[<10>] ====== Толкования на Мф. 12:7 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных** См. Толкование на [[new:mf:12:05#svt_ioann_zlatoust|Мф. 12:5]] ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных** И чтобы показать, что всякое совершение дел содержит этот образ будущего события, Он прибавил: **Если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то никогда не осудили бы невиновных**. Дело нашего спасения не в жертве, но в милости, и с прекращением закона мы спасаемся благодатью Божией. Если бы они поняли ее дар, они никогда не осудили бы невиновных, то есть апостолов, которых собирались ложно, по злобе, обвинить в нарушении закона, поскольку с прекращением древних жертвоприношений через них для всех явилось новое милосердие, и не считали бы, что Господина субботы может сдержать предписание [соблюдать] ее. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы **[[old:os:06:06|(Ос 6:6)]]**, то не осудили бы невиновных** Мы выше сказали, что значит: "Милости хочу, а не жертвы". А следующие затем слова: **не осудили бы невиновных**, нужно понимать относительно апостолов. Смысл стиха такой: Если вы одобряете милосердие Ахимелеха в том, что он подкрепил силы изнемогавшего от голода Давида и отроков его, то почему вы осуждаете учеников Моих, которые ничего такого не сделали? //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 7-8 **если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных. Ибо Сын Человеческий есть господин и субботы** Показывает их и невеждами, так как они не знают писаний пророческих. Не должно ли, говорит, быть милостивым к людям голодающим. Кроме того, Я, **Сын Человеческий, господин субботы**, как и всего, и творец этих дней; поэтому, как Владыка, Я нарушаю субботу. Понимай это и в переносном смысле: апостолы были делатели; жатва же и колосья - верующие; апостолы срывали их и ели, то есть своей пищей они имели спасение людей. Это они делали в субботу, в тот день, когда должно было уклоняться от злых дел. Фарисеи же негодовали. Так бывает и в церкви. В то время как учители часто поучают и приносят пользу, фарисействующие и завистливые досадуют. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **аще ли бысте ведали, что есть: милости хощу, а не жертвы, николиже убо бысте осуждали неповинных** Так как Он показался жестоким, сказав, //церкве боле есть зде//, то направляет речь к прощению, но с упреком. И опять порицает их за незнание Писаний, говоря: если бы вы знали, что значит пророческое изречение [[old:os:06:06|(Ос. 6, 6)]], по которому Бог предпочел милость жертве, то вы были бы милостивы к людям настолько голодным, чтобы есть грубый хлеб, и не порицали бы невинных, если не по какой-либо другой причине, то, по крайней мере, по причине голода. Если ради жертвоприношения нарушается суббота, как сказано, то тем более ради милосердия; ибо милость больше жертвы, по указанному Божественному изречению. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 7-8 **если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы** Здесь Господь говорит, что фарисеи потому осуждают учеников Христовых, что нет у них милосердой и сострадательной любви к ближним, каковой Господь требует, например, чрез пророка Осию [[old:os:06:06|(6, 6)]] в словах: **милости хощу, а не жертвы**; и что все внимание их направлено только на одни жертвы, обряды и обычаи предания. И если бы они понимали, что любовь к голодному выше преданий и обрядов, даже выше самых жертв, то не осудили бы учеников, срывавших колосья для утоления голода хотя и в субботу. На изречение: **милости хочу, а не жертвы** Иисус Христос указывал фарисеям еще ранее, когда они осуждали Его за общение с мытарями и грешниками [[new:mf:09:11|(9 гл. 11-13 ст.)]]. **Господь бо есть и субботы Сын человеческий** (ибо Сын человеческий, т. е. Он, Христос [[new:mf:08:20|(гл. 8, ст. 20)]]) **есть господин и субботы**, прибавил еще Господь. Он Христос, который имел отменить ветхозаветную субботу, может повелеть ученикам Своим уже и теперь отрешаться от нее. Он, как законодатель, имеет власть лучше истолковать закон о субботе и обновить его. «В христианстве, вместо субботы, празднуется воскресенье, с тою же целью покоя от всех житейских дел и посвящения сего дня исключительно на дела Божии, – пишет епископ Феофан. – Христианское здравомыслие никогда не доходило до фарисейской мелочности относительно неделания в воскресенье; но зато позволительное разрешение на делание в этот день заведено далеко за пределы должного: отдается все время чреву и услаждению прочих чувств. О Боге и благотворении некогда и вспомнить». А у простых людей под праздники и в праздники, прибавим, работа, торговля. Тоже некогда вспомнить о Боге и храме. Такое провождение воскресных и праздничных дней – великий грех. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных** Дальнейшее и самостоятельное доказательство правильности поведения Христа, не запрещавшего ученикам срывать колосья, и ошибочности мнения фарисеев, имеющее близкую связь с предыдущей речью и ее разъясняющее указанием на ветхозаветное пророчество. Даже в ветхозаветном законе, данном соответственно жестокосердию евреев, милость ставилась выше жертв. Тем более она должна ставиться выше их теперь, когда “большее” в сравнении с ветхозаветным законом наступило. Осуждение невинных со стороны фарисеев происходило не вследствие незнания ими писания (ст. 3, 5 οὐκ ἀνέγνωτε), но от недостатка сердечной любви. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных** См. Толкование на [[new:mf:12:01#troickie_listki|Мф. 12:1]] [<10>]