[<10>] ====== Толкования на Мф. 11:25 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам** Смотри, сколько употребляет Он средств для того, чтобы возбудить в иудеях веру. Он, во-первых, побуждает их к ней похвалами Иоанну; изобразив его великим и достойным удивления, представляет достоверным и все то, чем он привлекал своих учеников к познанию Господа. Во-вторых, словами, что //Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его// ([[new:mf:11:12|Мф. 11:12]]); так свойственно говорить понуждающему, и возбуждающему. В-третьих, уверением, что все предсказания пророков исполнились; отсюда становилось ясным, что пророки предвозвещали о Нем. В-четвертых, уверением, что все то совершилось, чему совершиться от Него надлежало, для чего предложил им и притчу о детях. В-пятых, тем, что порицал неверующих, поражал их страхом и великими угрозами. В шестых, тем, что благодарил за веровавших; слово: **славлю Тебя** здесь значит: благодарю. Благодарю, – говорил Он, – **что Ты утаил сие от мудрых и разумных**. Что же? Ужели Он радуется о погибели и о том, что они этого не узнали? Никак. Но наилучший путь спасения состоит в том, чтобы презирающих предлагаемое учение и не хотящих принимать его не принуждать, чтобы, если они чрез призывание не оказались лучшими, но отпали и презрели его, самым их отвержением возбудить в них большее расположение к слову. Чрез это и внимающие должны были сделаться тщательнее. Откровение истин одним должно производить в них радость; напротив сокрытие их от других должно произвести в последних не радость, но плач. Так Он и поступает, когда плачет о граде. Итак, не беде чьей бы то ни было радуется, но тому, что утаенное от премудрых и разумных познали младенцы. Подобным образом и Павел, когда говорил: //Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения// ([[new:rim:06:17|Рим. 6:17]]), не тому радуется, что они были рабами греху, но тому, что они, будучи таковыми, сподобились таких благ. Премудрыми же Господь именует здесь книжников и фарисеев, и говорит это для того, чтобы учеников Своих сделать более усердными и вместе показать этим премудрым, сколь великих рыбари удостоились благ, которых все они лишились. Называя же их мудрыми, говорит не о мудрости истинной и достохвальной, но о той, которую они приписывали своим силам. Потому и не говорит: открыл безумным, но: младенцам, то есть, непритворным, простым, и показывает, что фарисеи не получили этих благ не потому только, что не были того достойны, но и лишились их по самой справедливости. А всем этим научает Он нас убегать гордости и ревновать о простоте. Потому и Павел, говоря о том же, пишет подробнее так: //Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым// ([[new:1kor:03:18|1 Кор. 3:18]]). Так раскрывается благодать Божия! Но почему же Он благодарит Отца, когда Он сам это сотворил? Как Он молится и ходатайствует за нас пред Богом, показывая тем многую любовь к нам в ином месте, так поступает и здесь, и это исповедание исполнено великой Его любви. Этим показывает Он и то, что (фарисеи) не от Него только отпали, но и от Отца. Так Он сам наперед исполнил самым делом то, что сказал ученикам: //Не давайте святыни псам// ([[new:mf:07:06|Мф. 7:6]]). //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **В то время отвещав Иисус рече: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем** Он говорит **исповедаюсь Тебе** вместо обычно используемого людьми «восхваляю», или «славлю тебя». Ибо в богодухновенном Писании слово «исповедание» обычно употребляется неким подобным образом. Ведь написано: //да исповедятся//, Господи, //великому и страшному имени Твоему// [[old:ps:098:03|(Пс. 98:3)]]. И снова: //Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим// [[old:ps:009:02|(Пс. 9:2;]] [[old:ps:110:01|110:1)]]. Но развращенные умом говорят: «Вот, Он приносит благодарение Отцу, как же Он не меньше Отца?» На это кто-нибудь из хорошо умеющих защищать догматы истины мог бы сказать: «А что, любезнейшие, препятствует единосущному Сыну восхвалять и благодарить Своего Отца, спасшего Им поднебесную? Если же ты полагаешь, что по причине исповедания Он меньше Отца, то посмотри на следующее. Он исповедует и называет Отца **Господом неба и земли**. Сын же властвующего над всем Бога в полной мере владычествует вместе с Ним над всем, не как меньший или иносущный, но как Бог от Бога, увенчиваемый равной славой и сущностно имеющий равенство с Ним во всех отношениях». //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам** Учиться «мудрствовать»! – Не устрашился бы кто сего требования. Не подумал бы, что его хотят подвергнуть многоразличным трудностям, с которыми сопряжено прибретение того, что на земли называют мудростию; и к которым должно причислить самыя средства мирской мудрости, – множество учителей, один другому противоречущих, множество книг, не редко действующих как на глаз, так и на ум, только вредною пылью (//По Евреин. сборн.: что ему нужно будет взять многих учителей, которых слова не без справедливости можно назвать золотыми, хотя не по внутреннему их достоинству, но по цене, какую за них платят; что его непременно погрузят в груду пыльных книг, и заставят почерпать из них знание, которое нередко бывает для ума тем же, что пыль для глаза...