[<10>] ====== Толкования на Мф. 13:23 ====== ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать** Слово Божие, как солнечные лучи, упадающие на плодоносную почву, быв выслушано и понято добрым человеком, непременно делает плодоносною душу человека, потому что оно //живо и действенно и острейше всякого меча обоюду остра// [[new:evr:04:12|(Евр. 4:12)]]. В земной почве есть богодарованные силы произращать по роду и по подобию известные растения; солнце только возбуждает своим светом и теплотою эти силы. В душе человека также есть богодарованные силы плодить из себя также по роду и по подобию, или по известным формам, добрые мысли, чувства и дела. Слово Божие возбуждает эти уснувшие для добра силы, сообщает им энергию и самую сильную способность приносить плоды сам-сто, сам-шестьдесят, сам-тридцать. //**Дневник. Том I. 1856.**// ===== Блж. Иероним Стридонский ===== **Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать** Как на земле дурной обнаруживается троякое различие [посеянного]: при пути, на каменистой и тернистой почве, так и на почве доброй различается троякий плод: **в сто** раз, **в шестьдесят** раз и **в тридцать** раз. Но как на первой, так и на второй происходит изменение не сущности [семени], а произволения [почвы]. Семя воспринимается сердцем как у верующих, так и у неверующих. //Приходит//, говорит Он, //злодей и похищает посеянное в сердце его// [[new:mf:13:19|(Мф. 13:19)]], но, по слову Его, и во втором, и в третьем случае это тот, который слышит слово [Божие]. В толковании о доброй земле также говорится о том, кто слышит слово. Таким образом, мы должны сначала услышать, потом понимать, а после понимания произвести плод в учении и дать плод или стократный, или шестидесятикратный, или тридцатикратный, о которых мы более подробно сказали в книге против Иовиниана, а теперь излагаем кратко, относя стократный плод к девственницам, шестидесятикратный - к вдовицам, а тридцатикратный - к чистому супружеству, ибо брак достоин чести, и ложе не осквернено [[new:evr:13:04|(Евр. 13:4)]]. Некоторые из наших относят стократный плод к мученикам; но если это так, то священные супружеские союзы исключаются из числа участников в принесении доброго плода. //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Блж. Феофилакт Болгарский ===== **Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать** Различны виды добродетели, различны и преуспевающие. Обрати внимание на то, что в притче есть порядок. Ибо прежде всего нам должно услышать и уразуметь слово, чтобы мы не были подобны тем, которые находятся при дороге. Затем должно прочно хранить слышанное, потом - быть не любостяжательными. Суди, какая польза, если услышу и сохраню, но любостяжанием заглушу? //**Толкование на Евангелие от Матфея.**// ===== Ориген ===== **Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать** Кажется, что Даниил, зная, что разумные и множество праведных, различающихся славой, являются светом миру, сказал: //И разумные будут сиять, как светлость тверди, и множество праведных, как звезды, вовеки и навсегда// [[old:dan:12:03|(Дан. 12:3)]]. И апостол, написав: //Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе, так и при воскресении мертвых// [[new:1kor:15:41|(1 Кор. 15:41-42)]], говорит то же, что и Даниил, заимствовав эту мысль из его пророчества. //**Комментарий на Евангелие от Матфея.**// ===== Евфимий Зигабен ===== **А сеянное на добрей земли, се есть слышай слово и разумевая: иже убо плод приносит и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять** **А сеянное на добрей земли, се есть** А посеянное на хорошем поле – это тот, кого сейчас обозначит. **Слышай слово и разумевая** Разумеющий, т.е. скрывающий в глубине сердца, где оно свободно от злоумышлений. Поэтому Марк [[new:mk:04:20|(4, 20)]] сказал: //иже слышат слово и приемлют//, – а Лука [[new:lk:08:15|(8:15)]]: //иже добрым сердцем и благим слышавше слово, держат//. Сердцем весьма часто Священное Писание называет душу. **иже убо плод приносит и творит ово сто, ово же шестьдесят, ово тридесять** Это объяснено уже немного выше. //**Толкование Евангелия от Матфея.**// ===== Прот. Иоанн Бухарев ===== **Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать** **Четвертое семя падает на доброй земле и приносит плод** [[new:mf:13:08|(ст. 8)]]. Это семя означает таких людей, которые всем своим сердцем и умом принимают слово, чистое сердце их открыто для действия слова, как хорошая земля для дождя и лучей солнца; слово пускает в нем глубокие корни, – эти люди постоянно заняты мыслью о своем спасении, борются с искушениями, и таким образом у них слово приносит плоды веры и добрых дел. **Приносят плод во сто, шестьдесят и тридцать крат**, т. е. различные плоды, в одних больше, в других меньше. Это зависит не от природы людей, а от их воли, и значит, что человеколюбивый Господь требует не одинаковой степени добродетели, но награждает за всякую. **//Толкование на Евангелие от Матфея.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать** [[new:mk:04:20|(Мк. 4:20;]] [[new:lk:08:15|Лк. 8:15)]]. Лучшее толкование этого места принадлежит, из древних толкователей, Евфимию Зигабену, который правильно понимает слова Христа в общем смысле. Под плодом во сто крат Спаситель понимал, по словам Зигабена, совершенную плодоносность добродетели; в шестьдесят — среднюю, а в тридцать — слабую. Что это толкование лучшее, видно из того, что в том же общем смысле излагает объяснение Спасителем Своей притчи и евангелист Марк [[new:lk:08:15|(8:15)]]: “а упадшее на добрую землю — это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце, и приносят плод в терпении”. **//Толковая Библия.//** ===== Троицкие листки ===== **Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать** См. Толкование на [[new:mf:13:10#troickie_listki|Мф. 13:10]] [<10>]