[<10>] ====== Толкования на Мф. 12:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 9-16 **И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая. Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда. И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех и запретил им объявлять о Нем** Опять Христос в субботу исцеляет, и тем оправдывает поступки учеников Своих. Другие евангелисты говорят, что Он вызвал человека на средину и вопрошал иудеев, можно ли в субботу делать добро [[new:mk:03:04|(Мк. III, 4]]; [[new:lk:06:09|Лк. VI, 9)]]? Заметь милосердие Господа. Он вызвал человека на средину, чтобы смягчить их видом его; чтобы они, тронувшись этим зрелищем, оставили злобу свою и, устыдившись человека, перестали свирепствовать. Но неукротимые и бесчеловечные лучше хотят помрачить славу Христову, нежели видеть больного исцеленным, сугубо показывают злобу свою, т. е. враждою и сопротивлением Христу и таким упорством против Него, что хулили даже Его благодеяния, оказываемые другим. Другие евангелисты говорят, что Христос сам вопросил; а Матфей, говорит, что Его вопрошали. **И вопросиша Его**, говорит он, **глаголюще: аще достоит в субботы целити?** да на Него возглаголют. Вероятно, и то и другое было. Иудеи, будучи нечестивы, и зная, что Он непременно приступит к исцелению, спешили предупредить Его вопросом, надеясь тем воспрепятствовать Ему. Потому и вопрошали: **аще достоит в субботы целити**, с намерением не научиться от Него, но обвинить Его. Хотя довольно было самого дела для обвинения, но они старались уловить Его и в словах, чтобы иметь больше предлогов к обвинению. Но Человеколюбец и исцеление совершает, и ответствует, научая нас скромности и кротости, и обращает все против них, показывая их бесчеловечие. Он вызывает человека на средину не потому, чтобы их боялся, но желая принести пользу и расположить к состраданию. А когда и этим не мог смягчить их, тогда //опечалился//, говорит евангелист [[new:mk:03:05|(Марк. III, 5)]], и разгневался на них за ожесточение сердца их, и сказал: **кто есть от вас человек, иже имать овча едино, и впадет сие в субботы в яму, не имет ли е, и измет? Кольми убо лучши есть человек овчате? Темже достоит в субботы добро творити** [[new:mf:12:11|(Мф. XII, 11, 12)]]. Вразумляет их этим примером, чтоб они оставили свое бесстыдство, и не обвиняли Его опять в преступлении. Но смотри, как различно и пристойно везде Христос защищает нарушение субботы. Когда Он сделал брение для слепого, то не защищался пред ними, хотя и тогда обвиняли Его, потому что самый образ чудотворения достаточно показывал в Нем Владыку закона. Когда ж обвинили Его за исцеление расслабленного, понесшего одр, то Он оправдывается и как Бог, и как человек. Оправдывается как человек, когда говорит: //аще обрезание приемлет человек в субботу, да не разорится закон// (не сказал - да получит пользу человек), то //для чего на Мя гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих// [[new:in:07:23|(Ин. VII, 23)]]? Оправдывается как Бог, говоря: //Отец Мой доселе делает, и Аз делаю// [[new:in:05:17|(Ин. V, 17)]]. Будучи же обвиняем за учеников, отвечает: //несте ли чли, что сотвори Давид, егда взалка сам и сущии с ним? Како вниде в храм Божий, и хлебы предложения снеде// [[new:mf:12:03|(Мт. XII, 3, 4)]]? И представляет в пример священников. Так и здесь говорит: //достоит ли в субботы добро творити, или зло творити? Кто есть от вас, иже имать овча едино// [[new:mk:03:04|(Мк. III, 4, 5)]]? Он знал, что они больше корыстолюбивы, нежели человеколюбивы. А другой евангелист говорит, что Христос, предлагая этот вопрос, взглянул на них, чтобы и самым взором смягчить их; но и от того они не сделались лучшими. Здесь Он совершает чудо одним словом, а во многих других случаях исцеляет и возложением рук. Впрочем, ни то, ни другое не сделало их кроткими; но тогда как человек получал здравие, они от исцеления его делались только худшими. Он прежде сухорукого хотел уврачевать их, и употребил бесчисленные средства врачевания - и прежние дела, и слова; но так как болезнь их была неизлечима, то Он приступил к самому делу. Тогда глагола человеку: **простри руку твою, и простре; и утвердися цела, яко другая** [[new:mf:12:13|(Мф. XII, 13)]]. Что ж делают иудеи? Выходят, говорит евангелист, и советуются, как бы убить Его. **Фарисее же шедше, совет сотвориша на Него, како Его погубят** [[new:mf:12:14|(ст. 14)]]. Не будучи ничем обижены, они хотели убить Его. Вот какое зло - зависть! Не только против чужих, но и против своих всегда враждует. Марк говорит, что они //умыслили это с иродианами// [[new:mk:03:06|(Мк. III, 6)]]. Что ж делает тихий и кроткий Иисус? Узнавши об этом, Он