//). Не опасайтесь. Учиться мудрствовать по Евангелию не то, что учиться мирской мудрости. Мудрствование горнее не столь зависимо от внешних средств, не требует столь многих пособий, не так ограждено трудностями, как мудрость мирская, хотя и оное пользуется внешними средствами, не отвергает пособий, не изъято и от трудностей своего рода. Апостол, который написал нам заповедь, //горняя мудрствовать//, пользовался средствами и пособиями земной мудрости, быв //воспитан при ногах ученаго Гамалиила//: но потом все сие, равно как и другия преимущества, отверг, как //тщету и уметы, за превосходящее разумение Христа Иисуса, и да Христа приобрящет// [[new:fil:03:07|(Фил. 3:7-8)]]; следственно, возвышался в мудрствовании горнем, не смотря на то, что в то же время отвергал средства и пособия земной мудрости. Другие Апостолы только рыбарския сети вязать, а не книжныя мудрования распутывать учились: но сие не препятствовало им, не только успевать в мудрствовании горнем для себя, но и соделаться наставниками онаго для самых мудрецов. Так и после Апостолов. Василий Великий приобрел мудрость Афинскую, и отдал ее в рабыню мудрованию Евангельскому. Арсений, также Великий, обладая ученостию Еллинскою и Римскою, находил себя довольно несведущим, а старца, необразованного Египтянина, довольно сведущим, чтоб учиться у него начаткам духовной мудрости (//По Евреин. сборн.: Антоний, так же великий по мудрствованию горнему, не читал, по собственному его сказанию, никакой книги, кроме нерукописной и для некнижных открытой книги, которой первой лист есть – небо, а другой – земля...//). И так мудрствование горняго, хотя и для мудрецов, еще высоко, но вместе и для младенцев довольно просто. Яко Ты, **Отче Господи небесе и земли, утаил еси сия от премудрых и разумных, и открыл еси та младенцем** //**45. СЛОВО в день Вознесения Господня (говоренное в Вознесенском Монастыре маия 7-го дня). (Напечатано в собраниях 1844 и 1848 годов). 1825**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам** Как дети, обучающиеся первым начаткам письма, внимательно смотрят, как наставник водит писалом, охотно и с послушанием принимая сделанные им начертания, так и изучающие Божественное должны следовать за учителями с детскою простотою и неколеблющимся согласием. Ибо, говорит Господь, **утаено сие от премудрых и разумных, и открыто младенцем**. //**Письма. Книга I.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам** Как сладостно живое представление, что Отец Небесный есть Господь и Владыка неба и земли, Который, как Хозяин дома, состоящего из многих отделений, везде присущ Духом Своим. //**Дневник. Том I. 1856.**// ===== Блж. Августин ===== **В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам** Отец для меня - **Господь неба и земли**, Отец Того, через Кого все сотворено. Ведь в этих двух словах кратко раскрывается все творение, когда говорится: небо и земля. Поэтому первая книга божественного Писания гласит: //В начале сотворил Бог небо и землю// [[old:gen:01:01|(Быт. 1:1)]]. А также: //Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю// [[old:ps:120:02|(Пс. 120:2)]]. Но под именем //небеса// понимается все, что на небесах, а под именем //земля// понимается все, что на земле; и при назывании этих двух частей творения не упущено ничего из творений, ни здесь, ни там. Сын говорит Отцу: **Славлю**, тем самым наставляя нас в том, что исповедание Богу должно быть не только в грехах. Ведь обычно, когда в Писании слышится: //Славьте Господа// [[old:1par:16:08|(1 Пар. 16:8)]], многие, кто слышит это, бьют себя в грудь. Они не представляют, что исповедание обозначает что-то иное, чем то, к чему они обычно прибегают, раскаиваясь, исповедуя свои грехи и ожидая от Бога своих наград: не то, что они заслуживают претерпеть, но то, что Он соизволит сделать по Своему милосердию. Ведь если бы в прославлении не было исповедания, Господь не сказал бы: **Славлю Тебя, Отче**, Тот, Кто не имел никакого греха, чтобы исповедоваться. И в другой книге Писания сказано: //Славьте Господа// [[old:1par:16:08|(1 Пар. 16:8)]]. Так и вы говорите в исповеди: //Все дела Господа весьма благотворны// [[old:prsir:39:21|(Сир. 39:21)]]. И это - исповедь прославления, а не вины. //**Проповеди.