[<10>] ====== Толкования на Мф. 13:9 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Кто имеет уши слышать, да слышит** См. Толкование на [[new:mf:13:03#svt_ioann_zlatoust|Мф. 13:3]] ===== Свт. Григорий Палама ===== **Кто имеет уши слышать, да слышит** Не в том смысле, что не все люди имеют уши, но в том смысле, что не все имеют их для слышания спасительного слова. Поскольку же и «ум видит и ум слышит», по выражению уважаемого Пифагора, то внимающие с умом и сознанием, это – те, //«которые имеют уши, чтобы слышать»//. Если же и //«разум благ творящим и»// [[old:ps:110:10|(Пс.110:10)]], и слово познается по делам [[new:mf:07:20|(Мф.7:20)]], то, следовательно, тот имеет свои уши слышащими, кто не просто слушает, но и слушается и старается слышанное привести в дело. **//Омилия 52. На четвертое воскресение Евангельских чтений по Луке.//** ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Кто имеет уши слышать, да слышит** Не напрасно Христос Господь говорит в Евангелии: **«Имеющий уши слышать, да услышит»**. Все имеют уши, но не все имеют уши слышать. Через уши слышать – значит иметь уши души отверстые. Никакой пользы не приносят нам уши телесные, когда уши душевные затворены. Тело имеет свою глухоту, когда уши его закрыты. Так и душа имеет свою глухоту, когда слух у нее закрыт. Телесно глухой не слышит, что ему говорит, приказывает и обещает человек, так как не может слышать. Так и душевно глухой, то есть тот, который слух души своей закрытым имеет, не слышит, что ему Бог говорит, приказывает и обещает. Как можно слышать без открытого слуха? У всякого блудника и прелюбодея, у всякого хищника, разбойника, мздоимца, лихоимца, у всякого сребролюбца, сластолюбца – словом, у всякого беззаконнующего закрыты уши душевные, и потому душа глуха. Сколько такие слышат слово Божие, но не слушают Бога и не исправляются. Слушают они – и не слышат. Слышат телесными, но не слышат душевными ушами. И как могут ими слышать, когда они у них закрыты? Сколько люди слышат Христово слово: //«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»// [[new:mf:11:28|(Мф.11:28)]], – но не хотят к Христу прийти и покой иметь. Держатся за мир, как за любимое свое сокровище, хотя он и беспокоит, и губит их. Это глухота душевная! //«Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною»//, – говорит Христос Господь [[new:otkr:03:20|(Откр.3:20)]]. Истинно и неложно это слово! За всех Кровь Свою пролил Милосердный Иисус, всех хочет спасти, всех и каждого посещает, у всякого при доме сердечном стоит и стучит в двери, хочет войти и сладчайшую сотворить вечерю. Но глухая душа не слышит пресладкого этого голоса. Какая душа не открыла бы дверей дома своего и такого великого, такого дорогого, такого вожделенного Гостя с охотой и радостью не приняла бы, если бы услышала голос Его? Этот Гость нашей пищи и пития не требует. Свою Он нам поставляет трапезу, Своею небесною пищею и Своим сладким питием наслаждает нас. Но то беда, что бедная душа не слышит голоса Иисусова, потому и дверей не открывает Ему, и посещения Его и пресладкого наслаждения лишается. Бедственна глухота телесная, как сам знаешь, человек. Но еще более бедственна душевная глухота, ибо никакого Божия слова, без которого все злополучно, не допустит до души дойти. О Милосердный Иисусе! Открой уши душ наших. Да услышим святое слово Твое! Воззри с неба святого Своего и скажи нам: //«еффафа», то есть: отверзись»// [[new:mk:07:34|(Мк.7:34)]]. **//Сокровище духовное, от мира собираемое.//** ---- Примечай, что Господь говорит во Евангелии: **«Кто имеет уши слышать, да слышит!»** Видишь, что надо не только уши иметь, но еще и **«уши»**, чтобы **«слышать»**. Все люди имеют уши, но не все имеют **«уши»**, чтобы **«слышать»**. Видишь, что есть другие уши, которыми слышим Слово Божие, то есть уши души. Кода эти уши заткнутыми имеем, то нам никакой пользы Слово Божие не подаст, как глухим. Ибо хотя оно и воспринимается внешним слухом, но поскольку внутреннего слуха не имеет человек, то и не доходит слово до души, как не доходит всякий глас до глухого человека. Отсюда бывает, что слышит человек проповедь Слова Божия, и часто хвалит, но тем словом не обновляется, не подвигается и не возбуждается к покаянию и его плодам, и так бесплодно бывает для него слово. Ибо какая глухому польза от слова? Никакой. Когда слышит, что царь земной, или господин его, или отец ему приказывает или обещает что, то с