удаляется: **Иисус же, разумев помышления их, отыде оттуду** [[new:mf:12:14|(Мф. XII, 14)]]. Итак, где говорящие, что надлежало быть знамениям? Он показал чрез это, что ожесточенный человек не убеждается и знамениями, а вместе дал разуметь, что напрасно обвиняли и учеников Его. Но достойно замечания то, что иудеи особенно ожесточались благодеяниями, оказываемыми ближнему, и более обвиняли Христа и разъярялись против Него, когда видели кого-либо избавленным от болезни или от греха. Так они клеветали на Него, когда Он хотел спасти блудницу, когда ел с мытарями, и в настоящем также случае, когда увидели исцеленную руку. Но смотри, как Он и не перестает пещись о немощных, и вместе укрощает зависть иудеев. **И по Нем идоша народи мнози, и исцели их всех. И запрети исцеленным, да никому яве Его творят** [[new:mf:12:15|(ст. 15, 16)]]. Народ везде удивляется Ему, и следует за Ним; а фарисеи не оставляют своей злобы. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 9-10 **И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот **[предстал пред Ним]**, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, **[это с тем]** чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы** **И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот **[предстал пред Ним]**, там был человек, имеющий сухую руку** Этот человек есть третий, исцеляемый в синагоге. И должно отметить, что сухая рука сделалась здоровой не на пути, не вне дома, но в месте собрания иудеев. **И спросили Иисуса, **[это с тем]** чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы** Так как Он дал удовлетворительный пример (probabili exemplo) для оправдания нарушения субботы, в котором фарисеи обличали Его учеников; то они хотят изобличить Его самого; они спрашивают: "Позволительно ли исцелять в субботние дни", чтобы обвинить Его в жестокосердии или бессилии, если бы Он не исцелил больного, или в преступлении [закона] о субботе, если бы Он исцелил его. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 9-10 **И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы** Другие евангелисты говорят, что Иисус спросил фарисеев. Итак, можно сказать, что фарисеи, будучи людьми завистливыми, предупредили и спросили Его, как говорит Моисей; затем Христос, со своей стороны, спросил их, как бы насмехаясь и осмеивая их бесчувственность, о чем говорят другие евангелисты. Фарисеи спросили Его с тою целью, чтобы иметь повод к клевете. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **И прешед оттуду, прииде на сонмище их** Марк [[new:mk:03:01|(3, 1)]] сказал, что Он опять вошел в сонмище их, а Лука [[new:lk:06:06|(6, 6)]] говорит яснее: //бысть же и в другую субботу внити Ему в сонмище и учити//. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Ориген ===== **И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их** Слова **отойдя оттуда** проясняют следующее. Когда Он устанавливает новый завет и суббота утрачивает свое значение, тогда из того места, где обвиняют Его и Его учеников, Он переходит не из синагоги, но **в синагогу**, чтобы их грехи достигли окончательной полноты. Они принесли Спасителю бесплодие своих рук, ибо то, что человек имел сухую руку, показывает бесплодие, а [все] бесплодное близко к искоренению. //**Фрагменты.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 9-10 **И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы** **Руку имый суху** (имеющий сухую руку). Это, вероятно, был паралич руки (чит. объясн. [[new:mf:04:24#prot_ioann_buxarev|24 ст. 4 гл.)]], и – болезнь естественная, а не то, чтобы происшедшая от действия злого духа. **Аще достоит в субботы целити** (можно ли исцелять в субботы)**?** Предания старцев до того простирали покой субботы, что запрещалось в этот день делать всякое дело [[new:mf:12:02|(ст. 2)]], даже такое дело милосердия, как лечение больного [[new:lk:13:14|(Лк. 13, 14)]]. Фарисеи не обращали внимания и на то, что Господь исцелял больных одним словом, – не то, что обыкновенные врачи, которые прибегают к лекарствам, требующим напряжения и труда. Только слепая злоба врагов Господа могла истолковать в смысле труда действия Его Божественной животворящей силы, если бы и в самом законе запрещалось лечить больных в субботу. (**Да нань возглаголют**) чтобы обвинить Его, т. е. пред местным судом, какие были в городах и местечках (чит. объясн. [[new:mf:05:21#prot_ioann_buxarev|21 ст. 5 гл.)]], обвинить в нарушении закона о субботе. Что же отвечает Господь фарисеям на их вопрос: можно ли исцелять больных в субботу? Он говорит, что закон о субботе не запрещает дел крайней необходимости, и представляет самое наглядное опровержение измышленного предания относительно субботнего