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам** **В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли** Исповедание не всегда обозначает покаяние, но и благодарение, как это весьма часто мы читаем в псалмах. Те, которые измышляют, что Спаситель не рожден, а сотворен, пусть слышат, что Господа неба и земли Он называет Отцом Своим. Действительно, если и Он есть тварь, и если тварь может называть Творца своего Отцом [Своим], то было непоследовательно с Его стороны не назвать Господа Своего и Господа неба и земли равным образом и Отцом [неба и земли]. **что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам** Он воссылает благодарение и радуется в Отце, что Отец открыл апостолам таинство Его пришествия, которого не постигали книжники и фарисеи, сами себя считавшие премудрыми и разумными. Премудрость оправдалась в сынах своих. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **В то время, продолжая речь, Иисус сказал: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам** То, что говорит Господь, может быть изложено так: "славлю", вместо "благодарю", Тебя, Отче, что кажущиеся мудрыми и знатоками Писаний иудеи не уверовали, а неученые и дети уверовали и познали тайны. Бог скрыл тайны от кажущихся мудрыми не потому, что завидовал или был причиною их невежества, но потому, что они были недостойны, так как считали себя мудрыми. Кто считает себя мудрым и полагается на свой собственный разум, тот не призывает Бога. А Бог, если кто не призывает Его, не помогает тому и не открывается. С другой стороны, Бог многим не открывает Своих тайн более всего по человеколюбию, чтобы они не подверглись большему наказанию, как пренебрегшие тайнами после того, как узнали их. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **В то время отвещав Иисус рече: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем** Слово отвещать имеет много значений. Иногда оно стоит в начале, как здесь: **Отвещав Иисус рече: исповедаютися Отче, Господи небесе и земли**, хотя нет впереди вопроса. Иногда оно отвечает на вопрос, как например: //Отвещав же Симон Петр рече: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго// ([[new:mf:16:16|Мф. 16:16]]), так как этому предшествовал вопрос. Иногда также обозначает непрерывность речи; когда Хананеянка сказала: //ей, Господи: ибо и пси ядят от крупиц падающих от трапезы господей своих. Тогда отвещав Иисус рече ей: о, жено, велия вера твоя: буди тебе якоже хощеши// ([[new:mf:15:27|Мф. 15:27-28]]). Кроме того, обозначает увещание: //отвещав же Петр рече Ему: скажи нам притчу сию// ([[new:mf:15:15|Мф. 15:15]]). Иногда ставится, как излишнее: //отвещав же Петр рече Ему: аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогдаже соблажнюся// ([[new:mf:26:33|Мф. 26:33]]). Марк пропустил: //отвещав// и сказал: //Петр же рече Ему// и т. д. ([[new:mk:14:29|Мк. 14:29]]). Иногда же обозначает и вопрос: //Отвеща им Иисус: не Аз ли вас дванадесяте избрах// ([[new:in:06:70|Ин. 6:70]])... Исповеданием называет здесь благодарение; премудрыми и разумными – книжников и фарисеев, которые были такими в глазах народа; младенцами – апостолов по их незлобию, простоте и невинности. Благодарю, говорит, Тебя за то, что Ты скрыл тайны веры от мудрых и разумных, которые не хотели познать их, и открыл их младенцам, которые приняли их. Возблагодарив Отца, показал, что Он есть Сын, посланный от Него, а воздав эту благодарность от имени верующих, показал, какую любовь Он имеет к ним. Эту же благодарность воздал Он Богу и за семьдесят апостолов, когда они возвратились к Нему, как сказал Лука. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Ориген ===== **В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам** Предвидя переход Слова к язычникам по причине неверия Израиля, Он восхваляет и прославляет Отца за нас, которые будут облагодетельствованы. Господь благодарит Своего Отца, Господа неба и земли, сообразуясь с рабами и вознося Владыке благодарения за рабов. И говорит, что по благоволению Отца от Израиля, мудрого народа, оказалось скрыто связанное с Ним таинство, а народам прежде неразумным оно будет открыто. Этим показано, что от Бога не сокрыто грядущее и не оказалось так, что пришествие Христово не достигло надлежащей цели, но все произошло в соответствии с предведением Бога и Им было предустановлено благодатное покаяние. Здесь умалчивается о справедливости благоволения, но оно показывается иным образом, ибо благоволение Божье не бессмысленно, и люди лишаются знания и мудрости не иначе, как по собственной вине. //**Фрагменты.