радостью и надеждой делает и надеется на то. Почему? Потому что внешними глазами видит их и ушами слышит, и обещанное видит. Бога ли, Царя Небесного, великого и страшного, не будет слушать и обещанию Его неложному не будет веровать, если душевными очами видит Его и уши души отверстыми имеет? Итак, знак неведения Божия в душе и глухоты ее в том, что человек Слова Божия не слушает и заповедей Его не исполняет. В таком человеке, хотя бы он и премудрым был, и око и ухо души закрыты тьмой и мглой, как покрывалом. Помышляй и помни, что Бог, слово Которого в святых книгах содержится, тебе говорит, душе твоей, а не телу твоему, и подлинно так, душе твоей повелевает, запрещает, обещает, грозит, открывает, зовет к себе, отводит от гибели, и призывает к вечному блаженству, велит мир презирать и вечной жизни искать, – и молись Иисусу, Который //«глухому и косноязычному слух отверз и разрешил узы его языка»// [[new:mk:07:32|(Мк 7:32–35)]], – и тогда услышишь Слово Божие не только внешними ушами, но и внутри тебя. Тогда душа твоя обновляться и переменяться будет, тогда сам себе удивляться будешь, так как иначе все будешь слышать, чем прежде слышал. Тогда с Давидом будешь говорить: //«Сколь сладки для гортани моей слова Твои, Боже»// [[old:ps:118:103|(Пс 118:103)]]. И еще: //«Закон уст Твоих лучше для меня, чем множество золота и серебра»// [[old:ps:118:072|(Пс 118:72)]]. Если царя земного слова и речь с радостью и сладостью слушает человек, то Бога ли не послушает? Ибо Божие Слово сладкое, любезное, животворящее, увеселяющее, будучи словом уст Божиих. Хотя бы и через людей нам говорил Бог, но от уст Его святых произошло слово то. Тогда, слыша Евангелие читаемое, услышишь как бы Самого Христа говорящего, ибо те же слова читаются там, которые говорил Христос, когда по земле ходил. Всему этому начало – прозрение души и отверстый слух ее. Ибо эти чувства, зрение и слух, как внешние на теле, так и внутренние в душе являются главнейшими. И как тело без них слепо, глухо и бедно, так без того и душа слепа и глуха, и потому в великом бедствии находится. **//Письма келейные. Письмо 102.//** ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Кто имеет уши слышать, да слышит** У кого внутренний слух сердца не загражден духовным нечувствием; тот да слышит, что при сих размышлениях говорит ему внутренний свидетель и судия правды и греха, – совесть. //**63. Слово в день рождения Благочестивейшаго Государя Императора Николая Павловича всея России (Говорено в Кафедральной церкви Чудова монастыря, июня в 25 день; напечатано отдельно и в собраниях 1835, 1844 и 1848 годов). 1826 год**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Кто имеет уши слышать, да слышит** Он призывает нас к пониманию сказанного каждый раз, как только нас убеждают этими словами. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Кто имеет уши слышать, да слышит** Господь показывает, что приобретшие духовные уши должны понимать это духовно. Многие имеют уши, но не для того, чтобы слушать; поэтому и прибавляет: "**Кто имеет уши слышать, да слышит**. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **Имеяй ушы слышати да слышит** Это сказал и [[new:mf:11:15#evfimij_zigaben|в одиннадцатой главе]]; найди там и объяснение. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Анонимный комментарий ===== **Кто имеет уши слышать, да слышит** См. Толкование на [[new:mf:13:08#anonimnyj_kommentarij|Мф. 13:8]] ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Кто имеет уши слышать, да слышит** Эти слова нередко присоединял к Своему учению Иисус Христос. Они указывали на то, чтобы слышащие особенно обратили свое внимание на известное учение (см. объясн. [[new:mf:11:15#prot_ioann_buxarev|15 ст. 11 гл.)]]. Значат они и то: кто желает познать истину, кто не заглушает в себе голоса совести, тот пусть вдумается в смысл сказанного и приложит это к самому себе. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Кто имеет уши слышать, да слышит** [[new:mk:04:09|(Мк. 4:9;]] [[new:lk:08:08|Лк. 8:8)]]. Так же, как и в [[new:mf:11:15|11:15]], у Матфея пропущено (по некоторым чтениям) “слышать”, которое встречается у Марка и Луки. Таким образом, буквальный перевод: “кто имеет уши, пусть слышит” (Тертуллиан: qui habet aures audiat). //**Толковая Библия.**// ===== Троицкие листки ===== **Кто имеет уши слышать, да слышит** См. Толкование на [[new:mf:13:01#troickie_listki|Мф. 13:1]] [<10>]