[<10>] ====== Толкования на Мф. 12:29 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его** После второго опровержения, Он приводит и третье, говоря: **како может кто внити в дом крепкаго, и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго и тогда дом его расхитит**? Что сатана не может изгонять сатану, это ясно из предыдущего, а что иначе и невозможно изгнать сатану, как победивши его наперед - и с этим все согласны. Что же означают слова Христа? Ничего более, как только усиливают то, что Он сказал прежде. Я не только не хочу иметь сообщником дьявола, - как бы так говорит Он, - но даже веду с ним брань и связываю его; доказательством служит то, что Я расхитил сосуды его. Заметь, как Христос опровергает клевету, которую фарисеи старались возвести на Него. Они хотели доказать, что Он не Своею властью изгоняет бесов; а Он, напротив, доказывает, что не только бесов, но самого их начальника прежде всего Он связал по Своей власти, и победил его собственною Своею силою. Это подтверждается самым делом. Если дьявол есть начальник, а бесы его подчиненные, то как можно пленить этих последних, когда он сам не будет побежден и покорен? В этих словах, мне кажется, можно усматривать еще и пророчество. Не только бесы суть сосуды дьявола, но и люди, творящие его дела. Итак, очевидно, здесь говорится не только о том, что Он изгоняет бесов, но и о том, что Он рассеет весь мрак заблуждений во вселенной, разрушит все козни дьявольские и сделает их недействительными. Он не сказал: похитит, но - **расхитит**, показывая тем, что у Него есть власть на это. Христос называет сатану сильным не потому, что он таков по природе, - нет! - но указывая на его прежнюю большую власть, какую он имел над нами по нашей беспечности. //**Беседы на Евангелие от Матфея.**// ===== Свт. Кирилл Александрийский ===== **Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его** [Христос] называет дьявола сильным не потому, что он таков по природе, но показывая его тираническую власть, которую тот приобрел вследствие нашей беспечности. Расхищу его, не позволяя ему иметь людей своими поклонниками, но переубеждая прийти к познанию Бога. Как же он будет Моим союзником против себя самого? //**Комментарии на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его** Мы не должны быть беззаботными: что противник наш силен, это доказывают также победные клики [его]. Дом его - это весь мир, лежащий во зле [[new:1in:05:19|(1 Ин. 5:19)]], что зависит не от качества (dignitate) Творца, но от великих преступлений врага. Сосудами его некогда были и мы. Сильный [ныне] связан и прикован к преисподней и попран ногой Господней, и по сокрушении престолов жестокого властителя пленение его было пленено. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его** Настолько далеко, говорит, отстою от того, чтобы иметь демонов друзьями, что противостою им и связываю их, которые были крепкими до Моего пришествия. Ибо, войдя в дом, то есть в мир, Христос расхитил сосуды демонов, разумею людей. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Или како может кто внити в дом крепкаго и сосуды его расхитити, аще не первее свяжет крепкаго, и тогда дом его расхитит** Продолжает приточную речь. Крепким называет бесовского князя не потому, что он таков по природе, а потому что он доселе был неограниченным тираном и угнетал ставших слабыми по своей беспечности. Сосуды его – это подчиненные ему бесы, как его орудия, потому что сосудами называются и орудия. Поэтому Лука назвал их – всем оружием его [[new:lk:11:22|(Лк. 11:22)]], которым он приводил в свое рабство несчастных людей. Этим примером Христос приводит к заключению, что Он не только не имеет Своим другом князя бесовского, но даже и связал его силу как величайшего врага. Отсюда следует, что как не может кто-либо войти в дом сильного и похитить сосуды, охраняемые им, если наперед не свяжет сильного, – так и Он не расхитил бы, т.е. не прогонял бы бесов, если бы прежде не связал князя, укрепляющего их. Нужно знать, что не всегда примеры до подробности соответствуют тем предметам, для которых они берутся, но в большинстве случаев только в более сродных и главных частях. Некоторые говорят, что сосуды бесов – это беснующиеся, которых Христос похитил у них, связав их силу. Могут быть также названы сосудами диавола все, которые совершают диавольские дела и подчиняются его желаниям. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== ** Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его** Это третье опровержение. В отношении к Иисусу Христу, эти слова имеют следующий смысл: **дом сильного** означает царство сатаны; Господь называет сатану сильным, указывая на его прежнюю большую власть над людьми. **Вещи сатаны** – это демоны, которыми он пользуется для своих злых целей в отношении к людям, и люди, исполняющие его волю [[new:in:08:44|(Ин. 8, 44)]]. **Расхищать вещи** значит изгонять бесов. Если Христос изгоняет бесов, то Он этим прямо удостоверяет, что победил князя бесовского. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его** [[new:mk:03:27|(Мк. 3:27;]] [[new:lk:11:21|Лк. 11:21-22)]]. В ст. 28 сделан был первый вывод из доказательств, представленных Христом. И доказательства, и вывод были сами по себе достаточны. Но рассматривая предмет с другой стороны, Спаситель представляет и еще доказательства. У [[new:lk:11:21|Лк. 11:21-22]] речь, будучи почти тождественна по смыслу, по выражениям совершенно различна Матфей ближе здесь к Марку, чем к Луке. Слово “или” переводят различно: “иначе”, “и”, “ибо”, “ли”; в арабском перевод “и”. Нельзя согласиться с мнением, что член пред ἰσχυροῦ здесь обозначает особенную силу. Он просто указывает на предыдущее, на сатану или Веельзевула, потому что ясно, что именно его следует разуметь под “сильным”, хотя речь имеет и не сколько более общий смысл. Эта образная речь, напоминает [[old:is:49:24|Ис. 49:24]] сл. Образы взяты из действительной жизни. Смысл речи понятен. В применении к деятельности Христа она отличается большою убедительностью. Если кто-нибудь силен, то на него нелегко напасть и разграбить его имущество. Так и Христос не мог бы противодействовать диаволу, если бы он был недостаточно силен, чтобы помешать изгнанию подчиненных ему бесов. //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его** См. Толкование на [[new:mf:12:15#troickie_listki|Мф. 12:15]] [<10>]