[<10>] ====== Толкования на Мф. 12:22 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== Ст. 22-24 **Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского** **Тогда приведоша к Нему беснующася слепа и нема: и исцели его, яко слепому и немому глаголати и глядати**. О, злость дьявольская! Заградила оба входа, чрез которые этот человек мог получить веру, - зрение и слух. Но Христос отверз тот и другой. **И дивляхуся народи, глаголюще: еда есть сей сын Давидов? Фарисеи же реша: Сей не изгонит бесы, токмо о Веельзевуле князе бесовстем** [[new:mf:12:23|(ст. 23-24)]]. Казалось бы, что важного сказал народ? Однако фарисеи и того не перенесли. Так они, как заметил я выше, всегда мучатся благодеяниями, оказанными ближним, и ничто их так не огорчает, как спасение людей. Хотя Христос удалился и дал успокоиться их гневу, но зло опять воспламенилось, как скоро новое оказано благодеяние, и фарисеи досадовали более дьявола. Тот вышел из тела, пошел и убежал, ничего не говоря; а они то покушаются умертвить Его, то стараются оклеветать; когда не удалось им сделать первого, то хотят помрачить Его славу. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Иларий Пиктавийский ===== **Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть** Следует своевременное исцеление бесноватого слепого и немого. Ибо неслучайно, когда Он сказал, что весь народ целиком исцелен, теперь Ему сверх того является одержимый бесом слепой и немой, чтобы без всякого затруднения последовал тот же порядок понимания. Фарисеи обвиняли апостолов в том, что они срывают колосья, то есть раньше времени собирают людей сего мира; что милосердие проповедовалось выше жертвы, что человек с сухой рукой исцеляется в синагоге. И это не только нисколько не способствует обращению Израиля, но фарисеи даже вознамериваются убить Его. Итак, после этого следовало, чтобы в образе одного этого человека произошло спасение язычников, чтобы тот, кто был вместилищем демона, слепым и немым, приготовился воспринять Бога, и узрел Бога во Христе, и восславил дела Христовы исповеданием Бога. Народ был поражен этим деянием, но ненависть фарисеев усиливается. Ибо, поскольку эти столь великие деяния Его превосходили человеческую немощь, они постыдно отвергают исповедание еще большим преступлением неверия: они не могли считать эти дела человеческими, но не желали признать их Божиими и говорили, что вся эта власть Его над бесами от веельзевула, бесовского князя. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== Ст. 22-24 **Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского** Над одним и тем же человеком обнаружилось три знамения: слепой - видит, немой - говорит и бывший во власти демона - освобождается. Правда, что тогда это произошло плотским образом; но и ежедневно это исполняется в обращении верующих; так что по изгнании демона первоначально они понимают свет веры, и затем уже уста, молчавшие прежде, открываются для прославления Бога. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== Ст. 22-23 **Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, Сын Давидов** Демон заключил пути к вере: глаза, слух и язык, но Иисус исцеляет, и народ называет Его Сыном Давида, ибо Христа ожидали от семени Давида. И теперь, если увидишь, что иной и сам не постигает добра, и другого слов не принимает, то считай его слепым и немым, которого пусть исцелит Бог, коснувшись сердца Его. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Епифаний Латинский ===== **Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть** Слеп был весь языческий народ, сидящий //во тьме и тени смертной// [[old:is:09:02|(Ис. 9:2)]], и не мог видеть Христа ослепленными глазами сердца, потому что он не знал закона и не мог восхвалить Бога. Он был одержим бесами, потому что после такого идолопоклонства и приверженности бесам он был ведом нечистым духом, словно пленник. //Привели к Нему немого//. Кто как не апостолы [привели его], которые спешат привести к Богу всех язычников, мучимых дьяволом? Иисус исцелил его в их присутствии, так что он **стал говорить и видеть**. Он с**тал говорить**, потому что стал через веру восхвалять Бога. Он **стал видеть** Христа, потому что очи его сердца просветились. Он был исцелен, потому что, оставив отныне безумство идолопоклонства и его разнообразные заблуждения, стал верно служить Господу. //**Толкование на Евангелия.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Тогда приведоша к Нему беснующася слепа и нема: и изцели его, яко слепому и немому глаголати и глядати** "Тогда" – обозначает иногда последовательность и порядок событий, как и выражение: в то время; но иногда то и другое указывает только на время, в которое совершилось то, о чем будет сказано. Под словом κωφος (немой) разумеем в этом месте немого, (а не глухого, как в другом месте). //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть** Что значит **тогда**? Когда Иисус вышел из синагоги (втайне Он презрел синагогу иудеев), тогда в одном человеке перед Ним предстал целый мир. Он был слеп и нем, не видел и не говорил. То есть он не знал своего Творца и не воздавал Ему благодарность. Поэтому, что было видимым образом сотворено в одном человеке, то, очевидно, незримо происходило во всех. Действительно, если бы Бог не оставил иудеев, до сих пор все язычники оставались бы слепы и немы под властью дьявола. ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== Ст. 22-23 **Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов** Народ мог знать слова пророка Исайи о временах явления Мессии: //тогда отверзутся очи слепых и уши глухих откроются, и будет славословить язык немого// [[old:is:35:05|(Ис. 35, 5]][[old:is:35:06|-6)]]; посему и говорил о Христе: не Мессия ли Он, когда исцеляет слепых, глухих и немых? Говорил это простой **народ**, а не народные учители, книжники и фарисеи. Так, всегда народ простой, неученый ближе к вере, чем люди ученые, образованные, гордящиеся, подобно книжникам и фарисеям еврейским, своею ученостью и образованием! //Никогда человек не говорил так, как этот человек// [[new:in:07:44|(Ин. 7, 44-49)]]. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть** У [[new:lk:11:14|Лк. 11:14]] (букв.): //“Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился”.// Таким образом, здесь разница в показаниях; по Матфею, бесноватый был слепой и немой, а по Луке, только немой. Это дало повод некоторым толкователям думать, что у Матфея и Луки рассказывается о двух различных исцелениях. Но такое мнение опровергается Августином, который говорит, что если Лука о чем-нибудь умалчивает, то нельзя думать, что он говорит о другом, а порядок событий у него тот же, как у Матфея. Что больной был нем и слеп, это у Матфея видно и из дальнейших слов, что он стал, по исцелении, говорить и видеть. Чтобы показать, что исцеленный был глухонемой, в некоторых кодексах прибавлено еще — слышать (άκούειν). Мнение, что событие это тождественно с рассказанным у [[new:mf:09:32|Мф. 9:32]] сл., и что Матфей, желая еще рассказать о нем, прибавляет здесь слепоту, несостоятельно. [[new:mk:03:20|Мк. 3:20-22]] не говорит об исцелении бесноватого, но присоединяет сюда особенным образом дальнейшие речи. По Феофилакту демон заключил у бесноватого пути к вере — глаза, слух и язык. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть** См. Толкование на [[new:mf:12:15#troickie_listki|Мф. 12:15]] [<10>]