покоя [[new:mf:12:11|(ст. 11]][[new:mf:12:12|-12)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их** [[new:mk:03:01|(Мк. 3:1;]] [[new:lk:06:06|Лк. 6:6)]]. Первое впечатление от рассказа то, что непосредственно после беседы по поводу срывания учениками колосьев в субботу Спаситель отошел из того места, где беседовал, и вошел в иудейскую синагогу. Это было в субботу (ст. 10). Отсюда можно было бы заключить, что путешествие по засеянным полям было “субботним путем”, и притом в синагогу. При таком предположении непонятным оставалось бы только одно: почему, как замечено выше, ученики в такое раннее время (богослужение совершалось, вероятно, утром) были уже голодны. Но, сравнивая этот стих с показанием [[new:lk:06:06|Лк. 6:6]], находим, что Спаситель вошел в синагогу “в другую субботу”. У Марка также намек на это обстоятельство в слове “опять” (πάλιν), хотя и не довольно ясный. Если “опять”, то значит, что Спаситель входил в синагогу раньше, но когда, Марк не указывает. Так объясняют дело Августин и другие толкователи. В этот субботний день было совершено новое чудо. Если раньше поступок учеников не имел явной цели заставить соблазняться иудеев, то здесь Иисус Христос, наоборот, действует с явным намерением опровергнуть мнения фарисеев. Слово “их” следует относить, как и в других местах [[new:mk:09:35|(9:35;]] [[new:mk:10:17|10:17;]] [[new:mk:11:01|11:1)]], вообще к жителям той местности, где находился Иисус Христос (галилеянам). Мнение, что так как дальше (ст. 10) говорится о фарисеях, которые спрашивали Христа, то “их” относится к фарисеям, неправильно. Галилейское место, где произошло исцеление, не названо. На том основании, что здесь выступают против Христа сильные обвинители, что особенно видно из [[new:mk:02:06|Мк. 2:6]]; [[new:lk:06:07|Лк. 6:7, 8]], думают, что событие совершилось в каком-нибудь из значительных городов, где существовала и была в силе партия фарисеев и книжников, и называют или Тивериаду, или Капернаум. Но из слов евангелистов этого не видно, и вопрос о месте события должен остаться нерешенным. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== Ст. 9-14 **И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая. Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его. Но Иисус, узнав, удалился оттуда** Защитив учеников Своих, срывавших колосья в субботу, **И, отойдя оттуда,** где объяснял фарисеям Закон о субботе, в следующую затем субботу **вошел Он**, Господь Иисус Христос, **в синагогу их** и учил. **И вот, там был человек, имеющий сухую руку**, и притом правую. И следили за Господом книжники и фарисеи, не исцелит ли Он этого сухорукого, чтобы найти новый повод к обвинению Его в нарушении Закона о субботе. Они рассуждали так: врач, для излечения больного, должен составлять лекарство, ухаживать за больным, словом, – утруждать себя, работать; а всякий труд в субботу запрещен заповедью Божией, значит, – исцелять болящих в субботу грешно. Они не хотели вспомнить, что спасти жизнь человеку Закон не запрещал и в субботу, следовательно, – и простому врачу не грешно было лечить болящих в день субботний. А Господь исцелял болящих единым прикосновением, единым словом Своим всемогущим. Только слепая злоба врагов Его могла истолковать в смысле труда действия Его Божественной чудотворящей силы, если бы и в самом Законе запрещалось лечить больных в субботу. Сердцеведец видел их лукавые помышления; да они и сами не утерпели, чтобы не высказать их: **И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?** Вопрос, очевидно, имел целью обвинить Его, чтобы иметь причину клеветать на Него. Вопрос был хитрый: если Он скажет «нельзя», то можно будет бросить в Него упреком в жестокости; если же скажет «можно», то Он покажет Себя явным нарушителем субботы, и тогда можно будет сделать на Него донос в местное судилище, какие были тогда в городах и местечках Палестины. Не отвечая совопросникам, Господь, по рассказам евангелистов Марка и Луки, обратился к сухорукому со словами: //«встань и выступи на средину»// [[new:lk:06:08|(Лк. 6:8)]]. И тот встал и выступил. «Заметь милосердие Господа, – говорит святитель Златоуст, – вызвал на середину, чтобы смягчить их его видом, чтобы они, тронувшись этим зрелищем, оставили злобу свою. Но неукротимые и безчеловечные больше хотят помрачить славу Христову, чем видеть больного исцеленным. И вот Господь на их вопрос теперь отвечает вопросом же: //«спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро», как Я делаю, или зло, как замышляете вы в сердцах ваших? «спасти душу, или погубить?»