна. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== Ст. 18-19 **Прииде бо Иоанн ни ядый, ни пияй: и глаголют: беса имать. Прииде Сын Человеческий ядый и пияй: и глаголют: се, человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником. И оправдися премудрость от чад своих** **Прииде бо Иоанн ни ядый, ни пияй: и глаголют: беса имать. Прииде Сын Человеческий ядый и пияй: и глаголют: се, человек ядца и винопийца, мытарем друг и грешником** Образ жизни Иоанна был трудный и строгий, так как он не ел хлеба и не пил вина, а образ жизни Христа был не такой трудный и не столь строгий, потому что Он ел хлеб и пил вино. Оба эти рода жизни были противоположны друг другу, но ни тот, ни Другой из следовавших по ним не был угоден (иудеям): об Иоанне, по причине воздержания его от хлеба и вина, говорили, что он имеет беса; а Христа за то, что Он ел и пил, называли человеком, который любит есть и пить вино, хотя евангелист и не записал ясно этих злословий, считая достаточной настоящую речь. Подобно тому, как два охотника, желая поймать трудноуловимое животное, которое может быть поймано двумя противоположными друг другу путями, разделяют между собою эти пути, и хотя следуют по различным путям, но делают одно и то же; так и по Домостроительству Божию Иоанн проводит более строгую жизнь, а Христос – не столь строгую, чтобы принявшие того или Другого были покорны им и были уловлены тем или Другим. Конечно, пути эти противоположны, но дело – общее. А те (иудеи), как трудноуловимое животное, избегая того и Другого, поносили обоих. Итак, спросил их: лучше ли жизнь более строгая? Но почему же вы не послушались Иоанна, указывающего вам на Христа? Или может быть – не так строгая? Но почему вы не послушались Христа, наставляющего вас на путь спасения? Почему Иоанн вел более строгий образ жизни? Потому что должно было проповеднику покаяния быть сетующим, а Подателю отпущения грехов – быть радостным. Притом, Иоанн ничего более не показал иудеям, кроме одной только своей жизни: Иоанн, говорится, знамения не сотвори ни единаго ([[new:in:10:41|Ин. 10:41]]); а о Христе свидетельствовали и Его Божественные чудеса. Кроме того, зная, что люди немощны, Христос снисходит к ним, чтобы они приобрели отсюда больше пользы. Посему, согласно с Домостроительством, Он приходил к трапезам мытарей и защищался от порицателей, говоря: //не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние// ([[new:mf:09:13|Мф. 9:13]]). Однако Он не оставлял в пренебрежении и строгого образа жизни, так как обитал в пустыне со зверями ([[new:mk:01:13|Мк. 1:13]]) и постился сорок дней, как выше было сказано. Равным образом, приступая к трапезам, Он ел и пил воздержанно, благоговейно и свято. **И оправдися премудрость от чад своих** **Оправдися**, т. е, признана праведною, или достойна удивления Божественная мудрость, устроившая так, что Христос и Иоанн шли различными противоположными путями для одной и той же пользы людей. Достойна удивления от чад своих, или разумеющих ее; а чада премудрости – мудрые. Или: **оправдися**, т.е. признана праведною и безупречною, так как сделала все, что должна была сделать, и всевозможным способом пользовалась для спасения их. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== ** Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес** Ни ест, ни пьет (**ни ядый, ни пияй**), т. е. воздерживается от известной пищи и от вина, как Назорей (посвященный Богу), ведет себя, как строгий подвижник. **В нем бес**, т. е. он одержим бесом, и потому ведет такой странный образ жизни, что не ест и не пьет. Это значит, что Иоанн не соответствует народному веселому житейскому настроению. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес** [[new:lk:07:33|(Лк. 7:33)]]. У Луки речь во втором лице: вы говорите. Вместо ἦλθεν — ἐλήλυθεν. Βαπτιστής у Марка пропущено, также ἄρτον и οἶνον. По смыслу выражения, однако, сходны. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес** См. Толкование на [[new:mf:11:16#troickie_listki|Мф. 11:16]] [<10>]