[<10>] ====== Толкования на Мф. 12:20 ====== ===== Свт. Василий Великий ===== **трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы** //Вопрос//. Что значит **«трости надломленной и льна курящегося»**, и в каком смысле кто нибудь одной **«не преломит»**, и другого **«не угасит»**? //Ответ//. Трость сокрушенная, как полагаю, есть тот, кто с какой-нибудь страстью исполняет заповедь Божию; и его надобно не преломлять и отсекать, но более врачевать, как Господь научил, сказав: //«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас»// [[new:mf:06:01|(Матф.6, 1)]]; и как заповедует Апостол, говоря: //«Всё делайте без ропота и сомнения»// [[new:fil:02:14|(Флп.2, 14)]]; и в другом месте: //«ничего не делайте по любопрению или по тщеславию»// [[new:fil:02:03|(Фил.2 3)]]. А **«льна курящегося»**, когда исполняет кто заповедь не с пламенным вожделением и совершенным тщанием, но с леностью и расслаблением; и его не останавливать надобно, а более возбуждать напоминанием судов и обетований Божиих. **//Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы** См. Толкование на [[new:mf:12:17#svt_ioann_zlatoust|Мф. 12:17]] ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== Ст. 20-21 **трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы** Даже через это желание молчать о Себе исполняется сказанное Исаией, о пророчестве которого мы теперь напоминаем: Христос возлюблен Богом, и в Нем благоусмотрение Отчей воли, и Дух Божий на Нем, Он возвещает суд язычникам, и трость надломленная не переломлена, и лен курящийся не погас, то есть бренные и измученные тела язычников не сокрушены, но скорее сохранены для спасения, и маленький огонь, как в курящемся льне, не погас, слабый Израиль не был лишен духа древней благодати, поскольку есть возможность достичь полноты света во время раскаяния. Но это предписывается среди установлений определенного времени - **доколе не доставит суду победы**, то есть уничтожив силу смерти, Он возвратится в Своей славе, будет судить, и язычники верой будут уповать на Его имя. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Прп. Максим Исповедник ===== **трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы** //Что означают слова:// **Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит**? Кто в подражание Господу относится [к людям] с состраданием, тот не допускает, чтобы **надломленный** грехом **переломился** совсем, и если чей-то разум по причине добродетелей окутан дымом тщеславия, он не угашает его, а позволяет питать все то же рвение, пока этот человек не придет к совершенному осознанию. Ведь это же, я думаю, означает и то, что вместе с добрым семенем прорастают и плевелы [[new:mf:13:25|(Мф. 13:25-30)]], то есть вместе с добродетелью всходят страсти человекоугодничества и тщеславия. Сеятель душ велит не вырывать плевелы, пока добродетели не окрепнут, дабы желающий выдернуть эти страсти не вырвал вместе с ними и рвение к добродетели. //**Вопросы и затруднения.**// ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы** //Льна курящегося не угасит// [[old:is:42:03|(Ис. 42:3)]]. О, божественная кротость Господа моего! О, долготерпение дивное! Он не погашает, не пресекает нашей жизни, когда видит, что в нашей душе есть хотя задатки покаяния и исправления, когда хотя только есть курение покаяния, начало исправления, а не самый огнь ревности по добродетели. (Кадило означает это внутреннее сердечное курение.) Трости надломленной не переломит. Хотя я слаб в добродетели, как трость, склоняясь во все стороны от противных ветров, но кроткий и долготерпеливый Господь мой еще не преломляет меня, не посекает меня, но долготерпит на мне, ожидая, не утвержусь ли я в добродетели. Слава кротости Твоей, незлобию и долготерпению Твоему, Господи! //**Дневник. Том XVI. 27 июля.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 20-21 **Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы** Тот, кто не простирает руки грешнику и не несет тяготы брата своего, - [тот] сокрушает надломленную трость. А тот, кто в малых сих презирает слабую искру веры, - [тот] угашает курящийся лен. Христос не делал ни того, ни другого, ибо Он пришел для того, чтобы спасти погибшее. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блаж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 20-21 **Трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы** **Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит** Он мог, говорит, сокрушить иудеев, как надломленную трость, и угасить их гнев, как курящийся или горящий лен, но не хотел, пока не исполнит домостроительства и не победит их во всем. Это обозначают и последующие слова. **доколе не доставит суду победы; и на имя Его будут уповать народы** Чтобы не имели чего-либо в качестве оправдания, все переносил, чтобы впоследствии осудить их и победить не имеющих ничего сказать в ответ. Ибо чего Он не сделал, чтобы приобрести их. Но они не пожелали. Поэтому народы будут уповать на Него, в то время как иудеи не захотели. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы** **Трости сокрушенны не преломит** Тростью назвал иудеев, как вполне бессильных против Божественной и непобедимой Его силы, и не просто тростью, но сокрушенною, для увеличения их бессилия. Говорит, что будучи в состоянии весьма легко сокрушить их, как надломленную трость, Он, однако, не сделает этого, по Своему долготерпению. **и лена внемшася не угасит** Здесь изображает воспламенившийся гнев иудеев против Спасителя и называет льном курящимся, потому что он легко может быть потушен силою Иисуса Христа, подобно тому, как легко тушит кто-либо курящийся, т.е. воспламенившийся, лен. Под льном в этом месте мы разумеем льняную ткань. Но Он не потушит, чтобы терпеть и терпением показать Свою чрезмерную любовь к нам. **дондеже изведет в победу суд** Пока не доведет до конца Своей правды (победа – это конец, а суд – правда), пока не исполнит Своей правды, пока не представит оправданий, которыми осудит иудеев и отнимет у них всякий бесстыдный предлог. После этого сокрушит их как сосуды горшечника жезлом железным ([[old:ps:002:09|Пс. 2:9]]) во время владычества римлян, Веспасиана и Тита, которые осадили и истребили их. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы** **Трость надломленная** (сокрушенная) есть образ крайней слабости, она означает людей бедных, угнетенных, надломленных жизнью или страстями. **Трости надломленной не переломит**. Это значит, что Господь Иисус Христос не отвергнет, но вразумит, подкрепит, исправит и утешит и таких людей. **Лена внемшася** (льна курящегося) **не угасит**. **Лен курящийся** означает тоже слабость и угнетенность, или – человека, который исполняет заповеди Божии без теплого чувства, т. е. не с полным усердием, и еще – человека ослабевшего. Господь и таких людей не отвергнет, но возбудит и поощрит. **Дондеже изведет в победу суд** (пока не доставит суду победы), т. е. Своим смиренным и кротким образом действий Иисус Христос доставит Своему евангельскому учению победу над всем миром, также – победу на страшном суде, когда будут уничтожены все враждебные Ему силы [[new:1kor:15:24|(1 Кор. 15, 24-28)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы** В этом стихе содержится указание на идеальную кротость и любвеобилие Спасителя по отношению ко всем людям, а не к одним только иудеям. Таким именно изображает будущего Избавителя и пророк. Трость надломленная — это всякое сокрушенное, растерзанное сердце, лен курящийся — следы в нем стремления к добру, Богу, покаянное чувство грешника, которое принимается, как бы мало ни было. Вполне понятно, что под тростью надломленною и льном курящимся понимаются люди. Никто не может сказать, что тут не изображаются, так сказать, высшие к ним отношения со стороны Спасителя, не похожие на обыкновенные людские отношения в области “жестокосердия”. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы** См. Толкование на [[new:mf:12:15#troickie_listki|Мф. 12:15]] [<10>]