// [[new:mk:03:04|(Мк. 3:4;]] [[new:lk:06:09|Лк. 6:9)]]. Ваше же присловие говорит: кто может, но не хочет, и потому не делает добра, тот делает зло; кто может спасти, но не спасает, тот губит». Фарисеи сами попали в расставленную ими же сеть: им оставалось или сознаться, что сами не понимают духа Закона, или же молчать. Но не затем они пришли сюда, не для того неотступно ходили по следам Господа, чтобы искать истины: //«Они молчали»// [[new:lk:06:09|(Лк. 6:9)]]. Но молчание не помогло им: Иисус Христос тотчас же обратился к суду их же совести и показал им, что сами они, даже в своих житейских делах, вовсе не так строго держатся своего учения о покое субботнем, и нарушают его даже из простой корысти. ** Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу**, у кого только и есть единственная и потому дорогая для него овца, **если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?** Неужели не вытащит ее из ямы? А если вы не считаете нарушением субботы вытащить овцу из ямы, то оказать человеку милосердие – неужели грешно? **Сколько же лучше человек**, созданный по образу Божию, беcсловесной **овцы!** Как же не стыдно вам так лицемерить предо Мною? **Итак** – вот вам Мой ответ на ваш лукавый вопрос: **можно в субботы делать добро**, грешно и небезопасно откладывать доброе дело до другого дня, но в этом, конечно, и вы не сомневаетесь, – вы только притворяетесь незнающими! И, при виде этой лжи, этой внутренней пустоты фарисейской нравственности, чистейшее сердце кроткого и милосердного Господа Иисуса исполнилось праведного негодования и вместе с тем – глубокой скорби об ожесточении сердец этих мнимых праведников, этих гробов покрашенных; Он воззрел на них строгим взором Судии помышлений сердечных; прежде сухорукого Он хотел уврачевать их самих, но их болезнь духовная была неисцельна, и потому Он для большей очевидности тут же исцелил болящего одним словом Своим; **Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою!** И тот, с верой в Его всемогущество, исполнил повеленное; **И он протянул, и стала она здорова, как другая**. Враги Иисусовы теперь были совершенно посрамлены. Христос даже и перстом не коснулся больного, не повелел ему что-либо делать исцеленной рукой, – Он сказал только три слова: //«протяни руку твою»//, и рука исцелилась... Самый придирчивый фарисей не мог сказать, что произнесение этих трех слов можно было считать нарушением субботы. Но эта-то безоружность более всего и разжигала ярость врагов Христовых. По выражению евангелиста Луки, они пришли в бешенство; **Фарисеи же**, – пишет святой Матфей, – **выйдя** из синагоги, **имели совещание против Него, как бы погубить Его.** Евангелист Марк говорит, что при этом фарисеи обратились даже к иродианам, приверженцам Ирода Антипы, в надежде, что эти люди, сильные в Галилее, где жил и действовал Господь, окажут им немалую помощь. На этот раз, ради общей цели – избавиться от ненавистного тем и другим Галилейского Учителя, фарисеи забыли свою вражду с этими еретиками, которые мирились с Римским владычеством, подражали языческим обычаям и богохульно пытались представить Ирода обетованным Мессией! Так злоба фарисеев против Господа находила себе союзников даже в таких людях, которые самим фарисеям были ненавистны! Но кроткий и смиренный сердцем Господь наш, ведая намерения врагов Своих и не желая подвергать опасности жизнь Свою прежде предопределенного времени, удалился от них: **Но Иисус, узнав, удалился оттуда** со Своими учениками к морю Галилейскому. «Такова-то зависть, – восклицает святитель Иоанн Златоуст, – нет зла хуже ее! Завистливый мучит и терзает самого себя прежде того, кому завидует. Когда случится с ближним что-либо неприятное, тогда только он покоен и весел; чужие несчастья он почитает своим счастьем, а благополучие других – своим злополучием. Зависть человека превращает в диавола и соделывает его лютым демоном. От нее произошло первое убийство, от нее осквернена земля... Отчего сделался таким преступным Каин, отчего Исав, отчего дети Лавановы, отчего сыны Иакова, отчего Корей, Дафан и Авирон с соумышленниками, отчего Мариам, отчего Аарон, отчего сам диавол?.. Вместе с этим представь и то, что ты не тому наносишь вред, кому завидуешь, но себя поражаешь мечом». Так поучает святитель Златоуст о зависти. А блаженный Феофилакт, объясняя рассказ об исцелении сухорукого, дает такой урок: «Многие и ныне имеют сухие руки, т.е. не милостивые и не простирающиеся к бедным. Но когда огласит их слово Евангельское, то простирают их для подаяния, хотя фарисеи, т.е. отсеченные от нас демоны (ибо слово фарисей значит отсеченный), по своей вражде против нас, и не хотят того, чтобы руки наши простирались на милостыню, подобно тому, как тогда фарисеи не желали исцеления недужному»... //**Троицкие листки. №801-1050.**// [<10>]