**// ===== Епифаний Латинский ===== **В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам** **И открыл то младенцам**. Каким младенцам? Не младенцам по годам, а тем, кто младенцы во грехе и пороке. Им [Господь] открыл, как стяжать блага рая и будущие [блага] Царства Небесного, поскольку так было благоугодно Богу, чтобы //многие пришли с востока и запада и возлегли с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов// ([[new:mf:08:11|Мф. 8:11-12)]]. //**Толкование на Евангелия.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 25-26 **В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение** **Утаил еси сия** (сие), т. е. то, что открыто ученикам Христовым, – тайны веры Христовой. **От премудрых** (мудрых) **и разумных**, т. е. от книжников и фарисеев, еврейских ученых, которые по преимуществу считали себя мудрыми и разумными [[new:in:09:40|(Ин. 9, 40)]], и вообще от всех тех, которые считают себя мудрыми, имея лишь мирскую мудрость; скрыл, потому что они сделали себя недостойными, по своему самомнению и гордости. **Младенцам**, т. е. людям простым, как младенцы, незнакомым с книжной мудростью. Таковы были апостолы [[new:1kor:01:26|(1 Кор. 1, 26.]] [[new:1kor:01:27|27)]]. Им Господь открыл тайны своей веры, и они приняли эти тайны в простоте своей души, и не только сами приняли веру Христову, но и проповедуют ее другим; тогда как ученые книжники и фарисеи не только сами не принимают проповеди евангельской, но и препятствуют другим принимать, преследуют и самых проповедников. «Утаил, это не значит, чтобы Бог был, но сами люди бывают причиною сего, – пишет св. Златоуст. – Так сказано в том же смысле, в котором говорит Павел о язычниках: //предал их Бог в неискусен ум// [[new:rim:01:28|(Рим. 1, 28)]]. **Тако бысть благоволение пред Тобою** (таково было Твое благоволение), т. е. такова Твоя благая и премудрая воля. Ты все ведешь к лучшему часто путями, для людей непостижимыми или кажущимися им неправильными. Господь Иисус Христос произнес Свою молитву к Богу Отцу: **Исповедаютися, Отче** и пр. для того, чтобы показать, что фарисеи, не слушая Его, отпадают не только от Него, но и от Бога Отца. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам** [[new:lk:10:21|(Лк. 10:21)]]. По мнению одних, словами “в то время” здесь указывается просто на некоторое неопределенное время, и речь 25 стиха не имеет никакой связи с предыдущей. Подтверждение такого мнения отыскивают в том, что слова 25 стиха близко сходны с [[new:lk:10:21|Лк. 10:21]], сказанными по возвращении с проповеди 70 апостолов. Как было в действительности, сказать в настоящее время невозможно. Но во всяком случае читатель не может освободиться от впечатления, что выражения, помещенные у Матфея и Луки, были произнесены однажды; а связь, какая дана им Лукой, несколько понятнее, чем у Матфея. Матфей заменяет “в тот час” (Лк.) выражением “в то время”, и вместо слов “возрадовался духом” пишет “сказал”, “ответил” (ἀποκριθείς). Но на что именно ответил — это остается неясным. Это последнее выражение считают гебраизмом, встречающимся и в других местах Ветхого и Нового Завета. При этом вовсе не требуется, чтобы раньше были вопросы и ἀποκριθείς было изложением ответа на них. Оно просто начинает новую речь (ср. [[old:vtor:21:07|Втор. 21:7;]] [[old:iov:03:02|Иов. 3:2;]] [[old:is:14:10|Ис. 14:10;]] [[old:is:21:09|21:9).]] Греч. слово, переведенное в русский как “славлю”, означает собственно “исповедуюсь”. Но как замечает Августин, это совсем не означает здесь исповедания во грехе, — исповедание свойственно не одному только грешнику, но иногда и приносящему хвалу. Мы исповедуемся или восхваляя Бога, или обвиняя самих себя. Спаситель у Матфея называет здесь Бога Своим Отцом в первый раз. К слову “Отец” прибавлено “Господи неба и земли”, вероятно, с целью показать, что от воли Бога, как Владыки мира, зависело скрыть “это” (ταῦτα) от мудрых и разумных и проч. В данной Матфеем связи, если только она существует, ταῦτα подразумевает “силы”, не признанные людьми Хоразина, Вифсаиды и Капернаума в их истинном значении, и пути божественной мудрости, которых не понимали иудеи. Глаголы “скрыл” и “открыл” поставлены в аористе, чтобы выразить ту мысль, что указание относится к прошедшему времени, к прошедшей деятельности Владыки мира. Мудрыми и разумными здесь называются люди, усвоившие себе ложную мудрость и вместе с нею утратившие здравый смысл. Будучи привержены к своей ложной мудрости, своим ложным учениям и гордясь своею мудростью, они не знают и не могут понять простых таинств или истин Царства Божия, открытых людям с чистым сердцем, которые походят на младенцев. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам** См. Толкование на [[new:mf:11:20#troickie_listki|Мф. 11:20]] [<10>]